Статья Илькина Меликова "Реинтеграция Нагорного Карабаха в Азербайджан неизбежна" - типичный продукт романтического мышления, которым страдают, к сожалению, многие бакинские политологи. Потому что серьезные дипломатические просчеты Азербайджана они пытаются выставлять как "национальную победу". Возможно, в азербайджанской аудитории, оглушенной информационным официозом, все так и выглядит. Но только не для тех, кто внимательно следит за ходом переговоров, связанных с карабахским урегулированием. Судите сами.

"Освобождение районов превратилось уже в такую неизбежность, что к осознанию этой реальности своих граждан начали готовить высшие руководители Армении, бывшие министры, даже те, которые находятся сегодня в оппозиции к нынешним властям. Это и сам президент Серж Саргсян, заявивший в недавнем прошлом, что Агдам - это не родина армян, и экс-глава МИД Вардан Осканян, выступивший с призывом к своим соотечественникам смириться с перспективой освобождения этих земель", - пишет Меликов. И далее: "Об освобождении всех семи районов стали всё громче говорить и сопредседатели, причём не перед бакинской аудиторией, а уже в самом центре Армении, в её столице Ереване, стоя перед представителями армянского общества и смело глядя им в лицо. Не стесняясь, без тени смущения, не беспокоясь о дипломатических последствиях. По признанию Мэтью Брайзы, необходимость возвращения Арменией оккупированных районов Азербайджану подтвердил и сам президент Барак Обама, с которым согласны Николя Саркози и Дмитрий Медведев. Совместное заявление трёх президентов в свою очередь оказало решающее влияние на формирование в мире консенсуса по данному вопросу".

Это - чистая правда. Только Меликов фиксирует сложившуюся статику, игнорируя динамику развивавшихся событий, связанных с карабахским урегулированием. Когда начался разговор о возможном возвращении оккупированных азербайджанских территорий? Еще летом 2007 года, когда в Женеве начались секретные турецко-армянские переговоры. В то время рассматривалось несколько сценариев нормализации отношений между двумя странами в контексте карабахского урегулирования. В конечном счете, стороны сошлись на том, что может быть подписано комплексное соглашение, предусматривающее одновременно начало освобождения Арменией оккупированных районов с восстановлением дипотношений Еревана с Анкарой, плюс открытие турецко-армянской границы. Причем, женевские переговоры "секретными" можно называть только условно, поскольку, как заявляли официальные представители МИД Турции, Баку "с самого начала был в курсе дела".

Кульминация этого переговорного процесса должна была наступить в Турции во время визита туда в апреле 2009 года президента США Барака Обамы. Президент Азербайджана Ильхам Алиев получил личное приглашение прибыть в Стамбул, куда намеревался также прилететь и глава Армении Серж Саргсян. Однако Ильхам Алиев не рискнул в одиночку "сыграть на чужом поле" и вместо Стамбула вылетел в Москву на встречу с президентом Дмитрием Медведевым для проведения консультаций. В результате Турция и Армения подписали "Дорожную карту", которая, помимо всего прочего, "разводила" проблемы карабахского урегулирования и нормализацию турецко-армянских отношений.

Таким образом, Ереван "разводил" Турцию и Азербайджан, выставляя перед Анкарой перспективы как благоприятного свойства - снятие препятствий на пути вступления в ЕС, так и неблагоприятные - возможности отказа от признания Карсского договора 1921 года, определяющего границы между двумя государствами. Тем более что Турции, члену НАТО, не удается блокировать на международном уровне проблему Геноцида, которая все больше и больше растет в цене.

Баку не ожидал такого поворота событий. Стало очевидно, что в турецком высшем руководстве определился раскол в отношении выстраивания перспектив с Азербайджаном. Поэтому Баку стоило немало трудов убедить Турцию в неприемлемости для себя разработанного при содействии американской дипломатии многоходового сценария урегулирования карабахской проблемы.

На словах Анкара поддержала "братский" Азербайджан. Но дело как раз в том, что главные положения и идеи "Дорожной карты" не были дезавуированы ни США, ни Францией, ни Германией, ни Россией. Более того, в конце июля в Кракове сопредседателями Минской группы ОБСЕ они были по сути интегрированы в так называемые обновленные Мадридские принципы. То есть, фигурально выражаясь, "на Баку зашли с другой стороны".

Что же касается вопроса статуса Карабаха, то, как выражается Брайза, "он будет отнесен на потом", поскольку предусматривает проведение референдума. Поэтому, если освобождение оккупированных азербайджанских районов, как утверждает Меликов, уже "решенный вопрос", то почему Азербайджан так упорно переносит от саммита к саммиту подписание соответствующего соглашения?

"После возвращения 7 районов переговоры как бы начнутся с чистого листа, и тут уже козыри будут у Азербайджана. У армян к тому времени не будет уже прежнего тактического преимущества и расширенной иранской границы (существенной для них). После возвращения 7 районов, если стороны не придут к общему мнению по каким-то вопросам, возможна даже война", считает Меликов. "Её никто не может отменить или запретить. Причём она возможна и даже вероятна с той же легитимностью для Азербайджана, что и сегодня (51-а статья Устава ООН, резолюции ООН и пр.) Разумеется, Баку никогда не будет довольствоваться семью районами и будет добиваться также возвращения Нагорного Карабаха", - пишет он.

Прежде всего, заметим, что начало процесса освобождения оккупированных районов возможно только после подписания соглашения, в котором будут строго оговорены дальнейшие действия конфликтующих сторон. Это - во-первых. Во-вторых, после вывода из семи районов войск Армении для обеспечения необходимых условий предстоящего референдума в Карабахе, который будет проходить под серьезным международным контролем, Степанакерт неизбежно станет субъектом переговорного процесса. Это понимает Меликов, когда пишет, что Азербайджан может объявить итоги референдума недействительными и попытается вновь вовлечь в переговорный процесс Армению. Если это не удастся, то по сценарию Меликова, "в наступление со всех 4 сторон перейдет азербайджанская армия и без труда займёт весь Нагорный Карабах".

Действительно, начать войну проще простого, только закончить ее будет проблематично. И вот почему. Азербайджан в случае начала военных действий против Нагорного Карабаха - до или после референдума - сорвет все международные договоренности и будет объявлен агрессором. Вслед за этим последует признание независимости Карабаха, в первую очередь, со стороны главных инициаторов процесса урегулирования - некоторых западных государств, включая и США. Более того, по мере развития военных действий в сражения неизбежно будет вовлекаться и член ОДКБ Армения, миссия которой будет выглядеть как освободительная. Плюс к этому именно Запад блокирует попытку Турции выступить на стороне Азербайджана. Да и для Турции это рискованно, поскольку в таком случае будут аннулированы все положения Карсского договора, которые определяют сейчас статус Нахичевана. К тому же нельзя исключать того, что в случае появления в Закавказье турецких войск аналогичные действия предпримет и Иран.

Поэтому, как ни складывай "карабахский пасьянс", но при нынешней дипломатии Азербайджана потеря Карабаха становится реальностью. Вот почему Баку, который раньше громко говорил о "новом русском империализме", в последнее время все больше и больше пытается апеллировать к Москве. Не поздновато ли?