Европейская комиссия (ЕК) объявила о решении выделить всего 40 миллионов евро - вместо обещанной и без того ничтожных (по масштабу задач) 250 миллионов - на многосторонние проекты в странах Восточной Европы и Южного Кавказа. Член ЕК по внешним связям и европейской политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер многозначительно заявила:"Я очень рада, что выделено 40 миллионов евро на финансирование многосторонних проектов в странах-партнерах, расположенных вдоль наших восточных границ. Эти страны стоят перед одними и теми же проблемами, которые они могут решить совместно". Какие именно проблемы призваны "совместно решать" страны Восточной Европы и Южного Кавказа, сказать сейчас сложно.

Да и не в том заключается сейчас суть проблемы. Дело в том, что вступивший в председательство ЕС премьер-министр Швеции Фредерик Рейнфелдт заявил о временной приостановке программы "Восточное партнерство" ЕС в связи с "возникновением новых вызовов". Это заявление примечательно тем, что Швеция, наряду с Польшей, является одним из инициаторов программы " Восточное партнерство". Идея этого проекта была озвучена еще в мае 2008 года, а ее старт был объявлен в мае 2009 года, когда было декларировано, что программа направлена "на укрепление отношений ЕС с шестью постсоветскими странами - Белоруссией, Украиной, Арменией, Молдавией, Грузией и Азербайджаном". При этом речь, в первую очередь, шла о создании так называемого свободного экономического пояса и облегчения визового режима между странами-членами программы. Но европейские чиновники не скрывали, что одним из ключевых пунктов программы является создание альтернативных транспортно-коммуникационных маршрутов между Южным Кавказом и Европой и установление контроля над транзитно-энергетической инфраструктурой Белоруссии, Украины, Армении, Молдавии, Грузии и Азербайджана.

В Брюсселе рассчитывали на "встречное движение". Например, по мнению многих бакинских политологов, программа могла "помочь Азербайджану определиться со своими главными внешнеполитическими приоритетами, в первую очередь в деле обеспечения каспийскими энергоресурсами европейских партнеров". Был свой интерес и у Еревана. Он рассчитывал сыграть в карабахском урегулировании на европейском поле, начав с нормализации армяно-турецких отношений. Учитывая то, что Турция является кандидатом в членство ЕС, Ереван полагал через "Восточное партнерство" получить букеты возможностей для решения и своих региональных проблем - вырваться из экономической блокады.

Что же касается Грузии, то после кавказского кризиса ее могла устроить любая формула взаимоотношений с Брюсселем, которая бы "создавала возможности для подписания ассоциативного соглашения, потенциально выводящее Тбилиси на новый уровень отношений с ЕС". Говоря иначе, все пытались провести в жизнь только свои сценарии.

Однако события все же развиваются иначе. "У ЕС возникло много сложных проблем. Европа сейчас находится в серьезном финансовом кризисе, и мы продолжим наши попытки по управлению этим кризисом и преодолению безработицы, которая охватила всю Европу. Наша цель - выйти из кризиса, и, безусловно, серьезнейшей проблемой нашего поколения также является изменение климата", - сообщил в этой связи шведский премьер-министр Фредрик Рейнфелдт. Понятно, что кризис возник не вчера, да и рост безработицы в Европе, не говоря уже об изменении климата, возникли не с приходом к председательству в ЕС Швеции. Поэтому для приостановки программы "Восточное партнерство" и заменой ее предлагаемым ныне суррогатом должны существовать иные причины, о которых Брюссель пока умалчивает.

Одна из них лежит на поверхности. На днях тбилисское издание "Business Грузия" (bizzone.info), сообщило, что "газовые войны", которые идут между ЕС и Россией (проект NABUCCO выставляется в качестве альтернативы российскому проекту " Южный поток") "еще не закончены". Они обернулись для Брюсселя необходимостью в условиях кризиса выделить Киеву для заполнения его подземных хранилищ российским газом, чтобы не было перебоев с поставками топлива в страны ЕС с приходом зимы, солидный кредит - 4 миллиарда 200 миллионов долларов. ЕС попытался было уговорить Россию вернуться к прежней, докризисной системе оплаты поставок газа, но "Газпром" отказался. В итоге украинский "Нафтогаз" оказался на грани банкротства. В этой связи не выглядит случайным и то, что председатель ЕК Жозе Мануэл Баррозу - один из архитекторов "газовых войн" с Россией - который был повторно выдвинут лидерами стран-членов Евросоюза на должность главы ЕК, не был сразу повторно утвержден на посту главы ЕК из-за противодействия левого крыла Европарламента. Как считают аналитики, перенос утверждения в должности Баррозу до проведения референдума в Ирландии по Лиссабонскому договору является всего лишь поводом для того, чтобы убрать с политической сцены этого политика. Наступают иные времена.

Вторая причина заключается в том, что европейские неофиты, оказывающиеся во главе ЕС в порядке очередности, вопреки желаниям "старой Европы" иметь стабильные отношения с Россией, стали навязывать Брюсселю проекты сомнительного свойства. В итоге программу "Восточное партнерство" отказались поддерживать Париж и Берлин. Так что Швеция, даже председательствующая в ЕС и готовившаяся к политическому самоутверждению за счет игры на постсоветском пространстве, столкнулась с немецко-французским тандемом, а также с США, которые при Бараке Обаме ставят решение внутренних проблем ЕС выше проблем бывших советских республик. Поэтому и обещания Стокгольма о подписании со всеми странами-участницами инициативы "Восточное партнерство", например, соглашения об ассоциации, свободной торговле и облегчении визового режима, могут так и остаться только обещаниями. О кабинетных дискуссиях на сей счет в брюссельских кабинетах откровенно говорил министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт: В последнее время все громче раздаются влиятельные голоса: нет, давайте углубляться вместо того, чтобы расширяться".

Поэтому Евросоюзу, находящемуся в жестком экономическом кризисе и раздираемому внутренними противоречиями, сейчас не до постсоветского пространства. Задача номер один для Европы - преодоление последствий финансово-экономического кризиса. Что же касается самих участников "Восточного партнерства", то им остается самим "таскать каштаны из огня" и довольствовать теми финансовыми крохами, которые достались со шведского стола.