Депутат Верховной рады Украины, член фракции "Наша Украина - Национальная Самооборона", кандидат в президенты Украины Арсений Яценюк встретился с корреспондентом ИА REGNUM в Киеве и ответил на его вопросы.

ИА REGNUM: После встречи с вице-президентом США Джо Байденом вы заявили о том, что Россия и Украина нуждаются в новой повестке отношений. Хотелось бы поговорить об этом подробнее...

Для того, чтобы говорить о новой повестке, надо понять, что у нас в старой. За последние несколько лет в результате реализации старой повестки россияне, не российское правительство, не центральная власть, а примерно 60% россиян считают Украину враждебной страной. Реально - это огромная проблема. Правителей поменять намного легче, чем мнение людей.

Что у нас в старой повестке дня? Во-первых, реально никаких качественных интеграционных процессов за последние 18 лет ни одной из наших стран не было предложено. СНГ, как точно заметил Путин, - это инструмент цивилизованного развода стран, входивших в СССР, и эту свою функцию СНГ выполнил. В чем его новая функция и предназначение? Содержательного ответа на этот вопрос нет.

В плане политического позиционирования вообще какая-то странная история. Премьер Тимошенко в 2007 году пишет статью для "Foreign Affairs". Вы помните, да? Это качественная и жесткая антироссийская статья. А потом она едет в Москву и начинает договариваться о газовых контрактах и о российской политической поддержке для себя. Редкий образец двоемыслия. Или сначала в Москве Тимошенко говорит, что модернизация украинской ГТС будет осуществлена только с россиянами. Ровно через неделю едет в Брюссель и подписывает эту же модернизацию без россиян.

Янукович использовал в своей предвыборной кампании такую имитацию дружбы с Россией. Стал премьером и ничего в лучшую сторону в украино-российских отношениях не изменилось. Ющенко же в своей предвыборной кампании использовал антироссийский фактор и, благодаря этому, у Украины сегодня фактически антироссийский президент. Это то, что есть.

ИА REGNUM: А к чему мы должны прийти?

Я буду говорить о том, что я вижу необходимым для Украины. Мы обязаны перехватить инициативу у России. Во время своего последнего визита в Москву я сказал одному высокопоставленному чиновнику: "Знаете, какая у нас с вами проблема? Вы не знаете, что делать с нами, а мы не знаем, что делать с вами. Так и живем". Украина должна в инициативном порядке предлагать России проекты совместной деятельности.

Что я хочу предложить? Первое - это новый переговорный процесс между Украиной и Россией об углубленной и полноценной зоне свободной торговли между странами, без каких-либо ограничений. На уровне двухстороннего интереса.

Второе, что касается нашего, так называемого, Большого договора. Мы в 2007 году с моим коллегой Лавровым начали процесс его наполнения, но эта инициатива так и "умерла". Мы тогда согласовали, если мне память не изменяет, семь договоров, которые страны должны подписать. 10 лет прошло с момента подписания документа в 1997 году - мы так и не отошли от обычных деклараций. У нас реально нет договорно-правовой базы, которая бы наполняла и расшифровывала Большой договор. Это второй пункт.

Третий. Украина обязательно должна предложить создание "продовольственного пула", который поможет в работе на мировом продовольственном рынке. Это совместный продовольственный картель. Это слово имеет не совсем хорошее значение, но у нас будет картель в хорошем смысле этого слова.

Четвертое - это поставки газа...

ИА REGNUM: Вы, пожалуй, единственный политик на Украине, который не делает из ГТС "священную корову", говоря о разных вариантах ее использования совместно с россиянами...

Я говорю о консорциуме, но не о газотранспортном. Я говорю об энергетическом консорциуме, который занимается не управлением газотранспортной системой Украины, так как мы в состоянии это и сами сделать. Вопрос в другом - о реальном, большом совместном бизнесе "Газпрома", НАК "Нафтогаз Украины" или той структуры, которую мы получим в случае реорганизации НАК, и европейцах как потребителях.

Действующий между Украиной и Россией контракт на поставки газа выгоден России и категорически не выгоден Украине. Это "заслуга" действующего украинского премьера Тимошенко. В статье в американском журнале пишем антироссийские тезисы о том, как "сдержать Россию", а когда доходит дело до реальных переговоров - сдаем интересы Украины. В этом проявляется суть Тимошенко как действующего политика.

Украинская позиция должна стать последовательной и долгосрочной, не подверженной псевдополитической конъюнктуре. Нужно радикально сменить масштаб проектов. Нам в энергетической сфере необходимо реальное межгосударственное партнерство. Украина должна стать достойным партнером России в освоении европейских энергетических рынков и таким же достойным партнером ЕС в получении доступа к источникам энергии. Кроме того, я для себя вижу новую индустриализацию нашей страны - в том числе, через строительство новых атомных станций.

Надеюсь, что мы будем работать с Россией и в этом направлении. Вот, кажется, этого пока хватит. Если вышеперечисленное сделать за пять лет, за президентский срок, и сбить эту пену, которая сейчас существует, это будет сумасшедшее достижение.

ИА REGNUM: А видите ли вы с росcийской стороны готовность решать эти вопросы?

За решение вопросов на паритетных началах надо бороться. У россиян как: даешь палец - откусят по локоть. Но мне почему-то кажется, что мы договоримся. Но такое "хищное" поведение - это же не только касается россиян, это касается и американцев, и европейцев. Знаете, в чем разница? Там шире улыбаются. В этом вся разница.

В крайнем случае, Кремлю будет очень сложно объяснять, в том числе и россиянам, почему российская власть не идет навстречу Киеву, если Украина поменяла повестку дня, если Украина предлагает совместный интерес - ведь это уже другая игра. Это игра не на сопротивление, а на объединение по интересам.

Есть такой шаблон - между Украиной и Россией "братские отношения". Ни в одной книжке по международному праву я не прочитал, что такое "братские отношения". Дальше возникают политические спекуляции, "кто из братьев старший, а кто младший?". Еще один миф. Думаю, что пора отойти от этих шаблонов.

ИА REGNUM: Косовский прецедент, по мнению экспертов, полностью перекроит геополитическую карту Европы. И на Украине есть несколько потенциально небезопасных в этом смысле точек. Например, Крым...

Не будет ничего в Украине, в частности, в Крыму, по косовскому сценарию. Я думаю, что у нас крымские проблемы возникли потому, что есть непонимание между центральной и крымской властью. С Крымом ведется игра: "Решаем проблемы с присутствием России в Крыму за счёт татарского вопроса и решаем проблемы татар за счёт угрозы со стороны россиян", ещё там где-то украинцы. Такая игра, которой уже лет 8, напоминает мне сидение на пороховой бочке, разбрасывая при этом спички вокруг, в разные стороны. По Крыму я не вижу никакой связи с косовским прецедентом, но я вижу реальное решение проблемы в том, что автономия не должна быть декларативной. Автономия должна быть экономически независима, тогда не будут подниматься политические вопросы. В 2002 году, когда я был министром экономики, первый и последний раз в бюджете было предусмотрено предоставление права Крыму устанавливать налоги и сборы местные. Вот это путь разрешения проблемы. Но если все же какой-то конфликт там начнётся, то я буду выступать за решение по формуле: "страна защищает свою территориальную целостность всеми законными средствами" и "никто ничего никому не отдаст". Я думаю, что и россиянам конфликта в Крыму не надо.

ИА REGNUM: В этом контексте хотелось бы вспомнить, что у Украины есть такой неспокойный сосед - это Приднестровье. Депутат Госдумы России Константин Косачев недавно заявил об экономическом давлении на ПМР, отметив, что это происходит и по инициативе Украины....

Это абсурдное заявление. У нас был предложен план урегулирования, их даже было несколько. К сожалению, эти планы являются техническим решением. Приднестровье - это политическая проблема. Ее решение связано с большей прозрачностью отношений Кишинёва, Тирасполя, Москвы и Киева. Ни Киев, ни Москва не должны преследовать своих целей. Я вам говорю как бывший глава МИД - у нас не было никаких других целей, кроме территориальной целостности Молдавии. Есть постоянные попытки возобновить переговорный процесс, технически это можно сделать, но политически переговорщики получают совсем другие команды. Это свидетельствует об одном - есть силы, которые заинтересованы в том, чтобы этот конфликт не был решен. Но эта сила - не Украина, для нас в этом нет никакого смысла. Нам нужен соседствующий регион, который развивается, где мы можем торговать и зарабатывать, у нас своя арифметика и нам не нужны никакие напряженности на нашей границе.

ИА REGNUM: Хотелось бы поговорить и об украино-румынских отношениях. Эксперты часто говорят о "скрытой" войне между Киевом и Бухарестом, о попытках экспансии Румынии на украинскую территорию, в том числе через выдачу своих паспортов в Одесской и Черновицкой областях...

Первое, о чем я хочу сказать в этом контексте, - нам надо прекратить дискуссию по о. Змеиному. Есть решение международного суда и точка, его надо выполнять. Никогда международный суд не примет полностью позицию одной или другой стороны. Моё мнение об этом решении такое - могло быть, конечно, и лучше. Но обратите внимание - решение суда соответствует запросной линии, которую еще СССР давным-давно выставил Румынии. У меня нет сомнений в том, что мощь СССР позволяла выставлять "правильные требования". Так что, можно сказать, что все не так уж и плохо. Мы перевернули эту страницу, теперь надо заниматься освоением, а не дискутировать по поводу решения суда. Эти решения дают возможность осваивать шельф, поэтому надо решать эту задачу.

Второй острый момент - устье Быстрое (речь идет об украинском канале "Дунай-Черное море", эксплуатацию которого Бухарест блокирует). В чём мы здесь не доработали, так это в понимании того, что румыны будут бороться за свои экономические интересы через экологический вопрос и публичный пиар. Объяснять нужно, что мы не копаем канал! Этот канал есть, ему 500 лет, мы делаем только дноуглубительные работы. В общем, мы тут попались на плохой внешнеполитической и дипломатической работе правительства, но таковы последствия борьбы за экономические интересы.

Насчет паспортизации украинцев румынами. Когда я был главой МИД Украины, мы уже обсуждали этот вопрос в Бухаресте. У нас решение этой проблемы должно быть найдено не между Киевом и Бухарестом, а в формате отношений Украина - ЕС и Молдавия - ЕС, потому что это процедура увеличения граждан ЕС. Есть такого рода проблема не только в Украине, но и по Молдавии, наши партнёры молдавские нам про это не один раз рассказывали. Но и надо отметить, что это в определенной степени внутренняя проблема Украины, ведь в Украине запрещено двойное гражданство, и взять паспорт Румынии означает нарушить закон.

ИА REGNUM: Как вы относитесь к разговорам о федерализации Украины?

Я категорически против. Украина - унитарная страна, никакой федерализации. Единственное, что необходимо, - это делить не власть, а реальные деньги для регионов. Такой себе экономический суверенитет.

ИА REGNUM: Не могу не поднять и вопрос о визите на Украину патриарха Кирилла и в целом проблем украинской церкви...

В стране и правда есть масса проблем в этом смысле. Первая - это единство православия, вторая - это политические попытки формирования украинской поместной церкви, третье - это интенсивное втягивание церкви в светские и партикулярные вопросы.

Вот недавно премьер-министр Украины Юлия Тимошенко встретилась с руководителями церквей - как вы думаете, зачем была эта встреча? Раздавались обещания. Перед каждыми выборами - встречи и одни и те же обещания экономической поддержки церквей со стороны правительства. Глава правительства должен отвечать за вопросы общественного порядка, экономического развития, вообще состояния страны, а не "покупать" Церковь перед выборами.

А приезд на Украину главы РПЦ патриарха Кирилла - это важный визит, пасторский визит, а не политический. И я уважаю этот визит, и надеюсь, что в определенном смысле он должен быть умиротворяющим.