В Англии с визитом побывал президент Азербайджана Ильхам Алиев. Он провел двусторонние переговоры со своими британскими коллегами, был принят королевой Елизаветой Второй и выступил в Королевском институте международных отношений.

Это не первый визит главы Азербайджана в эту страну. Отношения между Баку и Лондоном развиваются достаточно динамично, особенно по части реализации глобальных энергетических проектов. Великобритания вложила в освоение энергоресурсов Каспия несколько миллиардов долларов. Она постоянно расширяет свое экономическое присутствие и в других отраслях азербайджанской экономики, поддерживает сотрудничество Азербайджана с НАТО в рамках программы "Партнерство во имя мира" и не скрывает, что выступает в качестве самого активного лоббиста интересов Азербайджана - "неформального лидера региона" - в различных международных организациях.

Однако нынешний визит президента Азербайджана в Лондон не отнесешь к разряду обычных. Он состоялся накануне московского саммита по карабахскому урегулированию, на котором ожидается подписание "важного документа". Во всяком случае, с таким оптимистическими заверениями выступили сопредседатели Минской группы ОБСЕ, которые побывали в регионе. "Московская встреча президентов Азербайджана и Армении позволит выйти на финишную прямую по урегулированию нагорно-карабахского конфликта", - заявил, например, на пресс-конференции по итогам визита в Баку российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков. Отметим еще одну важную особенность складывающейся ситуации: сопредседатели Минской группы ОБСЕ избегают упоминать о базовых принципах, на основе которых возможно вообще какое-либо соглашение между Азербайджаном и Арменией, хотя советовали журналистам "обращать внимание на последние заявления президента Азербайджана Ильхама Алиева". Действительно, лидер Азербайджана недавно намекнул даже на то, что вопрос о статусе Карабаха может быть отложен на неопределенное время.

Такие заявления компромиссного характера внушали определенный оптимизм. И журналисты, и не только журналисты по совету представителя России стали ещё внимательнее следить за высказываниями президента Азербайджана. Однако в Лондоне события стали развиваться совершенно по иному сценарию. С одной стороны, Ильхам Алиев заявил, что "в процессе разрешения конфликта между Арменией и Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха создалась обнадеживающая динамика". Но с другой - он не считает этого достаточным для достижения конечной цели - установления окончательного мира. "Мы понимаем озабоченность Армении и готовы рассмотреть соответствующие вопросы, - заявил Ильхам Алиев. - Мы также готовы представить Нагорному Карабаху необходимый уровень автономии, но только в рамках единого азербайджанского государства". Президент Азербайджана также заметил, что все вовлеченные в конфликт стороны должны отдавать себе отчет в том, что "никаких разговоров о независимости Нагорного Карабаха быть не может", так как это противоречит принципам международного права. Более того, глава Азербайджана не исключил и военного решения, "так как мы имеем полное и основанное на международных законах право восстановить нашу территориальную целостность, которая ни одной страной мира не ставится под сомнение".

Сравним эту позицию с базовыми "мадридскими принципами" решения нагорно-карабахского конфликта, которые прозвучали в итальянском городе Аквила, где проходил саммит "Большой восьмерки". Президенты России, США и Франции - стран, являющихся сопредседателями Минской группы ОБСЕ, подтвердили свою приверженность поискам путей к миру и заявили, что "поддерживают лидеров Азербайджана и Армении по мере того, как завершается работа над базовыми принципами урегулирования нагорно-карабахского конфликта".

Вслед за этим пресс-служба Белого Дома буквально накануне визита Ильхама Алиева в Лондон еще раз напомнила Баку об этих принципах, которые были представлены в Мадриде еще в 2007 году: 1. Возвращение близлежащих к Нагорному Карабаху районов под контроль Азербайджана. 2. Предоставление Нагорному Карабаху переходного статуса, обеспечение его безопасности и самоуправления. 3. Открытие коридора между Арменией и Нагорным Карабахом. 4. Право Нагорного Карабаха на выражение воли юридического характера об определении итогового статуса. 5. Право всех беженцев и вынужденных переселенцев возвратиться на места своего проживания. 6. Гарантия международной безопасности, предусматривающая миротворческие операции.

В сопровождающем заявлении Белого дома отмечается, что именно поддержка этих принципов со стороны Армении и Азербайджана послужит миру и стабильности, "как в этих странах, так и во всем регионе". Поэтому при сравнении "лондонских тезисов" Ильхама Алиева и позиции США разница становится очевидной. В чем же дело и почему Баку стал накануне московского саммита все отыгрывать назад?

Судя по всему, истинная подоплека визита Ильхама Алиева в Лондон заключалась в том, чтобы заручиться поддержкой Англии в урегулировании карабахской проблемы путем оказания давления на США, которые имеют на руках проект подготовленного соглашения по Карабаху. По мнению многих аналитиков, Вашингтон и Москва согласовали некоторые позиции по этому общему проекту. Это было понятно уже тогда, когда Москва не ставила "палки в колеса" Вашингтону, пока он выступал посредником в налаживании турецко-армянских отношений и в результате чего разговоры о возможности открытия турецко-армянской границы вышли за рамки гипотетической проблемы. А соглашение вокруг Нагорного Карабаха могло бы снять остроту соперничества России и Запада в Закавказье, возникшую после кавказского кризиса.

Поэтому заявление Ильхама Алиева в Лондоне о том, что он не исключает "военного решения проблемы Карабаха" звучит странно. Но это - серьезный сигнал к тому, что Баку во время московского саммита не готов подписывать какой-либо документ с Арменией по Карабаху. Поэтому с его стороны незаметно даже элементарных шагов по подготовке общественности страны к компромиссному соглашению с Арменией. А созданный "образ врага" играет только в пользу сценария военного решения проблемы. Если такое произойдет, то, в отличие от кавказского кризиса, последствием чего стало признания независимости Россией Южной Осетии и Абхазии, Карабах может мгновенно получить этот статус со стороны подавляющих членов мирового сообщества.

И Баку пожнёт плоды своей дипломатии, полагавшей, что соблазненный энергоресурсами Каспия Запад рано или поздно решит карабахскую проблему по бакинскому сценарию. Теперь же, оставшись в гордом одиночестве, Баку пытается выиграть время, чтобы изменить ситуацию уже с помощью Лондона. Получится ли?