На фоне якобы предполагаемого подписания соглашения по карабахскому урегулированию из Баку стали раздаваться заявления с "милитаристским душком". Азербайджанский военный эксперт Узеир Джафаров сообщил: "После того как Азербайджан, Турция и Грузия отказали России снабжать свою базу в Гюмри через территорию этих стран, у России единственный путь доставки оружия - это Иран. Вот через эту страну Россия обеспечивает свою базу всем необходимым, в том числе и оружием, которое через некоторое время попадает к карабахским сепаратистам". На вопрос, какие пути использует Россия для доставки оружия в Иран, а оттуда в Армению, эксперт определил два маршрута, первый - через Каспий, второй - через Казахстан, Таджикистан в Иран.

Напомним, российская военная база в Гюмри находится в Армении в соответствии с двусторонним договором, подписанным 16 марта 1995 года. Она выполняет задачи в интересах Организации договора о коллективной безопасности. Так что обеспечение жизнедеятельности этой базы, как и любой другой, дело естественное. Тем более, что российские военные находятся в Гюмри не первый год и к этому факту в Азербайджане относились более или менее терпимо.

Поэтому утечки в азербайджанских СМИ, поданные якобы с турецкой стороны о том, что Москва и Анкара "ведут тайные переговоры по вопросу снабжения через территорию Турции российской 102-й военной базы в Гюмри", производят странное ощущение. Тем более, что о таких переговорах, как пишет турецкая газета Huriyyet, заявил официальный представитель МИД Бурак Озугергин: "Россия уже несколько раз обращалась к нам по поводу обеспечения своей базы в Армении, но мы каждый раз отмечали, что Турция может дать разрешение России обеспечить свою базу в Гюмри только одеждой, продуктами питания и другими видами поставок невоенного назначения. Но мы никогда не дадим использовать нашу территорию для поставок в Армению вооружения". Из этого заявления не следует, что Москва действительно вела переговоры с Анкарой о поставках через ее территорию в Гюмри оружия. Поэтому официальный представитель МИД Турции приписал "эту явную провокацию Еревану", которая "нацелена на то, чтобы испортить отношения Турции с братским Азербайджаном". Тем не менее, оппозиционные СМИ Турции сделали акцент именно на "предполагаемую поставку оружия" в Гюмри, связывая это с возможностью использования его против Азербайджана.

Итак, допустим, что Москва действительно вела какие-то переговоры с Анкарой. Но это пример доверительных отношений, которое начинает складываться между двумя странами после заключения энергетического союза. Даже если допустить, что речь шла об оружии, то, ставя в известность об этом Турцию, Россия лишний раз показывала, что это оружие не будет направлено против Азербайджана. Однако не у Турции, а у Азербайджана стала почему-то "гореть на голове шапка". Почему? Ведь если Баку подписал вместе с Ереваном при посреднических усилиях президента РФ Дмитрия Медведева Московскую Декларацию о неприменении силы в карабахском урегулировании, то он должен придерживаться "духа и буквы" подписанного документа и не опасаться Гюмри. Другое дело, что если Баку готовится все же к военному варианту решения карабахской проблемы, тогда понятны подозрения, что в будущие военные действия может быть вовлечена и российская база в Гюмри.

Вообще организованная утечка информации о переговорах Анкары с Москвой имеет очевидную логическую нестыковку. Если, как утверждает Джафаров, Россия имеет уже налаженный канал обеспечения всем необходимым Гюмри через Каспий, Казахстан, Таджикистан в Иран, то зачем ей было вступать в "секретные переговоры" с Турцией? Это - во-первых. Во-вторых, не менее странно звучат призывы, например, другого военного азербайджанского эксперта Ильдрыма Мамедова восстановить программу Caspian guard ("Каспийский страж"), "чтобы выяснить, какое количество оружия переправляет Россия по Каспийскому морю в Иран, а оттуда в третьи страны".

"Эта страна наряду с Россией является спонсором армянского терроризма, - утверждает Мамедов. - Эти две страны без конца пичкают Армению оружием, что не может нас не беспокоить". Добавим к этому еще одно любопытное заключение, с которым выступил азербайджанский политолог Расим Мусабеков. По его словам, "республики Северного Кавказа и Южного Кавказа - это сообщающиеся сосуды, и нынешняя нестабильность...может привести к "экспорту" экстремизма, в том числе на религиозной основе, с Северного Кавказа в Азербайджан". Более того, по Мусабекову, при "усилении экстремизма и терроризма и утере Россией контроля над этой ситуацией, никто не может гарантировать, что эти негативные тенденции не перейдут и на нас, как это уже было однажды в недалеком прошлом, когда различные экстремистские группировки, вытесняемые с Северного Кавказа, пытались окопаться на нашей территории". В этом заключении ключевой фразой является "пытались окопаться на нашей территории", то есть именно то, что ранее Баку категорически отрицал.

Сделаем промежуточные выводы. Баку утверждает, что Россия через Турцию готовила поставки вооружения на базу в Гюмри, призывает возродить на Каспии программу Caspian guard, чтобы упредить поставку вооружений "Ирану и международным террористам", предупреждает, что именно из России для Азербайджана исходит угроза исламского радикализма.

Это - реальные признаки того, что Баку приступил к созданию необходимого информационного фона, который мог бы прикрыть возможное "нестандартное" решение проблемы Нагорного Карабаха. Но и тут вновь логическая нестыковка: как быть о заявленном желании вести с Арменией переговоры о возвращении "пяти-семи" районов Азербайджана?

Баку вновь опаздывает как в узком, так и в широком смысле. Он пропустил "зондажный удар" в виде организованной утечки о поставках российского оружия через Турцию в Гюмри, высветил свои истинные намерения. Более того, он выпал из широкого геополитического контекста. На днях в статье в журнале Foreign Affaires бывший помощник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский рекомендовал НАТО установить официальные отношения с Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Добавим, статус базы в Гюмри вписывается в структуру обеспечения не столько Армении, сколько глобальной безопасности и не ровен час, когда действительно поставки вооружения в эту точку будут осуществляться и через территорию члена НАТО Турцию.