Азербайджан с рабочим визитом посетил президент Латвии Валдис Затлерс. Он провел переговоры со своим азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым и премьер-министром страны, а также принял участие в азербайджано-латвийском бизнес-форуме. Вместе с Затлерсом укрепляют сотрудничество с Азербайджаном министр сообщения Каспар Герхардс и около восьмидесяти бизнесменов.

Накануне Валдис Затлерс в интервью азербайджанским СМИ следующим образом определил приоритеты интересов Риги к Баку. Во-первых, наличие "общих ценностей", что, по словам Затлерса проявляется "в стремлении Азербайджана к более тесному сотрудничеству с Евросоюзом и НАТО". Во-вторых, Рига оценивает свою миссию в Азербайджане как "цивилизаторскую", поскольку проект "Восточное партнерство" создает возможности предоставить Азербайджану поддержку Латвии в деле осуществления "совместных проектов и программ по обмену опытом по приведению законодательства в соответствие с европейскими стандартами, что является ключевым моментом в экономических отношениях с Евросоюзом". В-третьих, Латвия продолжает поддерживать усилия Европы по диверсификации маршрутов и источников поставок не только природного газа, но и нефти.

В-четвертых, сложная ситуация в мировой экономике подталкивает Ригу к поиску "новых идей в бизнесе, новых партнеров и рынков". Это - понятно, ведь Латвия - одна из стран ЕС, которые испытали наибольший удар кризиса. Латвия в настоящий момент получает чрезвычайную стабилизационную помощь от международной группы, включающей ЕС и МВФ. Тут кажется, не до жиру, самому быть живу...

Поэтому, пожалуй, только этот пункт повестки нынешних азербайджано-латвийских переговоров в Баку имеет логичное объяснение, исходя из объективно складывающихся обстоятельств. Как-никак, в настоящее время в Латвии функционируют 29 латвийско-азербайджанских совместных предприятий.

Что дает Баку альянс с Ригой помимо нормального стремления иметь широкие международные контакты как можно с большим числом стран? Президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая на бизнес-форуме в Баку определил и свои задачи: политика нового соседства Европейского Союза и Индивидуального плана действий партнерства НАТО, работа в формате ГУАМ и Совета балтийских государств значимы с точки зрения "ускорения интеграционных процессов в регионе Каспийского, Черного морей, Балтийского бассейна". Плюс инициатива "Восточного партнерства". Теперь определим реальное состояние совместно обозначенных Баку и Ригой "площадок сотрудничества".

Как известно, инициатива по созданию "Восточного партнёрства" родилась в недрах шведской и польской дипломатии, хотя Германия, Великобритания, а затем и Франция отнеслись к новой затее хладнокровно. Да и Швеция, возглавившая с 1 июля председательство в ЕС, объявила о секвестре финансирования этого проекта - с обещанных 250 млн. евро до 40 миллионов.

Сегодня очевидно, что проект "трансляции демократии" в географических границах от Балтики до Каспия, создания блока из "новых европейцев" плюс некоторых бывших советских республик приказывает долго жить. Поэтому Латвия, рассуждая о " Восточном партнерстве", имеет в виду, прежде всего, идеи "обеспечения энергетической безопасности" ЕС в обход России. Однако после заключения энергетического союза между Россией и Турцией, которое произошло в ходе недавнего визита премьер-министра РФ Владимира Путина в Турцию, и на этих планах спокойно можно ставить крест.

То же самое касается и проекта ГУАМ. Во-первых, он с самого своего рождения был виртуальным и быстро сошел на нет. Во-вторых, ГУАМ не вписывается в сценарий действий на постсоветском пространстве американской администрации Барака Обамы, объявившей "перезагрузку" отношений между Москвой и Вашингтоном. В-третьих, ЕС взял курс не на расширение, а "углубление". Причем этот курс в условиях кризиса может трансформироваться в сторону геополитической маргинализации "новых европейцев".

Тогда возникает вопрос: возможно, Азербайджан, вступая в альянс с Латвией, рассчитывает на ее содействие в урегулировании карабахского конфликта? Президент Латвии Валдис Затлерс в Баку, говоря об этой острой проблеме, заявил, что "конфликт должен быть решен мирным путем в рамках международных прав и принципов" и что "в этом вопросе нельзя торопиться, урегулированием конфликта занимается Минская группа ОБСЕ и в этом направлении предпринимаются определенные шаги". При этом он уточнил, что "мы должны быть внимательными и осторожными. Мы не хотим, чтобы переговоры окончились безрезультатно".

Как известно, Минская группа ОБСЕ базой карабахского урегулирования считает Мадридские принципы, предусматривающие, в частности, решение проблемы Карабаха с помощью референдума. Но именно эту позицию и отвергает Азербайджан. Выходит, что в данном случае Рига для Баку не партнер.

Тут нет ничего удивительного, поскольку ни у ЕС, а тем более у Латвии, не было и нет своих оригинальных планов карабахского урегулирования. Поэтому приходится отделываться набором чужих тезисов без определения конкретных механизмов их реализации.

Вот почему отношения, которые пытаются выстроить Баку вместе с Ригой на фоне уходящих в тину проектов, это - не политика, а сублимация деятельности, за которой одна только пустота. В Баку это хорошо понимают. Понимают ли весь этот позор и стыд в Риге - не факт.