Г-н Карапетян, некоторые российские аналитики считают, что, как только несколько поутихнет отголосок иракской войны, США постараются использовать фактор так называемого Южного (Иранского) Азербайджана с целью военно-политического давления на Иран. Как Вы относитесь к подобным прогнозам?

Вероятность использования США фактора Южного Азербайджана с указанной целью очень высока, мало того - такая программа уже запущена. Я думаю, что с января 2004 года США приступят к определенным действиям, в результате которых в регионе произойдут серьезные перестановки. Во всяком случае, давление на Cирию и Иран будет усиливаться по нарастающей. Ошибочно предполагать, что военные действия начнутся вот так - сразу. Пока, собственно, внутри Ирана ведется некая перестановка политических сил, то же самое происходит и в Сирии. В мире наблюдаются серьезные антиамериканские настроения и на данном этапе США приходится с этим считаться.

Можно ли сказать, что именно с этой мрачной перспективой и связана инициатива официального Тегерана о создании системы региональной безопасности в формате 3+3 (Армения, Азербайджан, Грузия + Россия, Иран, Турция). Не фикция ли это?

В последнее время стали очень часто говорить о различного рода системах безопасности для Общего Кавказа и Среднего Востока. К сожалению, ни один из предложенных форматов не имеет серьезного стратегического будущего. Сейчас на Среднем Востоке есть американский фактор, и этот фактор не считается ни с чем. Отмечу, что я не сторонник действий США. Так или иначе, имея мощь и силу, Штаты будут продолжать действовать в том же духе. Можно сказать, что это право выстрадано ими 11 сентября. Считаю, что 3+3 не является для Армении жизнеобеспечивающим фактором. Как мы можем создать единую систему безопасности совместно с Азербайджаном, и как мы будем решать вопросы, связанные с Грузией, с которой у нас периодически возникают разногласия. Мы же фактически блокированы Грузией, хотя и считаем ее братским государством. Сегодня система безопасности для Армении основополагается на двух принципах - учет российского фактора и учет интересов США, не связанных с нами напрямую. В то же время, мы должны четко и ясно обговорить с Америкой круг вопросов, которые касаются нас непосредственно, однозначно высказать свою позицию, настаивать и стараться способствовать сближению американцев и русских по нашим территориальным и иным вопросам. Американцы хотят добиться своего на Среднем Востоке - мы противостоять этому не в состоянии. Наша задача позаботиться о том, чтобы живущие там армяне не имели проблем. А играть в опасные игры под названием "разного рода системы безопасности" нам не следует. Внешняя безопасность Армении обеспечивается сегодня Россией, а американцев нам следует убедить в том, что мы нормальное государство и сюда можно инвестировать. Кроме того, важно обговорить вопросы безопасности, связанные с Турцией. Эта страна становится важным геополитическим фактором. В итоге, система безопасности для Армении - очень серьезное военно-стратегическое партнерство с Россией и нормальное региональное партнерство с США. А разногласия между ними конечно же есть, нас касаются настолько, насколько нас просят что-либо высказать. Есть еще один очень важный фактор - Евросоюз. Я ярый сторонник интеграции Армении в европейскую семью. Сейчас наблюдается больше антогонизма между США и Европой, чем между США и Россией. Вот здесь и может возникнуть проблема для Армении. Мы должны будем объяснить (я надеюсь, нам это удастся), что, кроме как в Европу, нам интегрироваться некуда. Пока Армения не тянет на статус региональной державы. Если мы сможем объяснить России и США, что интеграция в Европу не направлена против них, а исходит из нашего ментального и культурного наследия, то никаких проблем мы иметь не будем. Скоро возникнет еще один очень интересный фактор - фактор "кавказского дома". Нас постараются всех соеденить и сказать, - "армяне, азербайджанцы, грузины - все вы друзья и братья навеки", а еще попытаются оторвать от России в этот же "дом" и Северный Кавказ. Так вот, повторюсь, я не хочу чтобы мы влезали и играли в эти игры - это очень опасные игры для Армении и, в первую очередь, для Нагорного Карабаха.

Каковы шансы Азербайджана и Грузии на пути в НАТО и как их вступление в альянс отразится на расстановке сил в регионе?

Вероятность вступления Грузии и Азербайджана в НАТО очень велика, но я уверен, что, вступив в альянс, Грузия лишится трети своей территории, поскольку она автоматически отойдет России. И США тут ничем не помогут. Эту точку зрения я неоднократно высказывал в ходе переговоров с официальными лицами Грузиии. Что касается Азербайджана, то там все будет зависеть от того, какой клан останется у руля власти. Если Алиев с кланом уйдет, не сумев закрепить власть за сыном Ильхамом, то в Азербайджане грядут серьезные события. Вырастет роль министра иностранных дел АР Вилаята Гулиева, лидера оппозиционной партии "Мусават" Иса Гамбара и, в результате, прозападная политическая ось Азербайджана очень заметно качнется в сторону США. В связи с этим официальный Баку будет иметь серьезные разногласия с Россией и Евросоюзом. Еще одно хочется отметить: пока Азербайджан имеет проблему Нагорного Карабаха, ему очень сложно будет вступить в НАТО. Российский фактор на Южном Кавказе продолжает оставаться очень значительным, хотя приоритеты со временем меняются. Сейчас Россия пытается вести свою политику в СНГ, основываясь на государствах-сателлитах. На Южном Кавказе - это Армения, вскоре очень серьезная российская военная база будет основана на территории Таджикистана и Киргизии. Не удержав все (у России не было сил удержать все), она будет стараться удержать хоть что-то.

Как, по Вашему прогнозу, будут развиваться события в том случае, если властвующий в Азербайджане клан сменится?

Уход клана Алиева и приход любого нового, - к сожалению, это очень близкие события к войне. Любой новый лидер Азербайджана, я уверен, будет способствовать усилению геополитического влияния США и стараться, используя все каналы и ресурсы, втянуть американцев в карабахскую игру. Однако США пока не видят в карабахской проблеме своей выгоды. Они желают только одного - погасить все болевые очаги - причину распространения терроризма. В этом смысле нам будет легко по каналам своим, а также через диаспору доказать, что Нагорный Карабах - суть состоявшееся государство и никакого терроризма там нет. Вчера мне поступило предложение через очень известных людей в Москве, идущее из Европы. Европейцы хотят создать по странам СНГ довольно серьезный комитет, который будет заниматься возвращением беженцев. Мне было предложено стать одним из ключевых членов этой комиссии. Но я спросил, а кого и куда мы будем возвращать. Они мне ответили, - "армян в Азербайджан и азербайджанцев в Карабах и Армению". Очевидно, это закончится тем, что будет предпринята попытка вернуть грузин в Абхазию и азербайджанцев в Карабах. Я понимаю, что этим можно добиться известности во всем мире, слыть борцом за права человека. Для номинального политика это выигрышный вариант. Но для Карапетяна - государственного деятеля - невозможно. Я наотрез отказался. Бесполезно. Азербайджанцы в Карабах не вернутся, пока не решена проблема статуса и безопасности. Алиевский клан, между нами говоря, еще и обогащается на проблемах беженцев. Это 50.000 долларов в день, предоставляемые различными международными институтами. Никто из ныне властвующих в Азербайджане не хотел бы переломить ситуацию и решить проблему беженцев, зная, что лишится этого источника. Как мне говорили сами азербайджанские политики на конференции в Москве, "пока этот клан сидит и кушает, Армении ожидать серьезных действий не надо". А силы приходящие, и особенно Иса Гамбар, этот прямой носитель мусаватистской идеологии, - прямая дорога к переделу в регионе. Вероятность смены клана в Азербайджане сейчас очень велика. Я отказываюсь верить домыслам, что Ильхам Алиев станет президентом без проблем. Очень хорошо зная внутриазербайджанскую политику, я утверждаю обратное: у Ильхама почти нет шансов придти к власти. Если взять силовые структуры, то они уже вышли из-под контроля нахичеванского клана. Очень мощно муссируется слух, что Гейдар Алиев - курд. Этибара Мамедова склонили и переманили на свою сторону американцы, так что у клана Алиева очень мало возможностей продержаться у власти. Припишем к этому еще то, что в Азербайджане очень ослабли иранский и российский факторы. Российского фактора, кроме как Аяза Муталибова, которого [в России] очень долго ломали (то выдаем, то не выдаем [Азербайджану как обвиняемого в преступлениях]), - нет, у него очень мало шансов.

Оправдана ли в этих условиях политика комплиментаризма во внешней политике, осуществляемая официальным Ереваном?

Комплиментаризм был выдуман американскими спецслужбами и с 1967 года использовался для реальной интеграции в экономической сфере. О комплиментаризме во внешней политике начали говорить мы - хотим показаться привлекательными обоим сторонам, то есть и США и России. Однако, как мы можем сопоставлять эти две стороны, учитывая то, что США ведет в регионе жесткую политику, а Россия сама не в лучшем состоянии - там сейчас происходят серьезные процессы. То есть второй супер-стороны сегодня для комплиментраной политики нет. Да есть держава, есть Россия, которую мы очень любим и надеемся и делаем все возможное, чтоб она вновь стала супер-стороной. В этой связи американцы каждый раз будут стараться дестабилизировать ситуацию и рвать регион на куски. Вот я этого не хочу и поэтому говорю, что комплиментаризм начал дурно пахнуть. США уже не считаются с тем, хотим ли мы быть привлекательными России или нет - они просто делают то, что делают. В то же время, американцы понимают, что, заходя куда-то без учета интересов России, они могут стать причиной очень плохих последствий как внутри самой России, так и того государства, куда они войдут - этого США не хотят. При этом они четко осознают, что политическое поле Армении могут переделать на свой лад не более чем на 40 процентов, остальные же 60 все равно останутся за Россией. Поэтому генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон, приезжая в страны СНГ, говорит, что мы не можем не учитывать фактор России и никто сейчас не готов и не хочет вмешиваться в серьезные геополитические споры, каковыми являются Абхазия и Карабах, тем более, что при возможных развитиях игроками могут стать и Иран и Турция - также нежелательный для США сценарий. Сейчас для Армении идеальная ситуация - объясниться с американцами. Благо, сейчас американцы начали объяснять, чего от нас хотят, правда, не до конца. Они желают, чтобы Армения была нормальным государством, которое впоследствии может стать приемлемым пунктом для дальнейших действий в регионе как для США, так и для России. Мы можем оказаться в очень большом выигрыше.

Готова ли Армения ко всякого рода неожиданным сценариям?

Армения не готова и знаете, в чем сейчас наша беда? Мы настолько погрязли во внутренних вопросах, бьем друг друга по поводу и без, что перестали понимать: в мире творятся очень серьезные процессы, которые можно и прозевать. К сожалению, президентские выборы, а точнее их ход, возымел очень негативное действие. Нам сейчас стало гораздо труднее участвовать в интеграционных процессах, вести переговорную линию и объяcнять, что ребята мы такие же нормальные, у нас все будет хорошо - не будет коррупции и клановости и, самое главное, мы не станем криминальным государством. А ведь это самое важное - суметь это доказать. Криминал начал идти в политику - это самая опасная перспектива для Армении.