В Кызыле председатель правительства Тува Шолбан Кара-оол и председатель правительства Красноярского края Эдхам Акбулатов провели совещание по реализации инвестиционного проекта "Строительство железнодорожной линии Кызыл - Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва". В совещании приняли участие представители компании-инвестора - ЗАО "Енисейская промышленная компания", а также проектировщики - ООО "Северо-Западный институт проектирования транспортных объектов" из Санкт-Петербурга, сообщили корреспонденту ИА REGNUM Новости 29 июля в пресс-службе правительства Красноярского края.

Открывая совещание, Кара-оол отметил чрезвычайную важность проекта для республики, поскольку отсутствие необходимой транспортной и энергетической инфраструктуры является главным сдерживающим фактором развития ее экономики.

О значении железнодорожной магистрали для Тувы участников совещания проинформировал первый вице-премьер республики Сергей Тен. Он отметил, что, несмотря на устойчивую положительную динамику социально-экономического развития республики в последние годы, по большинству показателей Тува значительно отстает от среднероссийских. Одна из причин этого - изолированность от экономического пространства России. Выход Тувы в общероссийскую железнодорожную сеть не только позволит ликвидировать относительную изоляцию республики, но и даст мощный импульс развитию всех отраслей, прежде всего, горнодобывающей. По оценкам специалистов, прирост налоговых отчислений в республиканский бюджет уже в 2014 году составит 5,4 млрд рублей, а в 2015 - 7,3 млрд. К 2020 году собственные доходы республики превысят расходы. В течение пяти лет с начала реализации проекта будет создано 18 тысяч новых рабочих мест, численность занятых в производстве возрастет в 1,6 раза, уровень безработицы снизится до минимума.

По словам Эдхама Акбулатова, для Красноярского края экономический эффект проектируемой дороги также очевиден. В период строительства в южных районах края будет создано 10 тысяч рабочих мест и 1 500 в процессе эксплуатации, а также сотни сопутствующих рабочих мест в социальной сфере и сфере услуг. Дополнительные налоговые поступления в бюджет края на этапе строительства составят около 3 млрд рублей в год. Кроме того, железная дорога позволит облегчить доступ к железорудным месторождениям полезных ископаемых на юге Красноярского края. "То, что этот проект финансируется с помощью средств Инвестиционного фонда РФ, можно считать общероссийским вкладом в развитие потенциала сибирских регионов", - подчеркнул Акбулатов.

Линия железной дороги (300 км из 418) пройдет по территориям трех районов края - Курагинского, Каратузского и Ермаковского, где появятся пять новых железнодорожных станций. Развитие транспортной инфраструктуры радикально изменит жизнь ряда населенных пунктов края. Акбулатов проиллюстрировал это на примере поселка Арадан. В настоящее время там проживает 300 человек, электроснабжение обеспечивает дизельная станция, отсутствует водопровод, социальная сфера не соответствует современным требованиям. С появлением железнодорожной станции население поселка увеличится до 900 человек. По сути, возникнет новый населенный пункт, в котором появятся современные учреждения образования и здравоохранения, средства связи, сфера услуг, бесперебойное энергоснабжение.

Представитель инвестора, директор по организации строительства железной дороги ЗАО "Енисейская промышленная компания" Борис Кабищев рассказал на совещании о том, что строительство железной дороги осуществляется в комплексе с освоением Элегестского месторождения, где с выходом на полную мощность угледобывающего комплекса объем добычи угля составит 12 млн тонн в год. На текущий момент ЕПК, на долю которой приходится 62% инвестиций по проекту, вложила более 1 млрд рублей в освоение Элегестского месторождения и 337 млн рублей в железнодорожную часть проекта. В настоящее время ведется работа по проектированию дороги, ее планируется завершить до конца этого года. Строительство трассы начнется уже в 2010 году.

Проектирование идет в очень сложных горных условиях. Программа изысканий включает около десятка направлений, в том числе археологическое и сейсмологическое. Трасса длиной 418 километров будет включать в себя 566 сооружений - мостов, туннелей, виадуков, водоотводов, путевых переходов.

Следующее совещание предполагается провести через месяц на территории Красноярского края.

"Строительство железнодорожной линии Кызыл - Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва" - один из крупнейших в России инвестиционных проектов, общая стоимость которого составляет 131,6 млрд рублей. Цель проекта - создание инфраструктуры для ускорения социально-экономического развития Тувы на основе вовлечения в хозяйственный оборот месторождений полезных ископаемых в этом регионе, а также на юге Красноярского края. Проект реализуется на принципах государственно-частного партнерства и состоит из двух частей - освоения Элегестского угольного месторождения, которое финансирует ЗАО "ЕПК", а также строительства железной дороги, 50% стоимости которой будет обеспечено за счет средств Инвестфонда РФ. Стоимость дороги составляет 98,6 млрд рублей.