Визит главы российского правительства Владимира Путина в Турцию 6 августа 2009 года - событие особого значения. Хотя бы потому, что историческая и дипломатическая практика российско-турецких, советско-турецких отношений показывает, что ранее визиты такого уровня стороны всегда готовили тщательнее и дольше. А их результаты часто имели больше протокольный эффект. На сей раз в Турцию высаживается самый настоящий "правительственный десант". Более того, визит премьер-министра России тщательно подготовлен, прежде всего, с технико-организационной стороны, поскольку в Анкаре состоялось заседание российско-турецкой смешанной межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Российскую сторону представлял вице-премьер Игорь Сечин.

Центральными темами двухстороннего обсуждения были вопросы регулирования торговых отношений, их договорно-правовой базы, снятия ряда существующих ограничений. Было отмечено, что по итогам 2008 года торговый оборот между Россией и Турцией составил 40 млрд долларов. Поэтому отношения между странами можно по праву отнести к разряду многопланового стратегического партнерства. Россия является одним из основных поставщиков углеводородов для Турции, которая, в частности, закупает в России до 25% нефти, необходимой для внутреннего потребления.

Прошли также переговоры министров энергетики Турции Танера Йылдыза и Сергея Шматко. Россия и Турция намерены подписать соглашение о расширении сотрудничества в энергетической сфере. Сергей Шматко также сообщил о возможных событиях сенсационного свойства: заключении межправительственного соглашения о сотрудничестве в рамках нефтепроводного проекта Самсун - Джейхан, разработке разрешительной документации по проекту газопровода "Южный поток", маршрут которого может пройти по турецкой территории Черного моря. Главы правительств двух стран намерены обсудить тендер на строительство первой АЭС в Турции с участием консорциума в составе российских компаний "Атомстройэкспорт", "Интер РАО ЕЭС" и турецкой компании Park Teknik, продлить соглашение по поставкам в Турцию российского газа, срок которого истекает в 2011 году, обсудить возможности реализации проекта "Голубой поток-2", а также участие Анкары в проекте "Южный поток".

Если все задуманное состоится и будет оформлено в виде соответствующих соглашений, то впору говорить об объединении энергосистем двух стран. Более того, это просто на глазах поднимает геополитическую значимость Турции в масштабах всего Ближнего Востока, особенно с учетом того обстоятельства, что Турция может принять предлагаемый проект "Голубого потока-2", который предусматривает и выход трубы на Израиль.

И не только это. Если Москва и Анкара договорятся о совместном участии в проекте газопровода NABUCCO, который предусматривает транзит газа через территорию Турции в Европу из Ирака, Азербайджана и, возможно, Туркмении и Ирана, то впору говорить уже о прорыве геополитического уровня.

В таком случае несколько иначе начинает вырисовываться и геополитическая картина в треугольнике Москва-Анкара-Баку. В этой связи бакинский политолог Зардушт Ализаде предполагает, что в первую очередь это может сказаться на проблеме карабахского урегулирования. Он предполагает начало "крупной игры", в ходе которой "Москва и Анкара могут выступить с единых позиций" в Закавказье, что может не устраивать Баку. Потому, что Москва якобы мечтает ввести в зону карабахского противостояния "своих миротворцев". Но сценарий предполагаемого хода событий выглядит все же иначе.

Прежде всего, если говорить о проблеме карабахского урегулирования, то, скорее всего, именно Анкара примет те условия, о которых буквально на днях говорил американский сопредседатель Мэтью Брайза: возвращение Азербайджану не 5, не 6, а всех 7 прилегающих к Нагорному Карабаху оккупированных районов Азербайджана, но в разные сроки. При этом вопрос политического статуса Нагорного Карабаха будет вынесен на последний этап. Что же касается " лачинского коридора", то, как предполагает Брайза, он может находиться под наблюдением неких миротворцев. Именно на этот факт, видимо, и намекает Зардушт Ализаде. Однако спектр российско-турецких отношений становится более широким, поскольку он имеет иное измерение.

Применительно к Закавказью это может сводиться, например, к созданию условий для налаживания диалога между Азербайджаном и Арменией, нормализации отношений между Арменией и Турцией, такому урегулированию карабахской проблемы, которое бы, прежде всего, устраивало две конфликтующие стороны. Тем более, что при определении общих позиций России и Турции в проблеме урегулирования региональных проблем, стороны лишатся возможности разыгрывать в своих интересах то русскую, то турецкую, то американскую карты.

Во-вторых, это могло бы способствовать стабилизации обстановки в масштабах всего Закавказья, что открывало бы реальные возможности и для прорыва Анкары, через которую начинают выстраиваться серьезные энергетические коммуникации как с Севера на Восток, так с Востока на Запад, в ЕС. В целом этот фактор стабилизировал бы остановку и в масштабах всего Ближнего Востока. Так что Баку и Еревану, возможно, придется перестраиваться, если они действительно готовы шагать под "большой марш" Москвы и Анкары.