В ближайшие дни ожидается сессия Народного собрания Карачаево-Черкесии, на которой вновь, уже третий раз, будет сделана попытка утвердить сенатором от законодательной власти этой республики Вячеслава Дерева. Его кандидатура была поддержана президиумом Генсовета "Единой России" и главой Карачаево-Черкесии Борисом Эбзеевым, однако пока встречает сопротивление депутатского корпуса. Такая неуступчивость региональных депутатов федеральным структурам партии власти может создать прецедент в новейшей политической истории России. Желая разобраться в его истоках, ИА REGNUM Новости публикует доклад Константина Казенина и Мурата Гукемухова о раскладе сил в парламенте Карачаево-Черкесии.

Введение

Народное собрание Карачаево-Черкесии было избрано 2 марта 2009 года. Его выборы, безусловно, стали центральным политическим событием первого года нахождения у власти нового главы республики Бориса Эбзеева (вступил в должность 5 сентября 2008 года). Триумфом Эбзеева выборы 2 марта не стали. Можно сказать больше: именно законодательная власть является сегодня наиболее проблемной для главы республики. Эбзеев успешно произвел довольно радикальные перемены в правительстве, начал процесс смены муниципальных руководителей (важнейшим событием здесь стала отставка главы Карачаевского городского округа Сафара Лайпанова - см. о нем в разделе "Группа Батдыева"), однако не смог получить полностью подконтрольный себе парламент. Причин этому, с нашей точки зрения, несколько:

1. Выборы 50% депутатов по одномандатным округам. Выдвижение кандидатов в них заведомо хуже контролируется региональной властью, чем формирование партийных списков (отметим, что в ряде других регионов Северного Кавказа, в частности, в Дагестане, Кабардино-Балкарии, по партийным спискам избирается весь состав депутатского корпуса);

2. До вступления в должность президента Эбзеев имел достаточно связей в республиканской деловой и политической среде, однако не имел дееспособной и преданной лично ему команды;

3. Политические традиции Карачаево-Черкесии, складывавшиеся после первых всенародных выборов главы этой республики в 1999 году, предполагают большую степень политического плюрализма, существование нескольких центров влияния, с которыми власть вынуждена вести диалог и учитывать их интересы. Это обусловлено как национальным составом населения республики, где ни один народ не имеет "контрольных" 50%, так и особенностями местной экономики, где ни одна бизнес-группа не имеет неоспоримого перевеса над другими.

В результате в Народном собрании имеется несколько неформальных депутатских групп, ориентированных на разные политические силы. Ни одна из них не имеет устойчивого большинства. Наиболее крупная в парламенте фракция "Единой России" (52 мандата из 73) включает в себя представителей почти всех этих групп и потому достаточно раздроблена.

Существенной особенностью Народного собрания Карачаево-Черкесии является и то, что далеко не все его депутаты обладают высокой узнаваемостью или самостоятельными ресурсами влияния в республике. В этом отличие, например, от Народного собрания Дагестана, где присутствуют первые лица почти всех ведущих групп и семейств. Среди депутатов Народного собрания Карачаево-Черкесии много и таких, кто получил мандат в результате локальных, временных договоренностей. Определить политическую ориентацию таких депутатов наиболее сложно. Поэтому "группы поддержки" основных республиканских политиков, охарактеризованные ниже, в совокупности составляют не более половины от всего депутатского корпуса.

Группа Батдыева

Ряд депутатов Народного собрания по своей биографии связан с "прежней властью", прежде всего - с бывшим главой республики Мустафой Батдыевым и Алием Каитовым. На момент избрания Батдыева главой республики в 2003 году Каитов доводился ему зятем и был генеральным директором одного из крупнейших предприятий республики ОАО "Кавказцемент". Впоследствии он был осужден Верховным судом Карачаево-Черкесии на 17 лет лишения свободы за организацию убийства семерых человек, а том числе депутата Народного собрания Руслана Богатырева, в Черкесске осенью 2004 года. После трагедии 2004 года многие ожидали отставки руководства республики (особенно после слов Владимира Путина о том, что в Карачаево-Черкесии "кризис власти, замешанный... на криминальных событиях"). Этого не произошло, зимой 2004-2005 года Батдыев сумел дистанцироваться от родственника (на тот момент уже бывшего) и пробыл у власти до конца срока. По окончании президентских полномочий Батдыев возглавил республиканское отделение Пенсионного фонда РФ, а Каитов продолжает отбывать срок лишения свободы. В капитале ключевых предприятиях республики, в частности, в ОАО "Кавказцемент" и ОАО "Черкесское химическое производственное объединение имени З.Цахилова", экс-президент и его экс-зять сейчас, по официальным данным, участия не принимают (ОАО "Кавказцемент" продано "Евроцемент групп", а контрольный пакет акций "химзавода" находится у казанского банка "Ак Барс"). Сказанное, тем не менее, не означает, что сторонники прежней власти не сохранили за собой вообще никаких значимых активов.

Объединение сторонников Каитова и Батдыева в одну группу достаточно условно и, разумеется, никак не подразумевает причастности Батдыева (да и кого-либо из депутатов, относимых нами к данной группе) к преступлению, за которое был осужден Каитов. Однако определенные "пересечения" между командами двух этих лиц, образовавшими консенсус на выборах 2003 года, существуют и до сих пор. В частности, многолетний глава Карачаевского городского округа Сафар Лайпанов, известный как сторонник Батдыева, приходится родным дядей (братом сестры) Каитова. Лайпанов ушел в отставку в конце марта 2009 года, что было расценено наблюдателями как существенная кадровая победа нового главы республики.

Среди депутатов нынешнего состава Народного собрания легче всего выделить тех, кто имеет какое-либо отношение к Алию Каитову. Это его родной брат Ахмат Каитов и Борис Глоов, брат Джашарбека Глоова, находящего в розыске по делу Каитова. Интересно, что оба избраны по одномандатным округам в достаточно "нетрадиционных" для них районах: Каитов в Урупском, а Глоов в Прикубанском.

Также к безусловным сторонникам "прежней власти" могут быть отнесены следующие депутаты:

- Рашид Темрезов, при Батдыеве был гендиректором республиканского Управления капительного строительства; во время думских выборов 2007 года был председателем регионального отделения партии "Справедливая Россия", его появление на этой должности было расценено как переход партии под влияние Батдыева;

- Руслан Тамбиев, занимавший при Батдыеве пост министра строительства и ЖКХ;

- Николай Мурадов, бывший председателем совета директоров ОАО "Кавказцемент" при гендиректоре Каитове;

- Адам Гочияев, директор спорткомплекса "Малый Карачай", родственник министра сельского хозяйства (при Батдыеве - первого вице-премьера) Бориса Гочияева, который, в свою очередь, состоит в родстве с Муратом Каракетовым, одним из руководителей предвыборного штаба Батдыева в 2003 году, работавшего после этого руководителем и заместителем руководителя его администрации.

Вероятно, близок к Батдыеву или членам его команды также депутат Биболат Урусов, при Батдыеве занимавший должность заместителя начальника правового управления Народного собрания; избран по одномандатному округу в Карачаевском районе, нынешний глава которого Эльдар Салпагаров был в команде Батдыева еще на выборах 2003 года.

Группа Коротченко

Мэр Черкесска Петр Коротченко - ветеран политических баталий Карачаево-Черкесии. В ходе предвыборной кампании 2003 года он был оппонентом Батдыева, но затем перешел на позицию сотрудничества с президентом. С администрацией Эбзеева у Коротченко отношения первоначально также не складывались, по крайней мере публично: нынешней весной из уст высоких чинов республиканского правительства, причем именно тех, кого "привез" в республику Эбзеев, не раз звучали крайне жесткие выпады против городского самоуправления Черкесска. Однако Коротченко, используя свои связи и медийные ресурсы, сумел отбить первые и весьма серьезные атаки, затихшие к началу лета.

При всей сложности ситуации в республике, мэр Черкесска - один из немногих политиков, кто пока успешно лавирует между всеми имеющимися в ней политическими силами. Во время последних событий, связанных с избранием сенатора от парламента Карачаево-Черкесии, Коротченко оказался в отпуске.

Среди депутатов Народного Собрания КЧР на Петра Коротченко в той или иной степени ориентированы следующие парламентарии:

- Сергей Хохлачев, инженер-программист из Черкесска, сын председателя республиканского общественного движения "Русь" Николая Хохлачева; это движение до 2009 года не было замечено в серьезных конфликтах с республиканской властью, а в 2009 году Хохлачев-старший резко выступил против вице-премьера Исмаила Алиева, который до этого наиболее жестко критиковал Коротченко;

- бизнесмены Мухамед Кунижев, Сергей Силютин и Александр Иванов, избранные по одномандатным округам Черкесска.

"Карачаевская оппозиция"

Эта группа представляет собой остатки политической команды, имевшей достаточно большое влияние и состоятельных спонсоров во времена Батдыева, которому они жестко оппонировали и боролись с его ставленниками на целом ряде муниципальных выборов. Сейчас говорить о каком-либо политическом ядре этой группы невозможно: оно было утрачено после того, как 13 января 2009 года был убит депутат Народного собрания, бывший глава Карачаевского района Ислам Крымшамхалов - соратник экс-президента Владимира Семенова, побежденного Батдыевым на выборах 2003 года, и один из основных публичных лидеров карачаевской оппозиции батдыевских времен. Предположительно, Крымшамхалов был готов к сотрудничеству с новым главой республики, о чем говорил и сам Эбзеев после его убийства.

Среди нынешнего депутатского корпуса к единомышленникам покойного Крымшамхалова могут быть отнесены следующие: Ахмат Эбзеев (бывший главный редактор республиканского еженедельника "Вести гор", во времена Батдыева оказывавшего поддержку Крымшамхалову и его союзникам); депутат-карачаевец из фракции "Патриотов России" Расул Чомаев (Крымшамхалов имел отношение к формированию списка "Патриотов"); выдвинутый "справедливороссами" гендиректор ООО "Плем-Репродуктор Ахтамас" Казбек Болуров (Крымшамхалов до думской кампании 2007 года имел влиял и на формирование регионального отделения "Справедливой России", и там по сей день остались некоторые его единомышленники).

Со стороны данной группы вероятна поддержка Эбзеева, хотя каких-либо обязывающих отношений с новым главой республики она не имеет.

Группа Дерева

Депутаты Народного собрания Вячеслав и Хаджи-Мурат Деревы представляют одну из виднейших в республике черкесских семей. Они приходятся родными братьями известному бизнесмену и политику Станиславу Дереву, скоропостижно скончавшемуся в 2006 году. Станислав Дерев был кандидатом черкесского и абазинского национальных движений на первых всенародных выборах главы Карачаево-Черкесии в 1999 году, когда национальное противостояние серьезно угрожало миру в республике. Отношения Станислава Дерева с Батдыевым в целом можно было назвать партнерскими, хотя в них были "черные" и "белые" полосы. После смерти Станислава Дерева Вячеслав сумел консолидировать под своим управлением всю "бизнес-империю", состоящую из его собственных активов и активов покойного брата. Она включает в себя фирму "Меркурий" - крупного производителя питьевой воды (принадлежала Станиславу Дереву) и фирму "Меркурий-2", осуществляющую сборку китайских автомобилей в Черкесске. В плане собственности и организации деятельности обе компании всегда были совершенно независимы от республиканского руководства - и прошлого, и нынешнего.

С приходом к власти Эбзеева Деревы не получили каких-либо преференций по сравнению с другими влиятельными черкесскими семьями (см. о них ниже), однако сохранили, прежде всего благодаря собственному экономическому благополучию, сильные позиции для диалога с властью. Нет свидетельств того, что новый глава республики на каком-либо этапе лично лоббировал избрание Вячеслава Дерева сенатором: для последнего важнее было заручиться поддержкой на федеральном уровне, и этого он добился.

К числу безусловных единомышленников двух депутатов Деревых в Народном собрании следует отнести Мухамеда Кодзева (гендиректора торгового комплекса "Тургеневский-2"; связан с Деревыми по бизнесу); его партнера по бизнесу Руслана Казинова; предпринимателя Александра Щеглова, которого объединяют с семейством Деревых многолетние дружеские связи; предпринимателя и члена совета черкесского национального движения "Адыгэ-Хасэ" Али Асланова.

Группа Арашуковых

По влиянию в республике с Деревыми сопоставимы две черкесские семьи: Арашуковы и Хапсироковы. У обеих семей есть, однако, одно существенное отличие от Деревых: эти семьи не имеют в республике независимых от госбюджета экономических активов, сопоставимых с деревскими. Поэтому для них традиционно важнее кадровые позиции в региональной и муниципальной власти, а также прямое влияние главу республики. Важнейшим достижением семьи Арашуковых при Эбзееве было избрание в декабре главой Хабезского района 23-летнего Рауфа Арашукова. Это сын неформального главы данного черкесского семейства, гендиректора ООО "Ставропольрегионгаз" Рауля Арашукова. До выборов, прошедших досрочно, главой Хабезского района был родственник семейства Хапсироковых.

Три черкесские фамилии традиционно пребывают в конкурентных отношениях, поэтому, в частности, поддержка кандидатуры Дерева сторонниками Арашукова представляется маловероятной. К числу последних относятся два депутата, избранных по одномандатным округам от Хабезского района - Крым Казаноков (брат экс-премьера, ныне главы УФНС по Карачаево-Черкесии Руслана Казанокова) и Хамзет Джумаев.

С некоторой долей условности, можно отнести к группе Арашуковых и депутата Али Махова, которого некоторые народные избранники пытались выдвинуть в качестве альтернативы Дереву. Он выходец из Хабезского района, входил в состав региональной группы "Единой России", к чьей "территории" относился этот район. Также источники внутри черкесского движения говорят о его давних натянутых отношениях с командой Деревых. Правда, депутаты, наиболее активно публично поддерживавшие кандидатуру Махова, в команду Арашуковых не входят.

"Самостоятельные" депутаты

Как уже отмечалось, в Народном собрании довольно мало депутатов, являющихся самостоятельными значимыми фигурами в республиканской политике или бизнесе: гораздо больше "делегатов", выражающих интересы определенных групп. К независимым от них депутатам, имеющим серьезные собственные ресурсы влияния, относятся:

- Юрий Кривобоков, ректор Карачаево-Черкесской государственной технологической академии, секретарь политсовета регионального отделения партии "Единая Россия"; он не являлся "своим" для команды Батдыева (баллотировался на выборах 2003 года в качестве кандидата в вице-президенты с его основным конкурентом Владимиром Семеновым); основной ресурс влияния - должность ректора, по-прежнему значимая на Северном Кавказе;

- Юрий Балега, член-корреспондент РАН, директор специальной астрофизической обсерватории РАН, находящейся в Карачаево-Черкесии;

- Ильяс Текеев, гендиректор ОАО "Роснефть - Карачаево-Черкесскнефтепродукт"; как правило, дистанцируется от каких-либо конфликтов внутри республики (так было даже в 2004 году, когда в числе убитых по "делу Каитова" был и его родственник);

- Эльдар Байчоров, председатель совета директоров ОАО "Кавказмясо", владелец успешного бизнеса, крупного по местным меркам и независимого от республиканских властей.

Сторонники нового главы республики

Людей, связанных с Борисом Эбзеевым "биографически", в нынешнем составе парламента мало. В качестве такового можно упомянуть Руслана Гербекова, заместителя директора Усть-Джегутинского сбытового отделения ОАО "КЧэнерго", который в 1999 году был активным членом избирательного штаба Эбзеева, баллотировавшегося тогда на пост главы республики.

В актив Эбзееву, безусловно, следует записать выстраивание хорошего взаимодействия со спикером Народного собрания Зурабом Докшоковым, который постоянно демонстрирует готовность к взаимодействию с исполнительной властью республики. Однако политический рост Докшокова начался еще до прихода в республику Эбзеева, а союз их еще должен пройти проверку в конфликтных ситуациях.

Выводы

Выше были охарактеризованы не все депутаты, а только те, кто примыкает к каким-либо формальным или неформальным центрам власти в Карачаево-Черкесии. Стоит особо отметить, что границы этих групп не постоянны и могут меняться в зависимости от обстоятельств и личных интересов депутатов.

За пределами указанных групп находятся и те депутаты, на которых новый глава республики может попытаться распространить свое более плотное влияние. Однако очевидно, что основные силы, существовавшие в республике до прихода Эбзеева - команда Батдыева и дружественный ей бизнес, столичная мэрия, черкесские бизнес-группы - имеют в Народном собрании свое достаточно солидное представительство. Тот рисунок коалиций и противостояний, который существовал в Карачаево-Черкесии до Эбзеева, с его приходом претерпел немалые изменения, но как раз в Народном собрании он воспроизведен почти в "доэбзеевском" виде. По этой причине, трудности с прохождением кандидатуры Дерева в Совет Федерации нельзя считать каким-то локальным "казусом". Деятельность Народного собрания Карачаево-Черкесии определяется не столько политикой федеральной партии, сколько логикой межклановой борьбы, которая в последние годы стала определяющим фактором в республике и серьезно затормозила развитие региона. Выборы сенатора - наверняка не последний сюжет, который активизирует эту борьбу.

Мурат Гукемухов - независимый эксперт, корреспондент издательского дома "Коммерсантъ" в Карачаево-Черкесии

Константин Казенин - заместитель управляющего директора ИА REGNUM, эксперт по Северному Кавказу