Два крупнейших города - Чебоксары и Новочебоксарск - хотя и продолжают в основе своей развиваться самостоятельно, но стратегические проекты по развитию территорий рассматриваются уже в контексте интересов сразу двух городов. В рамках агломерационных процессов реализуются и масштабные проекты, связывающие территории, - в частности, "Новый город", новый полигон твердых бытовых отходов. При этом ныне действующая Пихтулинская свалка, раскинувшаяся на более чем 30 гектаров, по мнению ряда экспертов является едва ли не главной экологической проблемой Чебоксар и Новочебоксарска. О решении этих и других проблем - в интервью ИА REGNUM Новости директор чебоксарского предприятия ОАО "Спецавтохозяйство" Николай Степанов.

REGNUM: Уже не раз говорилось о том, что Пихтулинская свалка себя изжила. Высказывалось мнение, что свалка мешает объединению Чебоксар и Новочебоксарска, отталкивает инвесторов по строительству "Нового города". В то же время строительство нового полигона требует многомиллионных вложений, при этом ситуацию усложнил и нагрянувший кризис. Какие пути решения вы видите на данном этапе?

Действительно, Пихтулинская свалка растёт на глазах. На мой взгляд, один из путей минимизации проблемы в сегодняшней ситуации - опрессовка мусора. Сейчас мы используем цех перегрузки на Марпосадском шоссе, но, к сожалению, не в полном объёме. Причина - одна: отсутствие промышленного пресса, который позволял бы мусор прессовать и далее уже в виде брикетов вывозить на свалку. К примеру, ежемесячно из Чебоксар мы вывозим 78 тыс. кубометров, в год - около 1 млн. Всего на Пихтулинскую свалку ежегодно вывозится около 1,3 млн кубов мусора. Для понимания: за год она вырастает примерно на два этажа дома. Если вывозить в опрессованном виде, то, скажем, из 70 тыс. кубометров мусора можно получить 2.300 тюков, которые можно компактно складировать, как кирпичи. И объёмы мусора были бы значительно меньше, химические процессы и изоляция мусора с точки зрения экологии - также были бы совсем другими. Промышленный пресс стоит около 11 млн рублей, эти средства были заложены в бюджет города, но в связи с кризисом пока этих денег нет.

Второй момент - сортировка мусора. С одной стороны, для этого, конечно, нужен цех переработки, с другой - сами горожане могли бы внести свою лепту в этот процесс. Для начала в качестве эксперимента в одном-двух микрорайонах горда необходимо установить сортировочные бункеры - отдельно для стекла, отдельно для бумаг, пищевых продуктов и т.д. Если бы мы перешли на сортировку, то, конечно, количество мусора было бы гораздо меньше - не 70-80 тыс. кубометров, а, может быть, 50-60 тыс. Процесс приучения наших жителей к тому, что надо сортировать мусор, - длительный, не одного дня, но нужно его начинать. Горожан необходимо к этому приучать. Так что резервы и потенциал для значительного снижения "мусорных" объёмов есть.

И вот ещё на что хотелось бы обратить внимание. Сейчас идут поиски инвестора для строительства нового полигона ТБО. В принципе, ведь сегодня не требуется, чтобы этот полигон был построен сразу в том объёме, который должен существовать. Сегодня надо начинать с малого. Для этого, на мой взгляд, нужны хотя бы небольшие бюджетные деньги - республиканские, городов Чебоксары и Новочебоксарск, Чебоксарского района. Может быть, заложить дополнительные средства в тарифе. Это требует отдельного разговора... Но работу уже надо начинать, и начинать без инвестора. И начинать с малого, ведь речь не идёт об освоении сразу всей территории, отведённой под полигон. Это процесс многоэтапный, при этом до сих пор нет расчётов по этапности введения его в эксплуатацию - расчётов объемов брикетированного мусора и необходимых средств. Ведь сегодня никто не посчитал, какой объём займут эти 1,3 млн кубов мусора, если его прессовать. Что касается места для полигона, то площадка возле "Химпрома" - очень, на мой взгляд, удачный выбор. Она удалена от города, здесь есть база, подъездные пути.

REGNUM: То есть роль инвестора несколько преувеличена?

Инвестор - это ведь, в первую очередь, бизнесмен, и "зарывать" просто так в землю 600-700 млн рублей он не будет. Для получения прибыли он будет повышать, никого не спрашивая, тарифы. И они так могут подскочить, что мы все тут за голову схватимся. К примеру, в прошлом году в Чебоксарах было несколько потенциальных инвесторов из Москвы, и все они, как один, говорили: отдайте нам "Спецавтохозяйство" и отпустите тарифы, мы сами будем их регулировать. При этом ни у кого из них "живых" денег не было, они хотели взять кредит в банке под "Спецавтохозяйство". Зачем нужны такие инвесторы? С такими подходами мы и сами можем взять кредит - под гарантии города. То есть возникают удивительные вещи: люди появляются без денег и при этом начинают условия ставить... Есть хрестоматийные примеры, когда городские власти отдавали бизнесу муниципальное жилищно-коммунальное предприятие, а после того как взвинчивались тарифы и возмущение жителей достигало предела, муниципалитету приходилось создавать предприятие по-новому. Потому что речь идёт об обеспечении жизнедеятельности города и его жителей. И к этому вопросу надо подходить по-государственному. Не нужно аморфных, непонятных инвесторов искать, у которых в голове единственное - всё забрать под себя, тарифы установить такие, какие хочется, а потом построить полигон. Я считаю, что надо определиться двум городам и Чебоксарскому району, с чего начинать работу. То есть перейти от слов к делу. Пусть для начала небольшие вливания будут.

Как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, новый полигон для захоронения ТБО, планируется построить на стыке трех муниципалитетов и рассчитан на них, поэтому и предполагается софинансирование со стороны Чебоксар, Новочебоксарска и Чебоксарского района, при этом львиную долю расходов берёт на себя столица Чувашии. В Чебоксарах Пихтулинскую свалку рекультивируют - на эти цели, по экспертным данным, необходимо порядка 87 млн рублей. Взамен должен быть построен полигон для захоронения твёрдых бытовых отходов и мусороперерабатывающий комплекс (МСК). Стоимость проекта - строительство мусоросортировочного комплекса, полигона для захоронения ТБО и подъездные пути к ним - оценивается более чем в 500 млн рублей. Общая площадь нового полигона для захоронения твердых бытовых отходов - 42 га, проектная производительность - 200 000 тонн ТБО в год. Минимальный срок эксплуатации - 40 лет. Размещение ТБО на полигоне будет осуществляться в прессованном виде в брикетах.

Напомним, наиболее оптимальным решением вопроса системы сортировки и обработки ТБО считается строительство мусоросортировочного комплекса (МСК) на базе обособленного завода №4 на территории "Химпрома", который занимался уничтожением химоружия. По словам главы Чебоксар Николая Емельянова, проект по строительству МСК - чрезвычайно интересный и привлекательный: серьезное предприятие оборонного комплекса с богатым опытом и наработанными технологиями, которое соседствует с полигоном для захоронения ТБО. Кроме того, сохраняется и само предприятие при реализации проекта, и трудовой коллектив. Мэрия Чебоксар объявила конкурс по отбору инвестора для реализации проекта строительства МСК.

REGNUM: По поводу пожаров на Пихтулинской свалке. В апреле прошлого года здесь произошёл пожар, в результате которого свалка горела чуть ли не два месяца. Стоит ли сейчас проблема пожаров на свалке? Как она решается?

Да, в прошлом году на свалке был сильный пожар. При этом, когда ветер дул в сторону города, то Чебоксары стояли в дыму. Ситуацию можно было назвать чрезвычайной... Сегодня мы её не допускаем, и любые возникающие очаги возгорания оперативно ликвидируем. Сейчас ежедневно по вечерам "тело" свалки поливается водой. Кроме того, целый день, 24 часа, там дежурит бригада из работников управления на поливомоечной машине, которую мы купили специально для этих целей. Хотя периодично на свалке возникают локальные пожары. В частности, неделю назад было потушено четыре возгорания.

В целом, первое время основной причиной были хулиганские выходки, поджигали дети из соседних деревень. Во-вторых, свалке уже 30 лет, здесь постоянно происходят химические процессы, протекающие в результате разложения мусора - это тоже нередко становится причиной возгораний. Были также случаи, когда в том месте, где мусоровозы выгружали мусор, вспыхивал огонь. Причиной оказывался непотушенный окурок, брошенный в урну или контейнер, который вместе с мусором вывозился на свалку. У нас было даже несколько случаев, когда горели бункеры машин. Поэтому здесь - человеческий фактор, его невозможно исключить. На сегодняшний день факта сколь-нибудь масштабного горения свалки не было, и думаю, что мы его не допустим.

REGNUM: Как обстоят дела с несанкционированными свалками, которые характерны в основном для частного сектора?

Сразу отмечу, что положительные результаты дают экологические месячники, которые проводятся дважды в год согласно распоряжению главы Чебоксар. В тех местах частного сектора, где регулярно возникали несанкционированные свалки, выставлены бункера. Всего таких бункеров пока 10. Мэр Николай Емельянов уже поднимал вопрос о том, что их число нужно увеличить - я с этим полностью согласен: бункеров должно быть как минимум в два раза больше. Над этим мы работаем. Кроме того, во втором полугодии будет приобретён ещё один бункеровоз для вывоза мусора.

REGNUM: Вы уже поднимали тему сортировки мусора самими гражданами. Но этот процесс достаточно трудоёмкий, на мгновенные результаты едва ли приходится рассчитывать.

На сегодняшний день мы с задачами по вывозу и утилизации мусора справляемся. Но я считаю, что надо переходить к более цивилизованным методам сбора мусора. Я помню, ещё лет 15 назад в Чебоксарах было грязно, но приучили же людей к чистоте, и теперь каждый сам отвечает за чистоту в городе так же, как в своей квартире или в своём дворе. Хулиганских выходок со стороны молодёжи, как это было раньше, когда они могли переворачивать урны и контейнеры, практически нет. И я считаю, что в этом процессе немалую роль сыграли средства массовой информации, которые действительно показывают, какой город у нас чистый, уютный, красивый, благоустроенный, что это не только заслуга коммунальных служб, но и самих жителей. Как известно, в большей степени чисто там, где не сорят... Поэтому я думаю, что раздельно мусор можно и нужно собирать, как это делают в Европе, а если взять Россию, то, в частности, в Нижнем Новгороде. Я думаю, мы к этому должны прийти, потому что просто земли не хватит создавать всё время эти свалки. Со временем человек привыкнет к отдельному сбору мусора. Даже если сегодня не будет сортировать - завтра начнёт. А если тем более те же самые контейнеры поставить - красивые, разноцветные - это даже вызывает у некоторых отношение как к игре, особенно у детей: образно говоря, жёлтое бросай в этот контейнер, зелёное - в другой. Кроме того, в большинстве домах, где есть мусоросборники, для начала можно обязать дворников сортировать мусор.

REGNUM: Вы были назначены руководителем "Спецавтохозяйства" в январе 2008 года. С какими проблемами пришлось столкнуться, изменилось ли что-то кардинально за это время?

Глава Чебоксар Николай Емельянов, приглашая на должность, поставил две главные задачи - улучшить условия труда работников и обновить технику. А через эти изменения, соответственно, и повысить качество работы. По сути дела, тогда в городе мы имели всего 28 маршрутов вывоза мусора из города, а для того, что своевременно его вывозить, нужно было как минимум 42. А для этого не хватало ни техники, ни людей. Скажу больше: в коллективе было нормальным явлением, когда грузчики могли утром прийти в пьяном виде или вообще не выйти на работу. Естественно, приходилось организовывать вторую смену, поэтому люди работали чуть ли не на износ: например, водители выезжали в шесть утра, а завершали работу в 7-9 вечера. При этом большинство водителей и грузчиков уже 3-4 года работали без отпуска.

В первую очередь я начал с кадров, которые, как известно, решают всё: тех, кто приходил в пьяном виде или прогуливал, увольнял по статье. Также в прошлом году парк автотехники пополнился на 12 единиц транспорта, в первом полугодии - ещё на столько же. Всего сейчас около 70 единиц машин, из них 48 - мусоровозы. С 1 мая 2009 года организовали 42 маршрута. Уже сегодня нет дефицита ни водителей, ни слесарей - люди держатся за работу.

Всё это, соответственно, отразилось и на качестве работы: жалоб от горожан в разы меньше. Есть отдельные жалобы, когда наши водители, например, забывают, что они должны были заехать для вывоза мусора на ту или иную территорию. Но в большинстве случаев жалобы поступают в связи с тем, что мусоровоз не может подъехать к контейнерной площадке из-за припаркованных машин. Естественно, водитель не может стоять и ждать, когда машины уберут. В таких случаях составляется акт, потому что по договору нам обязаны предоставить подъездные пути к контейнерной площадке. Сегодня мы также упор делаем на то, чтобы после погрузки мусора с контейнеров площадка, где стоял мусоровоз, оставалась чистой, - за оставленный после машины мусор мы наказываем водителей и грузчиков. А наказание - это лишение поощрения, которая доходит до 100%. Средняя зарплата по предприятию - около 20 тыс. рублей.

Отмечу, что в июле на все машины мы начнём устанавливать системы GPS-навигации. Проект уже апробирован. Это позволит нам в реальном времени следить за тем, была наша машина на той или иной площадке или нет. То есть те конфликтные ситуации, когда люди говорят, что машины не было, будут абсолютно исключены. Во-вторых, водитель не может просто так уклоняться от своего маршрута. Проконтролировать движение по маршруту каждого водителя мы сможем благодаря системе навигации в режиме реального времени.

REGNUM: А сами сотрудники, в частности, водители, грузчики, не стесняются своей профессии?

Люди, которые приходили, не совсем осознавали, что их профессия очень важная и нужная для города и людей - да, стеснялись, даже обижались тому, что они - мусорщики. Я им объясняю, что, во-первых, не мусорщики, а чистильщики. Мы чистим город от грязи каждый день. Если хотя бы три дня не выйдем на работу, то город будет невозможно узнать. Поэтому я говорю, что вы должны гордиться своей профессией. Пока человек не начнёт гордиться своей работой, он будет чувствовать себя зажатым, ущербным, не нужным. Вспомните Неаполь: как только там перестали вывозить мусор, город погряз в свалке, а правительство переехало.

Как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, по данным ВЦИОМ, 51% россиян считают главной угрозой для окружающей среды бытовые отходы, мусор, свалки. В 2006 году таких опрошенных был 31%. 37% россиян видят главную опасность в вырубке лесов и транспорте, 35% - в промышленных предприятиях. 28% указывают транспортировку и захоронение бытовых отходов, 19% - атомные энергетические станции.