К несчастьям татарстанской экономики добавилась новая беда: сельское хозяйство. Республика, находящаяся среди субъектов федерации на третьем месте по государственному долгу, добавит в этом году из-за неурожая в свою графу "убытки" еще 16 миллиардов рублей.

О грустных цифрах ожидаемых потерь сообщил министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов: "Продукции земледелия из-за засухи будет недополучено на 16 миллиардов рублей". Посевы погибли на площади более чем 400 тысяч гектаров, а ущерб от этого уже составил 2,5 миллиарда рублей.

Как рассказал Марат Ахметов, 2009 год по своей неблагоприятности для земледелия можно сравнить с 1981 и 1998 - в некоторых районах Татарии тогда тоже почти не было дождей, а температура держалась на 5-8 градусов выше среднегодовых показателей. В результате в этом году можно надеяться на 3,5 миллиона тонн зерна, если уборка, которая идет сейчас во всех хозяйствах республик, пройдет без потерь.

Зато финансовые потери, по мнению министра, точно будут огромны. Больше всего пострадают инвесторы, которые набрали кредитов еще в предыдущие годы в расчете на такой же рекордный урожай, который удалось собрать в Татарстане в 2008 году. Что делать с этими предприятиями, в республике пока не знают. И если решение не будет найдено до конца года, то Агропром Татарстана ждет длинная череда банкротств.

Собственно, и само правительство республики, помогая аграриям, оказалось в трудной ситуации. Как сказал Марат Ахметов, для предстоящей уборки пришли 250 комбайнов, и предприятиям АПК разрешили купить их за полцены - другую половину правительство РТ оплатило из бюджета. Правительство частично оплатило дизельное топливо, правительство приобрело 60 тысяч тонн минеральных удобрений... правительство сделало почти все, чтобы спасти родной Агропром. Единственное, чего оно не смогло - найти "живых" денег - все закупки производились в счет бюджета 2010 года.

Вероятно, понимая кризис со свежими идеями, наблюдаемый в Татарии, премьер-министр России Владимир Путин вызвал президента РТ Минтимера Шаймиева в Оренбург на совещание по вопросам засухи, куда уже съехались главы всех пострадавших регионов ПФО. В изложении местных СМИ это прозвучало не более и не менее как "решением проблемы занялся президент РТ".

Что сумеет выпросить у федерального центра президент Шаймиев на этот раз, пока неизвестно. Федеральный центр пока что не слишком щедр даже на обещания и предлагает изыскивать собственные резервы. Что касается помощи частных компаний или банков, то этот вариант, судя по всему, в Татарстане уже прорабатывался. Как заявил министр Ахметов, "агропромышленному комплексу Татарстана пока не приходится рассчитывать на новых инвесторов. Главная причина здесь, по мнению Марата Ахметова, в том что "закупочные цены на зерно и молоко в республике остаются довольно низкими".

Почему? Ведь местным аграриям можно было бы попытать счастья в других регионах? Дело в том, что вывоз сельхозпродукции из республики в самой республике традиционно не приветствуется. В 2003 году по факту нарушения антимонопольного законодательства - а именно прямого запрета на вывоз зерна - на министра Ахметова татарстанским управлением МАП РФ было даже заведено административное дело, но вскоре все заглохло. Поэтому, помня о местных реалиях, вряд ли кто, живущий за пределами Татарстана, захочет вкладывать свои деньги в заведомо неприбыльное предприятие.

Последняя надежда минсельхозпрода РТ - "прогрессивные технологии". Именно за их счет, по словам Марата Ахметова, удалось смягчить последствия засухи. "В хозяйствах, где культура земледелия находится на достаточно высоком уровне, а также применяются минеральные удобрения, посевы даже при засушливой погоде выстояли", - подчеркнул он. В этой связи остается констатировать, что в остальных хозяйствах (а таких хозяйств, судя по нынешним результатам, в Татарстане большинство) культура земледелия находится пока еще на недостаточно высоком уровне или, проще говоря, на низком.

И именно в этом, а совсем не в капризах погоды и не в засухе, заключается, вероятно, главная проблема как минсельхозпрода РТ, так и всего татарстанского Агропрома.