В последние дни в самарских СМИ вышло несколько статей, в которых упоминается разработанная в недрах регионального отделения "Единой России" концепция выборов мэра Самары и депутатов городской Думы осенью 2010 года. В распоряжении редакции ИА REGNUM-ВолгаИнформ находится этот документ, с которым мы считаем своим долгом ознакомить читателей. Публикуем его полностью:

1.Цели и задачи избирательной кампании

Как показывают консультации, проведенные с технологами, цели этой кампании могут восприниматься региональной политической элитой двояко:

1. Сформировать в составе городской Думы устойчивое большинство, лояльное к Правительству области и новому главе города, состоящее из представителей разных партий (за исключением "Справедливой России") и депутатов-самовыдвиженцев. Признак партийности здесь является вторичным, а главное - верность Губернатору, которую гарантируют представители ФПГ, контролируемые Белым домом.

2. Получить в новом составе городской Думы твердое партийное большинство для партии "Единая Россия" (от 18 до 24 мандатов из 35 депутатских мест). Причем, в отличие от ситуации 2007 года, единоросы-самовыдвиженцы не смогут войти в это число постфактум, т.к. Генеральный Совет партии требует их исключения из Партии в случае самовыдвижения параллельно партийным спискам.

Первый вариант Думы сформировать, безусловно, проще, поскольку число активных и лояльных власти участников политического процесса в городе превосходит число мест в партийном списке "Единой России". Этот вариант предпочтительнее и с точки зрения легитимности - многопартийная Дума будет лучше восприниматься жителями города, что укрепит ее авторитет.

Но ущербность этого варианта состоит в следующем:

1. Получение "Единой Россией" результата менее 50% депутатских мандатов, будет однозначно интерпретировано как политическое поражение Губернатора, даже в том случае, если все остальные депутаты будут лично ему преданы. В Администрации Президента это никому не объяснишь. А в числе критериев, по которым оценивается политическая дееспособность губернаторов, критически важная для Кремля в преддверии большого электорального цикла 2011-2012 гг., одним из главных показателей являются электоральные результаты "Единой России". (I)

2. Формирование абстрактного объединения разнопартийных депутатов в новом составе Думе будет воспроизводить ту же порочную схему приватных договоренностей с каждой из групп влияния, которая существует в нынешнем составе Думы. А для поднятия качества управления городом логика индивидуальных договоренностей должна уступить место логике партийной дисциплины.

3.Принятие схемы "многопартийного большинства" снимает всякую ответственность с "объединенного избирательного штаба", поскольку всегда есть возможность объявить полученный результат в качестве заранее запланированного. К тому же, любой состав городской Думы, по крайней мере, на первых порах, будет лоялен к новому мэру города, избранному при поддержке Губернатора.

Поэтому единственным приемлемым вариантом постановки задач кампании является формирование устойчивого партийного большинства "Единой России".

2. Система избрания

Существующая сегодня система выборов депутатов Самарской городской Думы предполагает их избрание по 35 одномандатным избирательным округам со средней численностью избирателей в округе 28 тыс. человек. В качестве альтернативы ей может быть принята "смешанная" система, аналогичная той, что действует сегодня в Тольятти (17 депутатов проходят по одномандатным округам, а 18 - по партийным спискам). При рассмотрении вопроса о целесообразности изменения системы представительства необходимо учитывать следующее:

1. Опыт недавних выборов в городах Самарской области однозначно показывает, что при использовании мажоритарной системы одномандатных округов "Единая Россия" получает преимущество перед конкурентами, так как здесь действует правило - "победитель получает все". Так, набрав по одномандатным округам в Сызрани 65,2% голосов, ЕР получила 100% голосов в городской Думе. В Новокуйбышевске кандидаты от "Единой России" получили 55,3% голосов избирателей, но это дало партии 93% мест в Думе. В Тольятти также из 17 округов единоросы победили в 15, а по пропорциональной системе при схожих результатах голосования - лишь 8 мандатов из 18. Даже в ходе провальных выборов а Губернскую Думу в 2007 году, когда список "Единой России" в Самаре получил 19,5%, тем не менее в 7 из 10 одномандатных округов победили кандидаты от Партии.

Главное преимущество мажоритарной системы заключается в том, что относительное большинство голосов дает нам абсолютное большинство депутатских мандатов. Те же самые депутаты "Антанты", получившие в 2004 году большинство Самарской городской Думе (23 мандата) на самом деле набрали в них в среднем по 28,2% голосов, поскольку гарантированный порог прохождения при наличии 6-7 кандидатов в округе составляет 27-30% (II): Пороги прохождения в одномандатном округе (данные приведены в процентах).

На выборах 2004 года гарантию победы давал результат 3500 голосов в округе. Обеспечить такой же результат кандидатам "Единой России" по большинству округов Самары, несомненно, проще, чем получить большинство в целом по городу.

2. Текущие рейтинги "Единой России" в г.о. Самаре (III) не позволяют ей рассчитывать на получение большинства при использовании пропорциональной системы представительства. Максимальный результат, полученный Партией в Самаре был достигнут в декабре 2007 года на выборах депутатов Государственной Думы, и составлял тогда 51,7% (а без Железнодорожного района, где впоследствии имели место долгие судебные разбирательства, этот показатель составил 48,9%). Этот успех был достигнут при следующих условиях:

а) люди голосовали за "Единую Россию" потому, что во главе партийного списка стоял В.В.Путин с личным рейтингом доверий свыше 70%, а во главе регионального списка ― В.В.Артяков (губернатор Самарской области - прим. ред);

б) та кампания проходила на пике экономического роста, позволявшего реализовывать многие социально-значимые проекты ("Дороги "Единой России" и т.п.);

в) основной ударной силой ведения кампании были федеральные телеканалы с ежедневной аудиторией свыше 80% населения.

Осенью 2010 года ни одного из этих слагаемых победы не будет, зато будут действовать прямо противоположные факторы:

а) у "Единой России" в Самаре нет общепризнанного лидера, имеющего. высокий личный рейтинг доверия среди горожан и способного стать "паровозом" партийного списка;

б) нынешний кризис даже в случае начала роста экономической конъюнктуры не позволит в столь сжатые сроки вновь запустить региональные и городские проекты социального развития. Не исключено их дальнейшее секвестирование;

в) медийные ресурсы кампании также не сопоставимы с ситуацией 2007 года - наибольший ТВ рейтинг из местных каналов имеет ГТРК "Самара", но и у нее соответствующие показатели колеблются в пределах 4-5%. Наметившаяся тенденция к снижению электоральной поддержки "Единой России" особенно заметно проявилась в крупных городах страны. И Самара ― в числе первых из тех, кто попадает в зону риска. В случае голосования по партийным спискам, "Единая Россия" рискует не набрать здесь и 1/3 голосов. Так уже было. На выборах в Государственную Думу в декабре 2003 года Партия набрала в Самаре лишь 26,7% голосов. На выборах мэра в октябре 2006 г. - 21,8% голосов в первом туре. На выборах в Губернскую Думу в 2007 "Единая Россия" вообще стала лишь третьей с 19,5%. Причем, во всех указанных случаях "Единая Россия" имела тотальное преимущество в электронных и печатных СМИ, в обеспеченности финансовыми и организационными ресурсами. А выборы депутатов представительных органов государственной власти и местного самоуправления в других регионах страны, состоявшиеся 1 марта 2009 года, также показывают, что практически вo всех крупных городах страны "Единая Россия" потеряла 10-15% голосов по сравнению с декабрем 2007 года, когда проходили выборы в Государственную Думу. Так, на довыборах в горсовет Твери "Единую Россию" поддержали 29,44% (-19,3 %). На выборах в брянский горсовет у единоросов оказалось 35,46% (-15,1 %), у КПРФ ― 32,12%. В Волгограде ЕР набрала 41,05% (-11,4 %), в Архангельске 43,5 (-9,8 %). Мэром Смоленска был избран самовыдвиженец, исключенный из "Единой России" Эдуард Качановский (28,5% голосов). Кандидат от "Единой России" Валерий Разуваев пришел к финишу третьим. Если в Самаре "Единая Россия" также потеряет 15% от уровня декабря 2007 года, что укладывается в обозначившуюся тенденцию, то результат менее 1/3 голосов станет реальностью. А в преддверии выборов в Государственную Думу 2011 года такой результат заставит федеральные органы власти искать решение проблем "политически неуправляемых территорий". И решения эти могут быть совершенно непредсказуемы для региональной элиты.

4. Затраты на ведение кампании по "смешанной системе" также будут существенно выше - приблизительно на 30%. Это обусловлено тем, что необходимо будет создавать две параллельные агитационные сети, из которых одна будет работать на партию, а другая на кандидатов-одномандатников. А совмещение этих функций, как показал опыт выборов в Тольятти, невозможно.

5. Преимуществом смешанной системы является более простая система управления избирательной кампанией. Но это организационное преимущество относительно, так как нет принципиальной разницы между тем, чтобы управлять 35 избирательными кампаниями по 35 округам или же одновременно вести 18 избирательных кампаний, из которых 1 - общегородская, а 17 - в округах. И то, и другое - одинаково сложно.

6. Ведение сугубо партийной кампании, при которой наш кандидат в мэры однозначно будет восприниматься избирателями как лидер партийного списка "Единой России", существенным образом осложнит его избрание на пост главы города. Причина в том, что ныне электоральный "потолок" Партии существенно менее 50%. В этих условиях гораздо предпочтительнее стратегия, при которой наш кандидат выступает как объединитель всех недовольных положением дел в городе. При этом партийная составляющая его кампании отходит на задний план. Такой опыт мы уже имели а Тольятти, когда А.Н.Пушков, следуя зтой тактике,набрал на 20% голосов больше, чем Партия, находящаяся в тот момент на пике своей популярности, и даже на 10% больше, чем Президент.

7. При использовании смешанной системы, как показывает опыт формирования партийных списков, резко возрастают опасность недофинансирования компаний, так как те кандидаты, которые стоят на гарантированно проходных местах, не спешат делать свои взносы и не работают на победу, будучи уверенными, что депутатский мандат у них и так в кармане. А те, кто оказался в арьергарде списка не работают на победу по другим причинам - они сомневаются, что их усилия дадут результат.

8. В случае ведения кампании по партийным спискам можно считать гарантированным приезд в Самару с агитационными целями С.Миронова, В.Жириновского и Г.Зюганова, участие которых может привлечь внимание центральных телеканалов. Помимо PR-эффекта такие визиты сделают практически невозможным процесс юридической "зачистки" электорального поля. Так же высока вероятность "партийных десантов" "Единой России" и соответствующих проверок из Москвы. Электоральная эффективность этих миссий, как правило, не высока, но требует массы организационных усилий, когда штаб занимается не выборами, а приемом высоких гостей. И если такие инспекционно-агитационные визиты станут регулярными, то они способны дезорганизовать плановый ход ведения любой кампании.

9. Внесение изменений в Устав города потребует привлечения дополнительных ресурсов влияния на депутатов Самарской городской Думы. И здесь мы рискуем не набрать нужного большинства голосов, либо набрать его не с первого раза. (Сегодня 10 депутатов из 30, несмотря на свою партийность, находятся в прямой административной зависимости от В.А.Тархова, и еще часть подконтрольна "СОКу"). А неудача соответствующих попыток будет однозначно интерпретирована как поражение "Единой России" и лично Губернатора. Учитывая изложенное, единственным вариантом достижения устойчивого большинства "Единой России" в составе Самарской городской Думы является сохранение существующей системы выборов по одномандатным округам.

3. Как формировать список ЕР?

Несмотря на то, что в составе нынешней городской Думы фракция "Единой России", составляющая 14 человек, является самой большой, влияние регионального политсовета на Думу остается минимальным. Это произошло потому, что депутаты изначально представляли не партии, а группы влияния. В 2004 году, когда был избран нынешний состав депутатского корпуса, все депутаты представляли следующие центры влияния:

1) бывший губернатор К.А.Титов (по его списку в Думу прошли 3 депутата),

2) бывший глава г.о. Самара Г.С. Лиманский (9 депутатое),

3) АДС "Волгалрпромгаз" (11 депутатов),

4)ГК СОК - (8 депутатов),

5)АО "Волгабурмаш" - (3 депутата).

Идеологом создания такой системы был бывший губернатор К.А.Титов. Однако очень скоро он сам убедился в ее порочности, когда на фоне начавшегося против него прессинга федеральных структур, три некогда дружественных ФПГ, создали оппозиционную губернатору "Антанту".

За эти годы перестали существовать 3 из 5 центров тяготения, зато появился новый игрок - В.А.Тархов, сумевший поставить под свой личный контроль весьма значительную группу депутатов, часть из которых являются членами "Единой России". Но проблема внутреннего структурирования Думы остается и, если ее не решить, то новому мэру города также придется столкнуться с теми же сложностями при проведении принципиальных решений. На первый взгляд может показаться, что эту проблему решает партийный список, из которого фрондирующего депутата можно просто исключить, лишив его полномочий. Однако на практике этот механизм практически невозможно применить. Во всяком случае, при избрании В.Ф.Сазонова председателем Губернской Думы часть депутатов из партийного списка "Единой России" голосовала против его кандидатуры без всяких последствий для себя. Поэтому при формировании списка важно избежать двух крайностей:

С одной стороны, необходимо исключить возможность фрондирования со стороны той или иной ФПГ. Эта проблема будет решена только в том случае, если большинство "Единой России" в Думе не будет зависеть от прихотей депутатов из той или иной отдельно взятой группировки. А для этого необходимо:

а) ограничить число депутатских мандатов, контролируемых одной ФПГ.

Доля каждой из ФПГ в составе Думы не должка достигать той критической массы, когда она сможет стать центром тяготения для других;

б) по итогам выборов мы должны иметь в Думе преимущество хотя бы в 3-4 голоса. Тогда уход одной из группировок никак не сможет повлиять на общий расклад сил, и, следовательно, любое фрондирование станет бессмысленным. А с другой стороны, формируя список, нельзя допустить образования дыр в бюджете предвыборной кампании. В нынешних условиях финансовый ресурс - это единственное потенциальное преимущество наших кандидатов по сравнению с другими партиями. И если мы не сможем его вовремя саккумулироватъ, то результаты кампании могут быть удручающими.

С учетом этих естественных ограничений было бы целесообразно разбить процесс формирования списка на 2 составляющих: 10 из 35 кандидатов - это должны быть работники бюджетных организаций, представители контролируемых Правительством общественных структур, партработники с хорошей репутацией и бэкграундом. Их избрание позволит создать тот механизм контроля за деятельностью фракции ЕР в составе Самарской городской Думы, которого не хватает сейчас. Чтобы сформировать эту часть списка необходимо дать поручением министрам Правительства области, подобрать соответствующие кандидатуры. Здесь возможно также задействовать кадровый резерв "Единой России".

2. 25 из 35 кандидатов - это представители бизнес-структур. С ними необходимо провести переговоры на уровне заместителя Председателя правительства области (IV). В ходе этих переговоров предложить бизнесменам формулу: "участие в обмен на ресурсы". В соответствии с этой формулой каждый из них вправе назвать не более 4 кандидатов для включения их в список "Единой России" по одномандатным округам. В соответствии со своей квотой соответствующие бизнес структуры делают взнос в предвыборный фонд Партии, исходя из нормы - 6 млн. руб / 1 кандидат. (V) Естественно, эти суммы нужно вносить не сразу, а в соответствии с согласованным графиком траншей, первый из которых нужен не позднее сентября 2009 года. (VI)

При этом выявившееся в течение года (до официальной регистрации кандидатов) участие ФПГ в финансировании других партий или кандидатов-самовыдвиженцев является основанием для отказа в выдвижении их кандидатов от "Единой России".

Так же следует поступать и при срыве графика траншей, поскольку практика показывает, такие задержки ставят под вопрос само эффективное проведение кампании (агитаторы, которым не заплатили, становятся активными и бесплатными агитаторами против).

К переговорам по формированию списка кандидатов "Единой России" в Самарскую городскую думу было бы целесообразно пригласить следующих бизнесменов:

1.Кобзев С.А. - Куйбышевская железная дорога

2.Степаненко А.8. - "Самаратрансгаз"

3. Ножин В.А.- "Сзмаранефтегаз"

4.Дьяченко О Б. - АДС "Волгапромгаз"

5. Анцинов К.П. - ОАО "Самаражилинвест"

2.Милеев А. Г. - ГК "МИКО"

3.Сонин В,А.. - АО "Техтранстрой"

4.Борисов О.Г. -АО "Русь"

5.Воропаев В А. - ТД "Коробейник"

6.Ушамирский А К. - Г.К. "ВИД"

7.Наумов СВ. - ООО "Корпорация Веха"

8.Швидак - АО "Вопгабурмаш",

9.Хугаев Р.Е. - ГК "Амонд"

10.Бульхин А.К. -АО "Самарская кабельная кампания".

11.Чигинев А.И. ЗАО "Волгаспецстрой"

12. Чудаев Н.И. ОАО "Весна"

13.Шаповалов А. - АО "Титан"

14. Шокин А. - ГК RBE

К сожалению, одной из самых важных и в то же время постоянных причин организационных проблем "единоросов" на всех выборах, является затягивание процесса формирования списка. Если в условиях относительно благоприятной политической конъюнктуры, такие затяжки были неприятным, но не критическим фактором, влияющим лишь на удорожание кампании. То на предстоящих выборах затягивание времени поиска и согласования кандидатов самым серьезным образом будет влиять на успех всей камлании. Вся предложенная для реализации стратегия опирается на необходимость заявить тему кампании заблаговременно и непременно с участием самого кандидата. Мы однозначно выиграем эти кампании, если выиграем их до официального старта выборов. В противном случае интенсивная и затратная раскрутка наших кандидатов за 1.5-2 месяца перед выборами будет восприниматься жителями Самары как попытка манипулирования с соответствующим влиянием на электоральные рейтинги кандидатов.

4. Повестка дня.

Складывающая в настоящее время региональная повестка дня (VII) ставит кандидатов "Единой России" в положении оправдывающейся стороны. В качестве наиболее обсуждаемых в обывательской среде тем (о которых говорят в трамваях, на рынках, на кухнях и т.д.) ныне выступают:

1. Тема кризиса и эффективности антикризисных мер. предпринимаемых федеральным и областным правительством.

2. Тема бюрократических излишеств чиновников на фоне кризиса.

3. Тема экспансии московских кампаний в те сферы деятельности, которые традиционно контролировались местными игроками.

Развитие и муссирование этих тем неизбежно ведет к понижению электорального рейтинга партии "Единая Россия", либо к снижению интереса общества к выборам, а значит падению явки (а соответственно возрастает значение административного ресурса).

Для того, чтобы переломить ситуацию необходимо предложить совершенно новую повестку дня, в которой "Единая Россия" и ее кандидаты выглядели бы выигрышно, не опускались на уровень склок и выяснение отношений с эсерами и другими партиями. Эта повестка долина удовлетворять общественным ожиданиям и социальным стереотипам, складывающимися по разному у разных социально-демографических и поселенческих групп. В силу процессов атомизации общества такой повестки, общей для всего городского сообщества, в нынешних условиях может и не быть. И значит ее придется формировать применительно к каждой территории и группе отдельно, на базе локальных экспертных исследований и массовых опросов, проводимых в разрезе территорий города.

Но уже сейчас можно сказать, что главным направлением агитационных или организационных усилий кандидатов от "Единой России" должно стать формирование у избирателей представления об их прикладной нужности и полезности. Мы имеем хорошие шансы-на успех, если сумеем сделать эту кампанию личностной, а не общеполитической. В условия, когда ни партия, ни кандидат не могут быть "рейтинговыми донорами" друг для друга - единственный выход - "Начало с чистого листа". Создание репутационной базы, устойчивых ассоциаций наших кандидатов с полезными для избирателя инициативами и делами нужно провести до начала выборов. Наличие такой репутационной основы создает возможность в ходе раскрутки кандидата повышать не только рейтинг его известности, но и рейтинг доверия. А отсутствие репутации превращает кандидата в "пустышку" даже при значительных вложениях в PR во время активной фазы выборной кампании. Причина тому проста - появившиеся из ниоткуда накануне выборов "защитники интересов народа" вызывают у избирателя только недоверие. Инициативы, роли, взятые на себя нашими кандидатами, обязательно должны быть свежими, интересными для большинства жителей соответствующего округа. Они должны иметь личностный формат, а не быть простым повторением партийных проектов. Соответственно, на первом этапе наши кандидаты должны выступать в качестве общественников, неравнодушных к судьбе города. А "склейку" их с Партией нужно осуществить лишь на этапе проведения праймериз. И вообще их позиционирование по отношение к "Единой России" должно осуществляться по принципу - все ресурсы, в том числе и ресурсы Партии для решения проблем горожан, и ни в коем случае они не должны выступать перед обществом в качестве бессловесных "солдат партий".

А формирование направлений приложения общественной активности кандидатов должно строиться исходя из их личных данных и реальной общественной полезности соответствующих проектов вне зависимости от наличия или отсутствия выборных амбиций у людей, их олицетворяющих и продвигающих. Это, кстати, было одной из составляющих успеха "декабристов" на прошлых выборах. Они раздавали обучающие и справочные материалы по решению основных проблем ЖКХ задолго до выборов и прямая "потребительская полезность" их работы вылилась в соответствующие результаты кампании.

Такими темами наших кампаний могут быть: сохранение стадионов; борьба с поборами в школах, работа дворовых тренеров, точечное строительство, цены на лекарства, организация ярмарок продукцией самарских сельхозпроизводителей, реализация программы переселения из ветхого и аварийного жилья, узаконение прав собственности, восстановление клуба домов культуры, борьба за сохранение Дворца детского творчества и т.п.

И здесь позиция кандидатов "Единой России", берущих на себя функцию лоббистов частных интересов отдельных поселенческих, возрастных и. г.д. групп, будет выглядеть в глазах избирателей однозначно выигрышно. Такое позиционирование уводит их, с одной стороны, от ассоциаций с чиновничеством, с которым чаще всего объединяют Партию, а, с другой, выбивает козыри конфронтационной риторики у эсеров.

При этом очень важно не сбиться в акцентах - нельзя делать упор на миллионах и миллиардах, выделяемых на тот или иной проект (отношение "все равно разворуют"), важно показать - что дает реализация этих проектов для конкретных людей, вот здесь очень полезны были бы конкретные цифры - 200-300 рублей, но каждому и на руки. Основной message, который этими проектами адресуется избирателю - "Хватит раздоров, хватит личных амбиций - пора решать проблемы конкретных людей. Есть такой человек, который решает их". Исходя из этого посыла должны быть сформулированы и основные слоганы кампании, к каждому округе - свои.

Хорошую основу для формирования такой территориальной повестки дня должны сыграть разного рода локальные акции (сборы подписей с регулярными отчетами о том, как продвигается дело; организация учеб и консультаций; проверочные рейды etc). Если к моменту официального старта кампании наши кандидаты в своих округах будут ассоциироваться с такими социально-полезными делами, акциями, то мы однозначно выиграем выборы.

5. Контркампания

. Одним из основных моментов повестки дня предстоящих выборов должна стать активная системная контркампания против В.А. Тархова. Именно от эффективности контркампании зависит то, кто станет следующим мэром Самары. И выборы депутатов городской Думы в этом отношении всегда вторичны. Но для того, чтобы кампания была эффективной, ее нужно начинать не позднее сентября 2009 г. Если В.А, Тархова не уничтожить репутационно к весне 2010 года, то его ресурса хватит на то, чтобы переиграть любого из наших потеницальныхкандидатов, среди которых нет людей, обладающих высоким уровнем, личной популярности. Но у каждого из них есть свой "скелет в шкафу". В настоящее время критика действий В.А. Тархова, ведущаяся СМИ, близкими к Белому дому, скорее не вредит, а помогает ему. Благодаря этой критике в сознании обывателей он позиционируется как главный оппонент команды В.В.Артякова. И, соответственно, такое позиционирование позволяет ему стягивать на себя весь антирейтинг Губернатора, делая его равновеликой фигурой. Даже очевидные провалы В.А. Тархова на посту главы города в таком контексте воспринимаются черед призму суждений, которые прозвучали на одной из фокус-групп: "А что вы хотите? Эти москвичи уже лишили его всего, чего можно лишить. А он еще держится, и город сейчас не хуже, чем при Лиманском. Его обложили милицией и прокурорами, и ничего не могут найти..."

Поэтому борьбу с В.А. Тарховым нужно вести не просто размещая критические материалы, а разрушая его репутацию "своего мужика", защищающего Самару от. засилья начальства. В этом отношении он должен противостоять не Губернатору, а простым людям. И здесь оптимальными темами "минусовки" могут быть сюжеты, связанные с его личным бизнесом и бизнесом членов его команды. Причем, обывателю мало сказать, что из должника он превратился в одного из самых богатых людей города (этим самарцев не удивишь - "воруют все"), нужно показать "живодерскую" суть его бизнеса, его противоположность интересам подавляющего большинства горожан. Скандалы о продажах должностей в администрации людям без дипломов, о выселении детей из дома пионеров и передаче исторического здания своим людям, о новой перепродаже Загородного парка, о вырубке реликтовых дубов для расчистки места под заправку "Витязей" и т.п., должны стать постоянным фоном деятельности администрации города. А в прессе, контролируемой Правительством области, его можно и нужно корректно критиковать, как руководителя позавчерашнего дня, не понимающего проблем современной Самары и не умеющего их решать. Такими темами могли бы стать - провал программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, нерешенность проблем с землеотводом и узаконением прав собственности, неспособность подготовить документы для участия города в региональных и федеральных программах развития, срыв cроков проведения ремонтных работ и т.д. При этом важно воздержаться от публичного реагирования на выпады "Самарской газеты" в адрес Правительства области и "Единой России". Это стратегия самого В. Тархова и мы не должны на нее "вестись".

Другим направлением контркампании, создающим оптимальный фон для единоросов стало бы прямое и публичное столкновение эсеров с коммунистами. Рассчитывать на то, что оно возникнет само собой не приходится - В А. Тархов и В.С. Романов имеют общую историю протяженностью 25 лет. Но в любом случае в подконтрольных изданиях необходимо максимально широко подавать материалы, посвященные противостоянию С.М. Миронова, желающего поглотить КПРФ под флагом "социализма XXI века" и гневные отповеди Г.А. Зюганова. Эта тема с ее развитием и переливами должна быть в центре внимания СМИ на весь период кампании. Для се озвучивания было бы полезно привлечь старых коммунистов - того же А.М.Макашова, или активистов борьбы против застройки в районе Ленинского мемориала.

Еще одним направлением "минусовки" эсеров и лично В.А. Тархова могла бы стать кампания по защите прав работников муниципальных предприятий, организаций, и, в конечном счете, избирателей от давления административного ресурса городской администрации. В рамках ее проведения надо сформировать комитеты общественного самоуправления по защите прав самарцев от административного произвола, взяточничества, хамства и т.д. (особенно актуальны эти темы для отдельно расположенных территориальных образований' в Красноглинском и Куйбышевском районах). Придание всем этим направлениям работы максимальной гласности. На последнем этапе кампании возможно также участие комитета в мобилизации электората на активное участие в выборах.

Использование этих тем позволяет не просто критиковать В.А. Тархова, но, самое главное, разрушает его репутацию подобно тому как сексуальный скандал разрушил репутацию Г.С. Лиманского, как истинного последователя православия, жесткого критика клептократичесхого режима.

6. Медийное обеспечение кампании.

Исследования медийного рынка, проводимые компанией TNS-Global в Самаре показывают, что доля региональных СМИ в настоящее время сузилась настолько, что это ставит по сомнение саму возможность донесения до населения города каких-либо месседжей, используя ресурс регулярных электронных и печатных СМИ.

Существующее положение дел ярче всего характеризуют следующие цифры: среди телеканалов города самой большой аудиторией обладает ГТРК "Самара". Рейтинг ее вечерних "Вестей", выходящих в 21.30, составляет от 3,9 до 4,7%. Это означает, что ежедневно от 40 до 50 тыс. жителей города смотрят эти новости. Рейтинги информационных и информационно-публицистических передач других региональных телеканалов не превышают показателя 1,2%. Это значит, что их аудитория составляет в максимуме 12-13 тыс. человек. Для миллионного города все это - если и не капля в море, то - тоненький ручеек.

Причины столь низкого зрительского интереса очевидны:

Во-первых, это конкуренция с федеральными и международными каналами, которые стали доступны благодаря распространению кабельных сетей. Эту борьбу местные вещатели проигрывают из-за более низкого качества контента. Во-вторых, изменение ценностных ориентиров подавляющей части населения. Публика хочет развлекательного телевидения, а не новостей и комментариев по событиям политической жизни.

В-третьих, местное телевидение проигрывает в оперативности, открытости Интернету, пользователями которого в Самаре являются уже более 300 тыс. человек.

На рынке печатных изданий действуют те же тенденции, но со своей спецификой. Из 46 еженедельных и 9 ежедневных газет, выходящих в Самаре, наибольшие рейтинги имеют развлекательные и коммерческие издания "Телесемь", "Теленеделя", "Из рук в руки". А среди общественно-политических изданий рейтинги газет выглядят следующим образом:

ИзданиеAIR (усредненное число читателей одного номера издания) - тыс. человекAIR% от числа избирателей гогродаПозиция редакции, возможности для использования в предвыборной кампании
Еженедельно
1Аргументы и факты130,213,2ЕР=СР
2Комсомольская правда (толстушка)97,509.09.09ЕР=СР
3Социальная газета89,19ЕР+
4Самарское обозрение30,53,1ЕР=СР
5Самарская неделя28,32,9ЕР- СР+
6МК-регион21,72,2ЕР=СР
7Репортер6,70,7ЕР+
8Время4,90,9ЕР+
Ежедневные издания
1Комсомольская правда65,16,6ЕР=СР
2Самарская газета41,94,2ЕР- СР+
3Самарские известия30,63,1ЕР+ СР-
4Российская газета14,21,5ЕР=СР
5Волжская коммуна13,41,4ЕР+ СР-
6Волжская заря121,2ЕР+ СР-
7Московский комсомолец9,91ЕР=СР

То есть разовый выход всех лояльных "Единой России" печатных СМИ покрывает аудиторию 126,1 тыс. человек, из которых 3/4 - это возрастные читатели "Социальной газеты". Для сравнения, объем разового покрытия аудитории печатными СМИ, лояльными В.А. Тархову, составляет 70,2 тыс. человек, и это более социально активная часть граждан. В любом случае, через печатные СМИ мы доходим лишь до каждого десятого жителя города. Среди радиостанций города значимым ресурсом для формирования общественного мнения обладает лишь "Эхо Москвы". Эта радиостанция, в целом лояльная по отношению к В.А. Тархову, находится в жесткой оппозиции "Единой России" на федеральном уровне. Ее аудитория составляет а Самаре 15-20 тыс. человек. Это немного, но это те люди, которые не только регулярно голосуют, но и активно обсуждают общественные проблемы с соседями, сослуживцами, становясь лидерами общественного мнения в своих микрогруппах.

Кроме того, целенаправленная работа по формированию "своей повестки" дня наталкивается на ограничения, устанавливаемые собственниками коммерческих изданий, и редакционные требования государственных СМИ. Как правило, они готовы размещать наши материалы лишь за деньги и на паритетной основе. При этом в одном и том же номере газеты или выпуске новостей они могут дать "заказной" материал "Единой России" (причем, даже неспециалисту будет видно, что статья или сюжет заказные), и рядом разместить материал, "опускающий" Партию. Примеров такого рода не перечесть.

Таким образом, в настоящая время приходится констатировать - мы не имеем не только подавляющего преимущества в медийном обеспечении кампании, но и необходимых ресурсов для ведения полноценной кампании как таковой. Для того, чтобы формировать общественное мнение горожан, мы должны увеличить объем аудитории минимум в 2 - 2,5 раза, доведя его хотя бы до 1/3 от списочного состава электората.

Таким инструментом должна стать массовая бесплатная еженедельная газета (объемом 8-12 полос) с тиражом 120-150 тыс. экземпляров, распространяющаяся по почтовым ящикам (всего их в городе 356,7 тысяч). В отличие от большинства самарских общественно-политических изданий, в которых доминирует политический и корпоративный официоз, а также темы рассуждений "для начальства", здесь должны превалировать "народные" новости, их обсуждение в том формате,.как он ведется в частных разговорах - без пафоса и снобизма. Это должна быть своего рода "обывательская правда". Соответственно, основными темами публикаций должны стать реальные городские проблемы и те неравнодушные люди (наши будущие кандидаты), которые живут этими проблемами, занимаются их решением не по должности, а по складу своей души.

В этой газете должно быть максимум полезной, либо, по крайней мере, интересной читателю информации, а политические сюжеты должны занимать не более 30% печатных площадей. Нельзя допустить, чтобы публикации издания воспринимались в качестве ломовой пропаганды, вместо нее редакция должна исповедовать псевдообъективистский подход.

Выпуск такой газеты следует организовать не позднее сентября-октября 2009 года. В противном случае она будет восприниматься как предвыборный пропагандистский материал с соответствующей потерей уровня доверия. Эта газета должна быть официальным органом какой-либо структуры с хорошей репутацией (предлагается создать ассоциацию городских общественных организаций "Моя Самара", либо использовать бренд "Фонда поддержки общественных инициатив", действующего с 2000 года - президент С.Э. Зубов). Не только идеологически, но и организационно такая газета, ее редакция должны быть максимально дистанцированы от Правительства области, иначе нам не избежать актуализации проигрышной темы противостояния Губернатора и главы города. Официальным редактором предлагается сделать С. Герасимова или И.Кондратьева (VIII), которые никогда не работали в структурах, инкорпорированных Правительству области. Ориентировочный бюджет такого издания вместе с системой распространения составляет 1,8 - 2 млн. рублей в месяц. Это затратно, но, имея такой ресурс, мы получим возможность выиграть кампанию до ее начала.

При выстраивании отношений с другими СМИ главными критериями отбора должна стать формула: охват аудитории / стоимость проекта. В частности для решения перечисленных задач предлагается использовать следующие медийные ресурсы:

1. Телеканалы ГТРК, СКАТ, РИО. Их имеет смысл задействовать в формате новостных сюжетов и анонсирующих роликов и проката заранее снятых тематических фильмов по тем проблемам, с которыми мы будем "склеивать" наших кандидатов. Участие в talk-show имеет смысл в инструментальном смысле, но не должно становиться самоцелью, поскольку рейтинги этих передач, как правило, не высоки. Как пример - в мэрской кампании 2006 г, Г. Звягин выкупил на разных телекомпаниях города 17 полноформатных 30-40 минутных эфиров в течение месяца, но при стартовом рейтинге 4% в итоге получил 5%. 2, Печатные издания - по возможности нужно использовать ресурсы всех выходящих в городе изданий, исходя из той же формулы эффективности информационных контактов. Следует использовать максимальный спектр изданий, в том числе и откровенно "желтых", а не только газеты, лояльные Правительству области. В качестве значимого электорального ресурса можно рассматривать следующие печатные издания, с которыми нужны договора об информационном сотрудничестве: Аргументы и факты; Комсомольская правда; Социальная газета Пульс Поволжья; Жизнь; МК в Самаре. Материалы в эти издания должны готовиться централизованно на "фабрике текстов" в городском штабе, а затем размещаться на их полосах за подписью местных журналистов. Иначе мы станем заложниками журналистских интерпретаций и увязнем в конфликтах с редакциями.

3. Радиостанции FM диапазона - очень эффективны в качестве рекламного продукта проводимых акций и средства анонсирования "ударных" публикаций, выходящих в печатных СМИ. Возможно и использование "втемную" радиостанции "Эхо Москвы".

4. Для эффективного ведения кампании в течении сентября-декабря 2009 г. нужно снять и растиражировать на видео фильмы, рассказывающие о городских проблемах и людях, их решающих. В этих фильмах наши кандидаты должны быть показаны выпукло и красиво, начиная с описания проблем, за которые они берутся, и заканчивая формулировкой человеческого кредо. Эти фильмы будут необходимы не только для трансляции в эфире, но и для организации последующих предвыборных встреч с избирателями. Его трансляция в течение 10-15 минут перед началом встречи снимает половину неудобных вопросов и настраивает избирателей на конструктивный диалог с кандидатами и их доверенными лицами.

5. Для работы с Интернет сообществом, особенно для минусовки В.А. Тархова необходим проект "едреный блог", предполагающий 500-700 первоначальных контактов по актуальным сюжетам. Этот проект станет эффективным, если мы привлечем к его реализации 5-7 активных самарских блоггеров, имеющих выходы на журналистов (в том числе и за пределами Самары), бизнесменов средней руки, студентов, преподавателей, ИТР и другие социальные группы, активно использующие Сеть.

Вместе с тем, никакие механизмы распространения информации не будут эффективны, если не будет нормальной системы PR-планирования и содержательного обеспечения информационных сюжетов и публикаций. Такое планирование должно осуществляться еженедельно с участием представителей:

Правительства (И.А. Скрыльник, С.В. Филиппов);

регионального исполкома (В.А. Кузнецов);

технологов, закрепленных за кандидатами;

руководителя группы организационного обеспечения массовых акций предвыборного штаба;

медиа-менеджера.

В систему PR-планирования в обязательном порядке должна входить разработка и реализация драматургии информационных сюжетов и публикаций поскольку простое мелькание в газетах и на телеэкранах не может дать необходимого эффекта. Как говорил Хемингуэй, никому не интересен бык, пасущийся на лужайке, всем интересен бык на арене. Вот эту арену и необходимо придумывать применительно к каждому сюжету появления наших кандидатов на публике.

7. Организационное обеспечение

Исходя из того, что кампанию мы сможем гарантированно выиграть только в случае ее раннего начала, переход из подготовительной стадии к активной фазе должен быть осуществлен в сентябре 2009 года, чтобы в течение 9-10 месяцев сформировать необходимый задел на победу. А уже затем, после летнего затишья - провести обычную типовую кампанию по выборам главы города и депутатов городской Думы, используя традиционный арсенал средств. Эта стадия должна начаться в августе 2010 года.

Соответственно и организационная структура управления кампанией должна строится, исходя из задач соответствующего момента. До августа 2010 года нет необходимости в формировании массовой агитационной сети, насчитывающей 1500-1800 агитаторов. Это дорогое удовольствие, и поэтому при распространении наших материалов можно будет обойтись услугами почтовой сети и пикетами местных отделений партии. Также в этот период нужны будут небольшие мобильные группы для организации информационных поводов с участием наших кандидатов. Нет необходимости в этот период и в привлечении команды юристов, поскольку законодательные ограничения, которые необходимо будет отслеживать, вступают в действие только с момента официального объявления старта избирательной кампании, а нам ее нужно выиграть до этого момента.

До формирования списка кандидатов невозможно и формирование штабных структур в округах.

Поэтому предлагается подойти к формированию организационной структуры управления кампанией как к процессу, включающему в себя три этапа:

I этап - июнь-август 2009 года: проведение диагностик, подбор людей на позиции руководителей направлений, осуществление подготовительной и переговорной части работы по формированию списков кандидатов, спонсоров кампании и т. п. Эту часть работы должен выполнить совет штаба, привлекая в случае необходимости технологов. II этап - сентябрь 2009 - июль 2010 года: политическая зачистка поляны через активную "минусовку" В.А. Тархова и большинства из действующих депутатов городской Думы. Раскрутка наших кандидатов о качестве символов социально-значимых инициатив и проектов, в привязке к соответствующим округам, без упоминания их электоральных перспектив и амбиций.

Опыт предыдущих избирательных кампаний в различные органы власти показывает, что эффективной бывает лишь такая структура избирательного штаба, которая строится по принципу минимализма, когда нет многочисленных согласований и каждый отвечает за свое направление работы. Поэтому структура штаба должна быть скорее проектной, а не статусно-должностной. Соответственно, те проектные группы, разворачивание которых необходимо на этом этапе, нужно уже сейчас и формировать, чтобы они с сентября могли приступить к работе (это редакция газеты, группа "минусовки" оппонентов, группы продвижения социальных инициатив, деятельность которых связана с разработкой и реализацией креатива и др.) Уже к сентябрю нужно определиться и с начальником штаба, возможные кандидатуры - это В.Н.Троян, А.Б.Фетисов. Электоральная практика последних лет также показывает, что участковые избирательные комиссии в состоянии корректировать итоги выборов в пределах до 5-7%. Поэтому в рамках штаба нужно выделить специальную группу по работе с окружными и участковыми избирательными комиссиями, придав ей статус самостоятельной проектной группы.

Применительно к этой стадии кампании оптимальной представляется схема штаба, представленная В Приложении № 1 к данной концепции.

III этап - август - октябрь 2010 года: ведение классической кампании по раскрутке нашего кандидата на должность главы города и депутатов городской Думы с использованием всего арсенала предвыборных технологий, что предполагает формирование адекватных штабных структур.

Сноски. I.Соотвествующие критерии политической дееспособности губернаторов были разработаны в 2005 году Международным институтом политической экспертизы (МИПЭ) по заказу администрации Президента. С тех пор соответствующие данные обобщаются, систематизируются и учитываются при принятии соответствующих кадровыз решений.

II. См. Кузнецов В.А. Сколько голосов нужно получить, чтобы стать депутатом? - Политические исследования, 1999, № 1.

III.По данным В.Б. Звоновского в феврале-марте 2009 года они составили около 40%.

IV.Более низкий статус переговорщиков за год с лишним до выборов приведет только к тому, что бизнесмены не поверят в серьезность намерений и, возможно, начнут хитрить каждый no-cвоему.

V.Цифра 5 млн, рублей приблизительная. Окончательная стоимость участия будет известна, когда будет подготовлена и защищена смета кампании. Причем, было бы правильно, если бы nредставители бизнес-структур участвовали в защите сметы и создали свою группу финансового контроля.

VI. Эти деньги нужны для диагностики ситуации и выстраивания стратегий ведения компаний в округах.

VII. Под этим термином понимается перечень общественно-значимых тем, активно обсуждаемых людьми "с улицы".

VIII. С. Герасимов работал в журнале "Дело", ГК "ВИД". Последние 2 года вел избирательные кампании "Единой России" в разных регионах страны по контракту с "Фондом эффективной политики" Г. Павловского.

И. Кондатьев до избрания В. Тархова главой города был заместителем редактора "Самарской газеты", в настоящее время заместитель редактора журнала "Бизнес и власть", участвовал в организации избирательной кампании "Единой России" в Богатовском районе.