В Чувашии завершился первый республиканский конкурс "Образовательная инициатива". В нём приняли участие школы, внедряющие инновационные образовательные программы. Конкурс проходил в рамках реализации в республике комплексного проекта модернизации образования. Как сообщили ИА REGNUM Новости в Минобразования Чувашии, всего было рассмотрено 196 проектов из всех городов и районов республики, в том числе свыше 120 были представлены сельскими школами. "Экспертиза работ проводилась высококвалифицированными экспертами. В числе критериев - высокое качество результатов обучения и воспитания, эффективное использование современных образовательных технологий, качественное изменение содержания образования и методов организации образовательного процесса, мониторинг реализации проекта", - пояснили в министерстве. Проекты, в частности, были направлены на развитие образовательно-социокультурного пространства, формирование инновационной кадровой политики и новых форм управления современной школой, создание эффективной модели интеграции школ и работодателей в целях успешного профессионального самоопределения обучающихся.

Конкурс проводится по пяти номинациям, в каждой из которых учреждено пять грантов. Пять проектов-победителей получат грантовую поддержку в размере 600 тыс. рублей. Завоевавшие второе место - 400 тыс. рублей, третье - 300 тыс. рублей. Всего поддержано 15 проектов.

"Порадовало то, что достаточно большое количество школ участвовало в этом проекте - около 49% школ республики. Радует, что школы активны, а некоторые даже гиперактивны: несколько школ представили различные проекты в нескольких номинациях", - отметила в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Новости проректор Чувашского республиканского института образования Светлана Дмитриева. По её словам, конкурс показал, что школы научились писать проекты. "Если раньше проекты были несколько "расплывчаты" по содержанию, то сейчас они очень конкретные с чёткими задачами. Примечательно, что многие проекты, представленные сельскими школами, написаны на достаточно высоком уровне, но в целом по содержанию и структуре они пока ещё уступают в профессиональном плане городским общеобразовательным учреждения. Хотя победителей среди сельских школ достаточно много", - отметила Светлана Дмитриева.

Директор Центра новых образовательных технологий Галина Арзамасова сообщила ИА REGNUM Новости, что сама идея проведения конкурса "очень интересная и яркая": "В конкурсе участвовали очень разные школы: были серьёзные игроки на поле образования, как лицей, гимназии, школы с углубленным изучением языка и одновременно с этим участвовали школы небольшие, сельские, но со своими яркими идеями. Выиграли, конечно, несомненные фавориты, хотя каждый проект был интересный, порой неожиданный. Кроме того, впервые была возможность поработать по номинациям".

Среди проектов Галина Арзамасова выделила алатырский проект, связанный с обучением персонала. Его идея в том, что, обучаясь, преподаватель обучает ещё и своих коллег. "Хотя проект занял второе место, но я за него очень болела", - призналась эксперт. По её словам, в школе много преподавателей высшей квалификационной категории, а есть молодые учителя и те, кто осваивает смежные специальности. В получении новых знаний им и помогут опытные педагоги. Был также выделен аликовский проект, развивающий идею порталообразования, а именно - создание школьного портала. "Яркий и неожиданный проект "Школа - хранительница села" был представлен татарской школой села Шыгырданы Батыревского района. Он завоевал третье место. В его основе - идея создания школьного телевидения", - пояснила Галина Арзамасова, отметив, что также были проекты по созданию спортивных комплексов, экологические проекты.

Говоря о качестве представленных проектов, Директор Центра новых образовательных технологий отметила, что не везде "убедительно были прописаны" вероятные риски и возможность распространения опыта: "Суть проектной деятельности в том, чтобы это было грамотно прописано, но не везде это было. Нужно чётко прописать, как это можно "перенести" на другие школы, как использовать на базе других образовательных учреждений".

Оба эксперта в числе наиболее ярких инициатив назвали проект чебоксарской школы №40, связанный с сетевой моделью профильного обучения: школьник в стенах образовательного учреждения получает не только теоретические знания, но и осваивает новую профессию. Это возможно благодаря сотрудничеству школы с техникумом и рядом заводов Чебоксар. "Это, наверное, очень актуальный и важный момент, когда школьнику даётся возможность определяться в профессии. Современный, очень яркий проект, интересно написан", - считает Галина Арзамасова.

Эксперты подчёркнули, что школы-победители станут экспериментальными площадками: помимо реализации проекта им предстоит передать этот опыт и другими школам.