После того, когда Азербайджан и Армения подписали после "кавказского кризиса" при посредничестве Москвы 2 ноября 2008 года Майндорфскую декларацию, в которой обозначены обязательства не применять силу в урегулировании карабахской проблемы, многим показалось, что конфликтующие стороны сделали серьезные мирные шаги навстречу друг другу. Тем более что вскоре главы внешнеполитических ведомств двух стран, Минская группа ОБСЕ заметно активизировали работу.

Её было у дипломатов много. В марте 2008 года за резолюцию Азербайджана в ООН по карабахской проблеме было подано 39 голоса "за". Но против выступили страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ - США, Россия, Франция. Они считали, что эта резолюция ООН размывает не только ранее принятые Мадридские предложения в качестве основы для переговоров, но и направлена против формата Минской группы ОБСЕ. Это разваливало существовавший переговорный процесс, что могло в любой момент привести к вспышке вооруженной конфронтации в Карабахе. Вкупе с милитаристскими приготовлениями Грузии к вооруженному вторжению в Южную Осетию, вывод карабахского конфликта из зоны переговорно-правового урегулирования создавал на Кавказе "гремучую геополитическую смесь".

Поэтому когда 6 июня 2008 года в Санкт- Петербурге состоялась при посредничестве России встреча президентов Армении и Азербайджана Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева, многие вздохнули с облегчением: как - никак, но переговоры между Баку и Ереваном все же продолжаются, что снижает вероятность вооруженного столкновения. Таким образом Майндорфская декларация закрепляла переговорную позицию, так как она предусматривала продолжение работы в рамках Минской группы ОБСЕ, но все же на основе поддерживаемых Мадридских принципов. В свою очередь госдепартамент США провозгласил эти принципы базой для урегулирования карабахского конфликта.

Поэтому складывалось устойчивое ощущение: вот-вот стороны утрясут некоторые спорные детали и будет подписан мирный договор. Но "воз оказывается и ныне там". По многим признакам можно говорить, что Азербайджан возвращается к реализации сценария периода до "кавказского кризиса". Почему?

Во-первых, именно под его давлением было принято решение сменить до конца нынешнего года сопредседателей в Минской группе ОБСЕ и таким образом парализовать работу этой группы. Во-вторых, из уст лидера Азербайджана Ильхама Алиева стали все чаще звучать воинственные нотки. Поначалу казалось, как считает Марко Папик, аналитик по вопросам геополитики американского аналитического центра по военным вопросам Stratfor, "угроза войны - является всего лишь частью переговорной стратегии Баку". Действительно - вскоре после московского саммита Алиев- Саргсян - на расширенном заседание правительства в июле 2009 глава Азербайджана заявил буквально следующее: "Территориальная целостность Азербайджана должна быть восстановлена, а все захваченные земли освобождены от оккупантов. Надеюсь, что если армянская сторона учтет реальную ситуацию, проанализирует и примет во внимание растущие возможности Азербайджана - и военные, и экономические, и политические, и дипломатические успехи, то вопрос может быть решен в скором времени".

Но на днях посол Азербайджана в России Полад Бюль-Бюль оглы ввел в оборот уникальный по политической нагрузке тезис: пригрозил вернуть Нагорный Карабах путем "принуждения Армении к миру". Посол пояснил, что такое развитие ситуации будет возможно, если посреднические усилия России не дадут "исчерпывающего эффекта" и переговоры зайдут в тупик. "Принуждение к миру является правом Азербайджана, и этим надо воспользоваться", - уточнил дипломат, заметив, что силы на такую операцию у Баку есть.

Во-первых, Москва является не единственной страной, которая занимается посредничеством в карабахском урегулировании. На этом направлении, помимо России, активно работают США, Франция, Турция. Анкара, кстати, пыталась по-своему "разрулить" ситуацию, вступив в переговоры с Ереваном, но Баку выступил против турецких инициатив.

Во-вторых, Азербайджан желает использовать посреднические усилия президента России Дмитрия Медведева в карабахском урегулировании в качестве casus belli - повода для начала вооруженного конфликта с Арменией. Но тогда события начнут развиваться так, как говорил в ходе видеомоста Москва-Ереван генсек ОДКБ Николай Бордюжа: "Когда речь идёт о войне, то необходимо понимать, что ОДКБ основывается на Договоре о коллективной безопасности, четвёртая статья которого говорит о том, что агрессия против одного из государств организации является агрессией против всех стран-членов организации. Исходить будем из этого. Всё остальное - это лишь слова, которые в такой сложной ситуации, как урегулирование Нагорно-карабахского конфликта, только вредят". При этом Бордюжа все же выразил надежду, что активизировавшиеся армяно-азербайджанские контакты приведут к мирному урегулированию проблемы.

Тем не менее, на заявление генсека ОДКБ быстро отреагировал "источник" в министерстве обороны Азербайджана: "У Азербайджана, в отличие от Армении, нет и никогда не было планов посягательства на суверенитет и территорию своих соседей. В этом смысле агрессии против Республики Армения, о которой так мечтают в Ереване, чтобы втянуть ОДКБ в конфликт, а самим традиционно спрятаться за её спину, не произойдёт. В случае необходимости и в случае безрезультативности мирных переговоров по вопросу добровольного освобождения Арменией оккупированного Нагорно-карабахского региона Азербайджана наша армия выступит с задачей восстановления суверенитета над временно неконтролируемыми двадцатью процентами территории нашего же государства".

Но это и есть повторение грузинского сценария "кавказского кризиса", в результате которого не признаваемые ранее ни Тбилиси, ни Москвой Цхинвал и Сухум превратились в субъекты международного права не только как стороны урегулирования конфликтов. Выходит, что за воинственными заявлениями высокопоставленных азербайджанских чиновников скрывается цель, как минимум, поднять статус Карабаха до уровня конфликтующей стороны. Вот что важно отметить в этой связи.

Именно это предлагал сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Мэтью Брайза, когда говорил о невозможности урегулирования конфликта без Нагорного Карабаха, поскольку вопрос тесно связан с волеизъявлением карабахского народа. В таком случае можно согласиться с версией, высказываемой некоторыми аналитиками. Она гласит, что определенные силы в Баку стремятся разрушить формат двусторонних встреч между президентами Армении и Азербайджана по урегулированию нагорно-карабахского конфликта и считают, что пора начинать новую многоходовую политико-дипломатическую, и, возможно, военную комбинацию. В Азербайджане до недавнего времени смена политической элиты напрямую обуславливалась проблемой карабахского урегулирования.

Поэтому в случае военного конфликта в Карабахе, который никогда не будет для Азербайджана блиц-кригом, Запад, окутавший эту страну многочисленными энергетическими проектами, в которые вложены миллиарды долларов, вряд ли позволит Баку пустить свой капитал "по каспийскому ветру". Он будет действовать. Возможно, именно на такой сценарий и намекает бывший аналитик национальной разведывательной организации Турции Махир Кайнак, когда говорит, что "нерешенность нагорно-карабахского конфликта является препятствием в кавказской политике Турции, смысл которой заключается в сбалансированной политике в отношении Азербайджана и Армении".

Что же касается Москвы, то, как заявил премьер-министр России Владимир Путин во время своего недавнего визита в Анкару, "она не желает наличия какого-либо конфликта на Южном Кавказе". Этим сказано очень многое.

Осталось оценить - готов ли Баку презреть ясно выраженные позиции Москвы, Анкары и Вашингтона. А если нет - то какая цена его бесконечным словам о военном решении карабахской проблемы. И если цена - ноль, то в чём состоит "принуждение к миру" и даже хотя бы "принуждение к переговорам".