21 июля абхазская оппозиция выступила с осуждением ряда заявлений президента Абхазии Сергея Багапша, сделанных им 15 июля в эфире радиостанции "Эхо Москвы". Оппозиционеры обвинили Багапша в "потере чувства меры и реальности" за слова о том, что "нас могли бы признать ещё 10-15 государств", "но я не хочу, чтобы нас признавали, скажем, Папуа - Новая Гвинея, Зимбабве, мы ведем серьезные переговоры с серьезными государствами", за заявление о готовности провести референдум по вопросу о независимом статусе республики, и за самостоятельное определение даты президентских выборов в Абхазии. Внутриполитическую ситуацию в республике, сложившуюся в предвыборном году, прокомментировал 21 июля в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости старший научный сотрудник Центра кавказских исследований МГИМО Вадим Муханов.

Первый момент, на который стоит обратить внимание, заключается в том, что нынешнее политическое лето в Абхазии действительно выдалось жарким - тем более, что это последнее лето перед президентскими выборами. Сергей Багапш представляется эдаким политическим тяжеловесом и бесспорным лидером предвыборной гонки. За долгий период с памятного 2004 года он многое сумел сделать: главное, что именно во время его президентского срока республика получила то, что она так долго ждала - признание. Пусть речь идёт только о России, но и это в сегодняшней международной ситуации стоит немало. У Багапша огромный авторитет внутри страны, он также пользуется бесспорной поддержкой зарубежной диаспоры. Несмотря на это, внутри республики у него есть серьёзные конкуренты, первым из которых является бывший вице-президент Рауль Хаджимба. Он был главным конкурентом Багапша на президентских выборах 2004 года, он остаётся таким и сегодня. Напомню, что Хаджимба ушёл в отставку в конце мая текущего года, когда он критиковал действующую власть в лице Багапша за факт переговоров о международном контроле над Кодорским ущельем. Важно отметить, что Хаджимба никогда не входил в ближний круг Багапша, сохраняя дистанцию, и практически не влиял на принятие важных решений, несмотря на свой статус вице-президента. В, общем, "по гамбургскому счёту", Хаджимба был практически задвинут в тень. Однако сейчас у него появился шанс встать у руля республики, и крайне вероятно, что он попытается им воспользоваться.

Вторым вероятным претендентом на президентское кресло многие справедливо называют лидера партии "Экономическое развитие Абхазии" Беслана Бутбу. Он обвиняет нынешнюю власть в попытке ввести свободную продажу земли иностранным гражданам - то, есть, можно считать, россиянам, которые, по понятным причинам, имеют больше финансовых возможностей, чем большинство местных жителей. Отсюда возникают опасения по поводу повальной скупки абхазской земли, в подобных намерениях как раз обвиняют Багапша. Помимо этого, целый ряд абхазских политических партий и общественных организаций написал открытое письмо Дмитрию Медведеву, в котором говорилось, что Багапш принял решение о передаче абхазской железной дороги под управление РЖД без консультаций с республиканским парламентом и местной общественностью. Это ещё одно обвинение, которое часто озвучивается в отношении Багапша. Президента Абхазии также активно обвиняют в различных внешнеполитических сговорах и авантюрах, наиболее часто звучит обвинение в попытке летом 2008 года передать под международный контроль верхнюю часть Кодорского ущелья. Кто-то критикует Багапша за безрезультатную внешнеполитическую активность в вопросе международного признания государства. Понятно, что заявления абхазского президента, высказанные 15 июля в эфире радиостанции "Эхо Москвы" не могли вызвать понимания у оппозиционных политиков и общественных деятелей. Однако не стоит забывать о факторе приближающихся выборов - это заметно добавляет эмоций в выступления кандидатов и их сторонников. Главное, чтобы внутриполитическая ситуация справилась с накалом страстей, и не скатилась к кризису, как это уже было несколько лет назад.