Если вывести за скобки ставшее традиционными для развития отношений России со многими странами подписание соглашений об энергетическом сотрудничестве, то нынешний визит президента России Дмитрия Медведева в Баку можно назвать сенсационным. И вот почему.

Говоря о возможностях урегулирования карабахского конфликта, глава российского государства сделал заявление о том, что он "может быть урегулирован в достаточно близкой исторической перспективе, и Россия сделает все для этого". Но при этом Дмитрий Медведев подчеркнул, "что подобные конфликты могут быть урегулированы только на основе международного права и взаимного уважения".

Накануне очередной встречи Алиев-Саргсян, намеченной на середину июля в Москве, такое заявление звучит многообещающее. Не случайно появились слухи о готовящемся новом пакетном соглашении по карабахскому урегулированию, которое подготовили сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Во всяком случае, посольство Франции в Баку распространило заявление о том, что состоявшаяся в Париже двухсторонняя встреча министров иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова и Армении Эдварда Налбалдяна, а затем их встреча с сопредседателями МГ ОБСЕ, "прошла в конструктивном духе".

На парижской встрече стороны обсуждали возможности продолжения тех подвижек на переговорах, которые были достигнуты на ранее состоявшейся в Санкт-Петербурге встрече президентов Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна. Поэтому для того, чтобы закрепить достигнутое продвижение на переговорах, сопредседатели МГ ОБСЕ выдвинули "новые предложения по компромиссам". В контексте подготовки встречи президентов Армении и Азербайджана сопредседатели приняли решение в начале следующего месяца совершить визит в Азербайджан, Армению и Нагорный Карабах.

Однако в этой комбинации многое начинает смущать. Известно, что ранее Баку предпринял немалые усилия для того, чтобы торпедировать подготовленную при посредничестве Швейцарии и при активном участии американской дипломатии турецко-армянской "Дорожной карты". Ныне активизировалась французская дипломатия. У Парижа с Ереваном свои отношения. Ни для кого не секрет, что основным двигателем этих отношений является многочисленная - около полумиллиона человек - армянская диаспора. Недавно президент Армении Серж Саргсян назначил известного французского шансонье армянского происхождения Шарля Азнавура послом Армении в Швейцарии и постпредом в штаб-квартире ООН в Женеве. А нынешний министр иностранных дел страны Эдвард Налбандян до своего назначения был послом во Франции.

Сильны позиции армянской диаспоры и во французском Сенате. Помимо этого, Франция открыто выступает против принятия Турции в Европейский союз, но приветствовала сближение Турции и Армении. Поэтому на фоне циркулирующих слухов о возможном прорыве в урегулировании карабахского конфликта, Франция, вслед за США, стала проявлять активность с расчетом, возможно, стать, как некогда в кавказском кризисе, решающей посреднической стороной.

Однако, выстраиваемые за кулисами самые хитроумные комбинации могут дать эффект только при одном условии: конфликтующие стороны должны принять предлагаемые сценарии урегулирования. Какие они? Апелляция к нормам международного права практически неперспективна. Все дело в том, что в главном источнике международного права − Уставе ООН − в п.2 ст.1 провозглашается, что первостепенной целью Организации является укрепление всеобщего мира и развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. А в ст.55 процесс самоопределения народов причислен к оптимальным условиям стабильности и благополучия.

С другой стороны, то же международное право трактует принцип "сохранения территориальной целостности" многопланово и расплывчато, что вызывает в юридической международной литературе огромную полемику. Поэтому Ереван и Баку смогут договориться по Карабаху только в том случае, если примут общее понимание норм международного права. Но реальность пока такова: Баку настаивает на сохранении в своем составе Нагорного Карабаха с предоставлением ему "максимально высокой автономии", в то время как Степанакерт ратует за признание "своей национальной государственности".

Тогда что же имел в виду Дмитрий Медведев, говоря о достаточно близкой исторической перспективе карабахского урегулирования? В этой связи бакинский политолог Фикрет Садыхов многозначительно заявил: "Сейчас на повестке дня находится проект большого соглашения по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Он связан с возвращением оккупированных армянами азербайджанских районов". Собственно говоря, именно подобный сценарий дальнейших действий и вытекал из подписанной в конце апреля между Арменией и Турцией "Дорожной карты", предусматривающей не только восстановление дипломатических отношений между двумя соседними странами, но и открытие между собой границ. В ответ, как намекали в национальных СМИ "источники" в турецком МИДе, Армения брала на себя обязательства освободить некоторые оккупированные азербайджанские районы. Более того, во время последнего визита в Москву президент Азербайджана Ильхам Алиев на встрече с российскими журналистами говорил о проблеме Лачинского коридора "с пониманием" и считал ее вполне регулируемой.

С другой стороны, и американский сопредседатель МГ ОБСЕ Мэтью Брайза высказывал уверенность в том, что нормализация турецко-армянских отношений должна проводиться независимо от карабахского урегулирования в тактическом смысле, а в стратегическом "будет пересекаться".

Сейчас можно делать только предположения. Либо Баку решил вернуться к исходному варианту урегулирования карабахской проблемы, который предусматривается турецко-армянской "Дорожной картой". Либо, как уже не раз бывало, азербайджанская дипломатия, понимающая сложность "игры только на одном поле", будет торпедировать все исходящие с Запада инициативы по карабахскому урегулированию, пока не подтянет ближе к себе Россию. Какой из этих вариантов более реален - мы скоро узнаем.