Сегодня возвращение Азербайджану семи районов вокруг Нагорного Карабаха выглядит уже вопросом времени. Это решённый вопрос.

Освобождение районов превратилось уже в такую неизбежность, что к осознанию этой реальности своих граждан начали готовить высшие руководители Армении, бывшие министры, даже те, которые находятся сегодня в оппозиции к нынешним властям. Это и сам президент Серж Саргсян, заявивший в недавнем прошлом, что Агдам - это не родина армян, и экс-глава МИД Вардан Осканян, выступивший с призывом к своим соотечественникам смириться с перспективой освобождения этих земель. Здесь можно вспомнить также нелицеприятные беседы Саргсяна с лидерами мятежной области в ходе его недавней поездки в Нагорный Карабах. Разумеется, и Саргсян, и Осканян рады бы оставить себе семь районов, однако будучи лично вовлечены в закрытые переговоры (в прошлом или в настоящем) они отчётливо понимают, что деваться им уже некудa.

Об освобождении всех семи районов стали всё громче говорить и сопредседатели, причём не перед бакинской аудиторией, а уже в самом центре Армении, в её столице Ереване, стоя перед представителями армянского общества и смело глядя им в лицо. Не стесняясь, без тени смущения, не беспокоясь о дипломатических последствиях. По признанию Мэтью Брайзы, необходимость возвращения Арменией оккупированных районов Азербайджану подтвердил и сам президент Барак Обама, с которым согласны Николя Саркози и Дмитрий Медведев. Совместное заявление трёх президентов в свою очередь оказало решающее влияние на формирование в мире консенсуса по данному вопросу. О необходимости освобождения семи районов высказалась недавно также канцлер ФРГ Ангела Меркель. При таком единодушии Еревану за неимением дипломатических ресурсов никак не удастся настроить мировые державы друг против друга, чтобы на волне противоречий искусно оттянуть, а то и вовсе избежать освобождения азербайджанских районов. Таких навыков дипломатической интриги у Армении нет и никогда не было. Традиционно ей придётся смириться с тем, что ей скажут.

Похоже, уже ничто, кроме внезапно разразившихся глобальных политических потрясений и прочих катаклизмов, не предотвратит уход Армении из оккупированных семи районов. В случае же её отказа от Мадридских принципов или прихода к власти радикалов её ждёт такое международное политическое давление и санкции кредитно-финансового характера, которые её ослабевшая экономика уже вряд ли выдержит. Поэтому считаться её руководителям придётся не с внутренним мнением, а на этот раз с внешним.

Впрочем, как показали события последних 10 лет после устранения в 1998 году партией войны относительно трезвомыслящего Тер-Петросяна, предотвратить возвращение районов не удастся и сегодняшним ястребам из непримиримой оппозиции, которых в случае отстранения ими Саргсяна и прихода к власти ожидает в конечном итоге такая же "эволюция", которую пережил за последние 10 лет карабахский тандем Кочарян-Саргсян, не приемливший в самом начале своей власти уход из территорий. Кто бы ни отстранял от власти президента-пораженца, через некоторое время он сам обречён стать таким же "пораженцем", так как иного пути у него просто нет. В Aрмении многие рассуждают так: "Зато удалось выиграть 10 лет", в том смысле, что армянам удалось оттянуть возвращение территорий на 10 лет. В Баку считают иначе: "Не выиграть 10 лет, а проиграть их", намекая на упущенные возможности участия Армении в региональных проектах.

Что означает в долгосрочной перспективе возвращение семи районов? Начавшееся в конце 1980-х годов движение "миацум" не достигло своей цели. Карабах не стал ни частью Армении, ни признаным независимым государством. Единственно, что ему удалось достичь, это де-факто вывести Нагорный Карабах из состава Азербайджана, но оформить отделение так и не удалось. Дальше этой черты "миацум" не продвинулся и уже никогда не продвинется. Сегодняшнее подвешенное состояние - это самая дальняя точка, куда "миацум" мог дойти, и это означает, как минимум, "ничью". Своего не смогли добиться ни Армения, ни Азербайджан. Азербайджан не смог очистить территорию от армян, Армения не смогла добиться признания сегодняшней ситуации в качестве точки отсчёта. Армяне празднуют, что вывели Нагорный Карабах из фактического подчинения Баку, азербайджанцы же ликуют по поводу отказа мирового сообщества от признания самопровозглашённой республики.

Теперь же придётся возвращаться к положению на лето 1991 года, когда и семь районов были под контролем Баку, и азербайджанцы пока ещё жили в Шуше и в деревнях Нагорного Карабаха, и сама область формально продолжала считаться территорией Азербайджана. Азербайджан тогда контролировал весь периметр админстративных границ Нагорного Карабаха, в Армении уже не было азербайджанцев, а в Азербайджане, за исключением Нагорного Карабаха - армян. Под защитой дислоцированных в регионе частей Советской Армии и внутренних войск функционировал коридор между Арменией и Нагорным Карабахом. Таким образом освобождение семи районов и возвращение азербайджанцев в свои дома без затрагивания на данном этапе вопроса о будущем статусе области фактически восстановит ситуацию на середину 1991 года. И это будет считаться новой точкой отсчёта. В Армении это считают большой уступкой, а в Азербайджане - возвращением к нулевой отметке, после чего можно начинать вести разговор о самом Нагорном Карабахе.

Возвратив же семь районов Азербайджану, Армения собственноручно забьёт последний гвоздь в гроб "миацума". Всё дело в том, что по Мадридским принципам освобождение прилегающих районов ни к чему не привязано, и следовательно это будет армянских ходом, не требующим от Азербайджана ответного хода. Исходить надо из той реальности, что возвращать Азербайджану 7 районов армянам придётся НЕ В ОБМЕН на референдум, как ошибочно считают многие политологи, а как нечто само собой разумеющееся. В этом слабость Мадридских принципов для армян. Они теряют удобную линию фронта в обмен ни на что! На пустые обещания.

После возвращения 7 районов переговоры как бы начнутся с чистого листа, и тут уже козыри будут у Азербайджана. У армян к тому времени не будет уже прежнего тактического преимущества и расширенной иранской границы (существенной для них). Любопытно, что после возвращения 7 районов, если стороны не придут к общему мнению по каким-то вопросам, возможна даже война. Её никто не может отменить или запретить. Причём она возможна и даже вероятна с той же легитимностью для Азербайджана, что и сегодня (51-а статья Устава ООН, резолюции ООН и пр.)

Что произойдёт потом? Тут возможны несколько сценариев. Разумеется, Баку никогда не будет довольствоваться семью районами и будет добиватсья также возвращения Нагорного Карабаха. Ереван в свою очередь никогда не согласится на возвращение Нагорного Карабаха в состав Азербайджана. Тупик неизбежен. При этом ошибочно считать, что центральным пунктом в Мадридских принципах является референдум. На самом деле референдум не состоится, пока азербайджанцы не вернутся в Нагорный Карабах и не завершатся другие процессы. А завершились эти процессы или пока ещё нет, решать не одной Армении. Референдум состоится (если он состоится вообще) только, когда Баку скажет "да, мы готовы". Только вот вопрос - скажет ли он когда-нибудь это? Референдум будет самым последним этапом, и сроки его проведения НЕ УСТАНОВЛЕНЫ. Как сказал президент Ильхам Алиев, "может через 10, может через 15 лет, а может через 100 лет!" Вот именно. А может и никогда...

Армения, с ужасом наблюдая за ростом рождаемости среди азербайджанцев Нагорного Карабаха, начнёт торопить с переходом к последнему этапу - обсуждению окончательного статуса путём референдума. Азербайджан же, получив обратно свои семь районов, будет оттягивать вопрос, убеждая, что стороны ещё не готовы к этому. Тянуть время теперь будет уже Баку, а форсировать - Ереван. То есть, стороны поменяются местами. Разумеется, без согласия обеих сторон провести референдум в одностороннем порядке Армении не удастся. Пользуясь этим, Баку будет откладывать начало обсуждения конечного статуса Нагорного Карабаха и тем временем стимулировать рождаемость в Нагорном Карабахе.

Начнутся взаимные угрозы. Нервы не выдержат первым у Еревана, который, видя динамику роста рождаемости среди азербайджанского населения области, потребует провести референдум немедленно и без согласия Азербайджана. Азербайджан не поддержит этот вопрос и постарается вовлечь Армению в дебаты о формате голосования, заведомо безрезультатные. Армяне, понимая, что их "кинули", решат провести референдум в одностороннем порядке. Разумеется, Баку заранее объявит результат референдума недействительным. При этом он будет ссылаться на множество факторов (напр, восстановление ещё не завершилось, разминирование ещё продолжается, процесс примирения пока продолжается и множество других формальных оговорок). Армения признает итоги нового референдума и объявит о признании НКР, однако протест Баку остановит остальные страны последовать примеру Армении. Дело с мёртвой точки так и не сдвинется, новая независимость Нагорного Карабаха ничем от сегодняшней отличаться не будет. Словом, всё пойдёт по кругу, и всё опять будет топтаться на месте. В регионе вновь запахнет войной, как это уже было в начале 1992 года сразу после первого референдума. Однако на этот раз соотношение сил будет уже совершенно другим, и Баку не будет повторять старых ошибок.

Если Азербайджану удастся оттянуть подобный сценарий лет на 15-20, то в военной победе Азербайджана можно будет уже не сомневаться. Тут и соотношение сил будет не таким, как в начале 1990-х годов, и внешнеполитический вес двух государств будет совсем иным, да и тактические позиции будут уже на стороне Азербайджана. В наступление азербайджанская армия перейдёт со всех 4 сторон и без труда займёт весь Нагорный Карабах. Потеряв Нагорный Карабах (теперь уже навсегда), Армения может пойти на совершенно безумный и отчаянный шаг - атаковать Нахичеван. Это будет иметь для неё самоубийственные последствия. Азербайджан это дело, разумеется, так не оставит и, покончив с Карабахской головной болью, двинется освобождать Нахичевань через всю территорию Зангезура. Между Турцией и Россией состоится джентельменское соглашение - Анкара воздержится наказывать Армению за агрессию против Нахчивана (по условиям Карсского договора 1921 года), а ОДКБ в ответ откажется вмешиваться во внутрeнние армяно-азербайджанские разборки на стороне Еревана, особенно после "нахчиванской подставы" Армении. Азербайджанская армия без труда отрежет связь Армении с Ираном, причём сделает она это не в Мегри, чтобы не раздражать Тегеран, а через Горис и Сисиан. Южный Зангезур окажется, фактически, отрезанным. Дойти до Нахичевани и освободить его Азербайджану большого труда не составит. Это будет означать конец Армении, так как Зангезур Армении вместе с иранской границей Азербайджан не вернёт уже в течение долгих десятилетий.

Однако это наихудший сценарий. Всего этого не произойдёт! Произойдёт другое, чего боятся и сами армяне: после возвращения 7 районов и возвращения азербайджанцев в Нагорный Карабах, армяне, так и не дождавшись референдума, просто начнут тихо уезжать. Как это произошло в Нахичеванe. Они уже сейчас понимают, что будущего у них там нет, поэтому противятся возвращению даже одного сантиметра. Понимание бесперспективности всей многолетней мечты стать частью Армении карабахским крестьянам придёт на подсознательном уровне. Но оно придёт обязательно. Так и не добившись международного признания, держа под контролем семь районов и изгнав из области всех азербайджанцев, конечная цель объединения с Арменией будет как никогда далека, если не сказать иллюзорна, после возвращения Азербайджану семи районов и возвращения азербайджанцев в Шушу и сёла Нагорного Карабаха. Они чувствуют, что возвращение 7 районов и азербайджанских вынужденных переселенцев будет означать конец "миацума". Как и, собственно, самого Нагорного Карабахa. И поэтому... см. заголовок статьи.