Татарстану нужна новая система школьного образования - к такому выводу пришли власти республики. Комментируя сложившуюся ситуацию, президент РТ Минтимер Шаймиев признал: "так продолжаться дальше не может".

Как "так", большинству присутствовавших на совещании у президента объяснять было не нужно. Результаты последней сдачи ЕГЭ говорят сами за себя: как обычно, Татарстан вновь оказался впереди других регионов России, только на этот раз не по числу выпускников-отличников, набравших максимальное число баллов, а по количеству заваливших. Лишь благодаря особым организационным усилиям в последний момент ситуацию удалось поправить: при пересдаче минимальный порог ЕГЭ по русскому языку неким волшебным образом преодолели 83% бывших двоечников, а по математике - 91%.

Вероятно, президенту Шаймиеву, как опытному чиновнику, подобные волшебства хорошо знакомы. И если на определенном этапе, для поддержания имиджа республики, они вполне допустимы, то в перспективе грозят полным конфузом. Именно поэтому в срочном порядке в Татарстане была разработана программа "Килэчэк" ("Будущее"), которая должна радикально улучшить положение с обучением школьников и подготовкой учителей уже в ближайшие 5 лет.

Автор программы - недавно назначенный министр образования РТ Альберт Гильмутдинов. Однако до презентации программы пока не дошло - у разработчиков нет даже приблизительных данных по финансовым затратам. Единственное, в чем уверен министр, Татарстан должен брать пример с тех стран, которые главное внимание уделяли подготовке учителей, а не развитию образовательных технологий, которыми Татарстан периодически (от конференции к конференции) скромно гордился. Как было признано на совещании в Казанском кремле, начиная с 2000 года, уровень образования в республике не повышался, несмотря на компьютерные классы в сельских школах и различные электронные нововведения типа интерактивных досок.

Доработанная программа будет представлена на ежегодной конференции учителей в августе. В числе уже известных положений программы "Килэчэк" - организация в школах кружков научно-технического творчества, популяризация научных успехов и достижений республиканских ученых. Но главное - все же учителя, по словам Альберта Гильмутдинова, - "учителя-лидеры", без которых любые кружки и секции теряют смысл. Для этого, по мнению министра, можно привлекать и вузовских преподавателей - кандидатов и даже докторов наук...

Собственно, все эти направления (за исключением учителей с научными степенями) вряд ли можно назвать новациями. В прежней системе образования, которую в Татарстане за 20 суверенных лет столько раз пытались модернизировать и улучшать (одних министров сменилось 6 человек), все это было. Были и прекрасные учителя, которые много лет мирились с нищенской зарплатой, засильем "национально-регионального компонента" и другими актуальными разработками, спускавшимися выскочками, а иногда и просто неучами из минобраза, - преимущественно теми, кто пытался следовать политической моде.

За время этих экспериментов кто-то из педагогов не выдержал и ушел из профессии, кто-то просто состарился. Накопилась критическая масса: согласно закону диалектики, количественные изменения перешли в качественные - и теперь даже самым терпеливым стало понятно, что "так продолжаться дальше не может". Результаты усилий стали неприятно удивлять самих экспериментаторов. В этом смысле, "учителя-лидеры" (которых так не хватает республике) являются лишь верхушкой проблемы и хорошим поводом для размышлений на темы лидерства, никак не связанные с процессом школьного образования.