Казахстан еще не в полной мере ощутил на себе удары мирового кризиса. Главная его фаза начнется тогда, когда иссякнут средства в Национальном Фонде, и максимум, на что может рассчитывать казахское правительство - что валюты хватит до конца следующего года. Эксперт Петр Своик, знакомый казахстанцам сбывшимися экономическими прогнозами, ответил на вопросы ИА REGNUM Новости.

Казахстанским чиновникам очень нравится говорить, особенно за границей, что отечественный государственный холдинг "Самрук Казына" являет собой яркий образец антикризисной стратегии республики. Вы с ними согласны?

Это надо бы подтверждать какими-то фактами. Что есть "Самрук-Казына"? Это объединенные в одной структуре ведущие стратегические производственные мощности и не менее стратегические финансовые мощности. Давайте начнем с производства. (С вашего позволения, я буду сначала говорить про антикризисные дела, а уж потом про общую стратегию). Смогло ли наличие холдинга "Самрук Казына" смягчить последствия кризиса? Первое, что приходит на ум: посредством холдинга не дали умереть стройкам - через холдинг идет некоторая, очень относительная, поддержка какой-то части строительства. С точки зрения антикризисных рычагов - это единственное, чем оправдано наличие в стране холдинга "Самрук-Казына". Улучшило ли, скажем, положение экспортоориентированных отраслей или отраслей, работающих на внутреннюю экономику наличие "Самрук Казыны"? Мне, честно говоря, трудно найти пример - как именно холдинг улучшает кризисную ситуацию.

Теперь - с точки зрения общей стратегии. Много лет подряд руководство страны говорит о диверсификации экономики, индустриализации, инновациях. Самая последняя задача - уже в антикризисном ключе, была поставлена буквально на днях: нужно обновлять производство. Что в этом смысле сделал "Самрук Казына" - я опять затрудняюсь сказать. Какие объекты введены? Каким образом экономическая структура, в частности, структура экспорта, улучшилась? Большой вопрос. Пожалуй, не найду аргументов.

Теперь финансовая часть. Здесь все гораздо интереснее. Если в производственной части хоть ничего принципиально не ухудшили, то по финансам - полный провал. Возьмем составляющие, которые должны были работать в кризис. Первая - это спасение банков, в частности, БТА и Альянса, от банкротства. "Самрук Казына" попытался это сделать, войдя в капиталы этих банков. Если не ошибаюсь, они затратили порядка трех миллиардов в сумме только для того, чтобы войти в капитализацию этих банков. Ну и что? По состоянию на сегодня - последние сведения - у того, и у другого банка не просто отрицательный, а катастрофически отрицательный капитал. Спасти их вряд ли удастся. И, судя по всему, "Самрук Казына" будет "отскакивать", теряя закаченные туда госресурсы. Это первый показатель - люди, которые принимали такие решения, не очень хорошо умеют считать такие варианты. И второе - это хоть какая-то поддержка кредитной активности в стране. Ведь кризис по нам ударил, прежде всего, резким подорожанием стоимости денег, и фактической невозможностью получить эти деньги для большей части бизнеса. Что тут сделал "Самрук Казына"? Кредитная ставка сегодня пляшет за двадцать процентов. Для экономики - это петля. Финансировать экономику со ставкой больше, чем в двадцать процентов - лучше сразу накинуть ей петлю на шею и повесить. "Самрук Казына" реально причастен к этому удушению. То есть его роль - сугубо отрицательная.

Вы упомянули инициативу по спасению банков посредством входа госресурсами в капитализацию. Насколько это целесообразно с точки зрения антикризисных мер?

Отвечать на этот вопрос нужно только определившись с парадигмой. То есть, оценивая общую ситуацию с мировым кризисом, казахстанским кризисом. Многие оценивают это так, как оценивает ситуацию нынешний кабинет министров - дескать, парадигма состоит в том, что это некий временный сбой, и через определенное время все вернется на те же параметры, что и прежде. Я скажу, что это стратегически неверная оценка, она провальная изначально, потому что ситуация в исходное положение, безусловно, не вернется. В этом смысле попытка спасти отжившее - это просто бессмысленная трата и времени, и денег. Собственно, ситуация с захождением в капиталы этих банков, и то, что теперь государство будет теперь "отскакивать", теряя деньги и время, - это лишнее подтверждение того, что ошибка была заложена не в следствии, а в причине. Ошибка была заложена в неверной оценке общей тенденции.

Что касается общей тенденции. В экономике Казахстана сложилась трагическая ситуация. До кризиса экономика Казахстана финансировалась из внешних источников, что было очень плохо и тогда. А теперь это превращается в трагедию, потому что это внешнее финансирование - очень опасное и грабительское для нашей экономики, оно уже невосстановимо. Никакой другой схемы фондирования наши экономические власти до сих пор не придумали. Не родили. И даже не понимают, что этим надо заниматься. В этом смысле они существуют в безвременье, они просто не понимают, что дальше будет и никак к этому не готовятся.

Вы довольно часто пишете и говорите о действиях монетарных властей, как правило, критикуя их действия. Есть ли какая-то инициатива, которую бы вы безоговорочно поддержали или хотя бы приняли ее в глубине души?

Я бы стал говорить о переходе на диверсифицированную резервную валюту. По крайней мере, это шаг в правильном направлении. О том, каким образом нужно будет обеспечивать монетарное здоровье таких региональных валют и каким образом сохранять паритет и экономические интересы участников таких новых валютных союзов - это тоже большой вопрос. Боюсь, что новая монетарная система, которая все равно состоится и с рублем (безусловно, рубль приобретет функции резервной региональной валюты: кто подтянется в этот союз - другой вопрос ), и с юанем, который станет не просто одной из региональных, а одной из новых мировых валют - это будущее.

И каким образом можно сохранить слой национальных интересов в такой новой системе - это отдельный вопрос. Но что будущее за этим и готовиться надо к этому, очевидно. А что правительство в этом смысле ничего не делает, а наш президент только в "Российской газете" выступил со своей инициативой "Ключи от кризиса", которая, мне кажется, не столько, как говорится, направлена на конкретные механизмы, сколько на желание "отметиться", - это все очень плохо для Казахстана. Опять мы ждем, что все разрешится без нас, и будем к этому подстраиваться, разумеется, теряя не только время, но и собственные экономические интересы.

Но ведь предложил президент Назарбаев алтын в качестве резервной валюты?

Даже когда об этом говорят серьезные люди, это - детские разговоры. Одной из резервных валют будет рубль. И никто его не будет переназывать ни в "алтыны", ни в "евразы", ни во что другое. Она будет называться "рубль". И точно так же, как китайцы, которые будут двигаться в сторону мирового экономического гегемона, обладателя одной из самых основополагающих мировых валют, они, конечно, не будут ее переназывать из юаня во что-нибудь другое. Это будет юань.

То есть наши регуляторы вообще бессильны изменить хоть что-то, будь это хотя бы курс тенге?

Я стою на той позиции, что регулировать курс национальной валюты должен не Национальный банк, а правительство. И регулировать оно должно этот курс исходя из двух очень простых вещей. Первая - курс национальной валюты должен быть постоянным. Не укрепляться, не ослабляться, а быть постоянным по отношению к той валюте, в которой осуществляется внешнеторговая деятельность этой страны. А если она осуществляется в двух-трех валютах, то к корзине этих валют. Он должен быть постоянным, предсказуемым, и это не должны быть какие-то биржевые сюрпризы, это должен быть заведомо известный алгоритм - что наша национальная валюта держится по отношению к другим жестко привязанным образом.

Второе. Поскольку такая привязка так или иначе связана с платежным балансом страны, то им должно заниматься напрямую правительство. Вся эта либеральная, извиняюсь, дурь о том, что платежный баланс страны должен быть как проходной двор, любой желающий ввезти или вывезти капитал должен иметь такую возможность, что всякий разный спекулятивный капитал, который то заходит, то панически убегает - это святое, на это нельзя посягать, - эту чушь надо отбросить. Платежный баланс должен зависеть напрямую от правительства, правительство должно воздействовать на те или иные статьи платежного баланса рыночными методами, законными методами, оно не должно стесняться осуществлять такое балансирование платежного баланса. В частности, за счет валютных резервов страны. И всем этим не должен близко заниматься Национальный банк. Он должен обеспечивать должное монетарное наполнение внутренней экономики через создание нормальной системы рефинансирования кредитов и поддержания деятельности коммерческих банков страны. Причем, внешние займы должны быть запрещены. Не по закону, а практически.

Практическая деятельность национального правительства, если оно действительно национальное и действительно правительство, должна ориентироваться на то, что завозить деньги из-за рубежа - это подрыв национальной экономики, и этим заниматься нельзя.

Каким будет продолжение кризиса в Казахстане?

Я думаю, что положение здесь достаточно драматичное. Начну с того, что мировая ситуация - она такова. Сумели пройти ведущие страны мира так называемую жесткую стадию кризиса, как они ее называют, или нет - это еще большой вопрос. Должны произойти очень серьезные изменения, в частности, нынешняя глобальная финансовая система должна распасться на несколько блоков с соответствующим изменением мировой торговли, очень серьезным изменением мировой геополитики. Должны доболеть и отпасть крупнейшие сегодня финансовые пузыри - а это будет очень непросто.

Если кризис будет идти плавно и неконфликтно, он будет идти как минимум несколько лет. И можно сказать, что будет в конце этого процесса. Да, будет востребовано горючее, но его цены никакими финансовыми пузырями "надуваться" не будут. Во всяком случае, будут "надуваться" не так сильно, как сейчас. В этом смысле экспортоориентированная экономика Казахстана, конечно, не умрет. Но и никаких сверхдоходов иметь не будет. Кроме того, она столкнется с серьезными трудностями. Да, сырье никогда не было проблемой продать, но проблемы будут такого свойства - нефть придется продавать где-то на грани рентабельности. Потому что техническое оснащение наших добывающих отраслей оставляет желать много лучшего. Климатическая зона, в которой все это находится - тоже не способствует экономии затрат. Квалификация персонала, особенно инженерного - тоже проигрывает. В этом смысле дай Бог, чтобы такая экспортная экономика сама бы себя содержала.

Второе - это монетарное обеспечение. Здесь пока просто пусто. И надо ждать, когда товарищ Медведев или товарищ Цзиньтао создаст какую-то другую систему взамен прежнего европейского фондирования и тогда наши банки опять, возможно, заживут. Казахстану предстоит несколько ближайших лет существовать в "подвисшем" состоянии, как и сегодня. С тем добавлением, что к концу этого, максимум к концу следующего года будут исчерпаны золото-валютные резервы (ЗВР) и проблема еще больше драматизируется.

Драматизируется как? Очередной виток девальвации, например, прогнозируют уже нынешней осенью.

Я чуть раньше изложил свое понимание того, как надо держать курс национальной валюты. Но его сейчас держат по-другому. Курс национальной валюты - есть конечная, замыкающая функция платежного баланса страны. Если с ним будут продолжаться накапливаться неприятности, а именно - цены на экспортируемое сырье не будут расти, а наша зависимость от импорта не уменьшается, то и перспектив улучшения платежного баланса страны я не вижу. Поэтому, девальвация тенге, если все будет продолжаться, как сейчас, - она неизбежна. Даже при том, что фактически и доллар, и евро, относительно которых придется девальвировать тенге, по факту очень сильно обесцениваются.

И Европа, и Америка запустили печатные станки, но даже при этом казахстанская девальвация обгонит всех. И последнее, что я хотел сказать в этой связи (хотя лучше бы я сказал это первым - по степени важности): примерно уже полтора года более или менее благополучный платежный баланс страны, и более или менее постоянная величина ЗВР Казахстана обеспечивается, в основном, траншами из Национального Фонда. В этом смысле Нацфонд играет роль внешнего инвестора, который в сложные для Казахстана времена подпитывает нашу экономику валютой, тем самым не дает платежному балансу очень уж просесть в минусовое сальдо и позволяет держать курс тенге. Но как только Национальный фонд в этом смысле будет заканчиваться, а ситуация уже приближается, потому что ликвидность самого Нацфонда под большим вопросом... Как только он закончится, произойдет резкое проседание платежного баланса и Национальному банку страны не останется никакого другого варианта, кроме как прибегнуть к следующей девальвации.

Какими будут социальные аспекты кризиса?

Трудно судить. Кризис - ползучий, а народ наш очень "привыкучий". Уже полтора года мы в кризисе. Жизненный уровень реально опустился. Достаточно много градообразующих предприятий если не остановились, то сильно замедлили свою деятельность и резко уменьшили платежи своим работникам. Тем не менее, пока все спокойно. И в этом смысле запасы прочности у экономики довольно велики. Говорить о том, что у нас будут катастрофические спады, не приходится. Худо-бедно сырье покупают, худо-бедно бюджет какие-то деньги получает, даже сама длительность привыкания к этой ситуации она способствует тому, что народ сильно бузить не будет. Другой вопрос - чего власти должны бояться в чисто финансовом смысле - это времени, когда деньги Национального фонда начнут иссякать. А это будет очень скоро. Тогда властям придется пойти на внешнюю инфляцию, то есть девальвировать курс тенге. И второе - еще более, что для них более опасно, но уже неизбежно. Придется все-таки запускать печатный станок. Это придется делать от безысходности.

Почему казахстанский капитал, в том числе и государственный, ринулся за границу? Казахстан строит отели в Китае, покупает недвижимость в Арабских Эмиратах. Как это вяжется с отсутствием денег?

Это паника. Это безобразие. За это надо расстреливать. Но поскольку этим занимаются сами "расстрельные команды", с этим ничего не поделаешь. Выход капитала за рубеж - лишнее доказательство того, что наши рулевые в свою страну, в свою экономику и в свой народ категорически не верили, они вписывались в чужие модели, они создавали свою базу в этих чужих моделях и сейчас они - первые паникеры и именно из-за них здесь такая кислая ситуация.