Третий раздел проекта нового Основного закона Приднестровской Молдавской Республики обсуждался в ходе заседания 26 июня комиссии по развитию и совершенствованию Конституции ПМР в рамках гармонизации с Конституцией РФ. В частности рассматривалась тема организации деятельности президента и правительства республики. Об этом сообщили 29 июня корреспонденту ИА REGNUM Новости в пресс-службе президента ПМР.

В начале заседания президент ПМР Игорь Смирнов заявил, что "не надо забывать о том, что республика у нас президентская". "Да, Конституция Российской Федерации - наш самый главный арбитр. Но Россия - это Россия. Гармонизация - это не унификация, я еще раз повторяю. Невозможно просто так взять и все перенять, не учитывая особенностей построения и развития нашего государства", - отметил Смирнов.

В ходе заседания были рассмотрены 19 статей, которые определяют уровень и объем полномочий президента, а также устанавливают новый порядок работы исполнительной власти в республике. Как отмечается, в своем большинстве они повторяют нормы основного российского закона, за исключением тех пунктов и статей, которые учитывают приднестровскую специфику. Среди нововведений действующим органом исполнительной власти предложено установить правительство и ввести должность председателя правительства, который назначается президентом с согласия парламентариев. Также комиссией предложено создать в республике двухпалатный парламент в форме государственного собрания, формируемого из палат представителей и законодателей. С окончательным названием палат Комиссия еще не определилась. Таким образом, согласно рассматриваемым поправкам, президент ПМР получает право роспуска законодателей в случае, если они трижды не согласовывают кандидатуру премьера. В свою очередь законодатели могут выразить недоверие правительству республики большинством голосов от общего числа депутатов. Если президент не согласен с таким решением, то они в течение трех месяцев могут повторно выразить недоверие правительству, и тогда президент обязан объявить либо об отставке правительства, либо распустить законодательный орган. Председатель правительства может поставить перед законодателями вопрос о доверии правительству, и если в доверии ему отказывают, президент в течение семи дней принимает решение или об отставке правительства, или о роспуске законодателей и назначении новой даты выборов.

По итогам заседания, работу комиссии президент оценил как "конструктивную", отметив при этом, что "во главу угла мы ставим гармонизацию с Конституцией Российской Федерации, и если возникали какие-то спорные вопросы, то мы обращались к этому документу". "Конституционная комиссия отработала очень продуктивно. Мы закончили раздел, касающийся полномочий президента и правительства. Все предложения, которые возникают в ходе обсуждения, фиксируются. Они будут изучены и приняты к сведению. С таким подходом, я думаю, мы сможем успешно гармонизировать нашу Конституцию с российской, с последующим ее вынесением на референдум", - отметил Смирнов.

Напомним, согласно распоряжению президента ПМР от 7 мая 2009 года, была создана Комиссия по развитию и совершенствованию Конституции Приднестровской Молдавской Республики. В настоящее время в результате двухмесячной работы данной комиссии готовы первые два раздела проекта нового Основного закона ПМР. В настоящее время в результате двухмесячной работы данной Комиссии готовы три раздела проекта нового Основного закона ПМР. Необходимо отметить, что Комиссия по развитию и совершенствованию Конституции ПМР была создана при президенте ПМР Игоре Смирнове после того, как в республике начались активные дискуссии по вопросу разрабатываемых парламентом ПМР конституционных поправок. При этом в парламенте ПМР создана альтернативная Конституционная комиссия. 26 июня депутаты утвердили регламент ее работы.

Ранее, 15 апреля Верховный совет ПМР в I чтении принял проект закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию ПМР". Инициированные поправки предполагали сближение конституционной модели регулирования общественных отношений Приднестровья с моделью, которая действует в Российской Федерации. Также в рамках законопроекта планировалось упразднение поста вице-президента Приднестровья, который с 2006 года и по настоящее время занимает Александр Королев. При этом в Российской Федерации должность вице-президента отсутствует с 1993 года. В результате проект закона конституционных изменений столкнулся с полным неприятием со стороны исполнительной власти ПМР и поддерживающих их сил. 23 мая в адрес президента ПМР поступило обращение депутатов Верховного совета ПМР I созыва с призывом распустить действующий состав Верховного совета ПМР IV созыва. Документ от имени собрания подписали советник президента ПМР Анна Волкова и глава Координационного совета общественных объединений и политических партий ПМР Владимир Воеводин. Данную позицию также поддержал ряд пропрезидентских общественных организаций и политических партий. В итоге в адрес председателя Верховного совета ПМР Евгения Шевчука 27 мая поступило заявление группы депутатов - авторов данной законодательной инициативы - с призывом отозвать законопроект. Однако, несмотря на это, 3 июня сторонники президента ПМР провели пикетирование Верховного совета, в котором участвовали около трех десятков пенсионеров. После этого 9 июня Координационный совет ПМР обратился в адрес Министерства госбезопасности ПМР с просьбой оценить деятельность парламентской фракции "Обновление" Верховного совета ПМР. В т оже время, в адрес приднестровского парламента регулярно поступают обращения граждан республики, в которых выражается недовольство деятельностью исполнительной власти ПМР.