В Молдавии состоялись досрочные парламентские выборы. Лидер Партии коммунистов Владимир Воронин в присущей ему безапелляционной манере обещал завоевать на этих выборах не меньше 80 процентов голосов избирателей. Однако на деле это заявление оказалось пустой бравадой. В действительности коммунисты недобрали и 45 процентов голосов и впервые после 2001 года не способны самостоятельно сформировать правительство. Хотя в условиях парламентской демократии завоевание политической партией почти половины голосов избирателей - это более чем блестящий результат, но только не для коммунистов Молдавии в выпестованном ими механизме власти. Для них такой результат может быть сродни политической катастрофе.

Дело в том, что за восемь лет своего политического правления Партия коммунистов, ведомая железной рукой своего лидера, президента Воронина, установила в стране политический режим по типу авторитарной вертикали власти, главной чертой которого является неограниченный диктат одной политической силы. Для этого политического режима стало характерным выхолащивание политической демократии из всех институтов власти и замыкание главных властных полномочий на одного человека - лидера правящей партии. В этих условиях был злостно нарушен принцип разделения властей, в особенности за счет подчинения судебной власти политическому заказу. Также до неузнаваемости было деформировано свободное функционирование масс-медийного пространства за счет установления монополии одной политической силы над публичными средствами массовой информации. Этот политический режим заблокировал экономическое развитие страны тем, что сузил до минимума свободную конкуренцию - главное преимущество свободной рыночной экономики - и, таким образом, сделал экономику заложницей интересов политического клана. Вышеописанная ситуация установилась в Молдавии в годы правления коммунистов Воронина и, как следствие, окончательно закрепила за страной статус самой бедной в Европе.

Авторитарная вертикаль власти Воронина отнюдь не является отечественным изобретением. Молдавские коммунисты просто попробовали скопировать российскую политическую модель. И как часто бывает, копия оказалась жалким подобием оригинала. Недалекие советники Воронина элементарно не учли, что в России путинская вертикаль власти зиждется на безграничных природных ресурсах этой страны, обеспечивающие россиянам самый высокий стандарт жизни среди стран СНГ, а значит и широкую политическую поддержку режиму. В дополнении к этому Кремль выступил и с особым цивилизационным проектом - евразийской моделью развития для России, в рамках которого политическая вертикаль власти находит свое логическое обоснование. Молдавские же эпигоны вертикали власти не только проигнорировали российский опыт, но в дополнение ко всему еще и заявили стратегическую линию на европейскую интеграцию для Молдавии, т.е. собрались стать частью западного цивилизационного пространства, которое в принципе не приемлет политического авторитаризма. На языке просторечья эта ситуация описывается известной поговоркой о свином рыле претендующем на калашный ряд. Вполне понятно, что политический крах этой авантюры должен был стать лишь делом времени. Результаты досрочных парламентских выборов ставят крест на воронинской вертикали власти. И это, безусловно, является благом для Молдавии, для которой открываются двери для демократизации внутриполитической жизни с последующими благоприятными эффектами для экономической и социальной сфер. Однако ничего не произойдет само по себе. Необходимы энергичные и продуманные усилия всего политического класса. Но именно в этой плоскости молдавская политика всегда страдала серьезными изъянами.

В ближайшие дни лидерам молдавских демократических партий, одержавших на досрочных выборах очень скользкую победу над коммунистами, предстоит сделать ответственный выбор. Или они создадут трудно управляемую демократическую коалицию и заставят коммунистов уйти в парламентскую оппозицию, или некоторые из них выберут промежуточный вариант и создадут парламентскую коалицию с участием коммунистов. Совершенно очевидно, что в обоих вариантах власть Воронина окажется поколебленной и страна получит более демократический политический режим. Вопрос лишь в том, какими будут преобразования - постепенными в духе эволюционных трансформаций, или резкими по типу революционных изменений.

Учитывая, что главную скрипку в молдавской политике после досрочных выборов начал играть новоиспеченный лидер Демократической партии Мариан Лупу, позиционирующий себя как политик центристской ориентации, то выбор, скорее всего, падет на эволюционный вариант развития. Об этом говорит и электоральный месседж Демократической партии, сфокусированный на необходимости остановить политическую войну. Но главный аргумент в пользу эволюционного варианта заключается в том, что без голосов коммунистов невозможно избрать президента страны, а значит избежать новых досрочных выборов. Основная задача Лупу сейчас заключается в привлечении к эвентуальному союзу демократов и коммунистов еще одного политического актора с целью создания более широкой коалиции. Наиболее вероятным кандидатом на роль "третьего" в этом красно-розовом мезальянсе, несомненно, является Альянс "Наша Молдова" (АНМ) Серафима Урекяна - партия, которая по результатам последних двух избирательных кампаний совсем близко приблизилась к черте политического краха. Для АНМ новые досрочные выборы смерти подобны, хотя и союз с коммунистами чреват трудно прогнозируемыми осложнениями.

Нам приходилось совсем недавно писать о системной ограниченности потенциала либеральных партий, которые практически выбрали весь свой электоральный ресурс еще на выборах 5 апреля. Одновременно мы обращали внимание на особую роль, которую предстоит сыграть в досрочных выборах "третьей силе", находившейся на тот момент в стадии формирования. Более того, мы предложили, чтобы АНМ Урекяна посредством модификации месседжа покинул праволиберальный фланг и переместился на левоцентристские позиции с целью занять место коагулирующего центра для формировавшейся "третьей силы". Результаты досрочных выборов полностью подтвердили правильность этого политического прогноза и вытекавших из него рекомендаций. Другое дело, что одни молдавские политики и, в частности АНМ, оказались не в состоянии воспользоваться результатами политического анализа, в то время как другие - речь идет, главным образом, о Демократической партии и Мариане Лупу - очень точно оценили ситуацию и грамотно распорядись результатами политического прогноза.

Хотя после досрочных выборов Демократическая партия имеет всего 13 мандатов депутатов, однако политическая конфигурация парламента чрезвычайно благоприятствует команде Лупу. Исключительно от них зависит формат будущего парламентского большинства, а значит и продолжительность жизни этого созыва. Теперь все зависит от способности этой команды и, в первую очередь, ее лидера грамотно распорядиться уникальной политической ситуацией и представившимися возможностями. Как бы то ни было, но совершенно очевидно - эпоха Воронина в молдавской политике закончена. Ближайшие месяцы покажут, наступит ли в Молдавии эпоха Лупу. По крайней мере, нам этот прогноз представляется в большой степени вероятным.

Анатолий Цэрану - директор Института политических и военных исследований Молдавии, экс-депутат парламента РМ, экс-посол Молдавии в России.