В июне в Махачкале прошел митинг дагестанцев - переселенцев из Грузии, требовавших от властей региона большего внимания к вопросам их социальной адаптации на родине. Проблема "грузинских дагестанцев", впервые попавших в новостные ленты в начале 1990-х гг., когда им пришлось столкнуться с националистической политикой грузинского лидера Звиада Гамсахурдиа, вновь обрела публичное звучание. О том, что представляет собой сегодня дагестанская диаспора Грузии, в интервью ИА REGNUM Новости рассказал главный редактор еженедельника "Новое дело" (Махачкала) Марко Шахбанов, эксперт по дагестанским диаспорам Закавказья, летом 2009 года посетивший места проживания дагестанцев в Грузии.

ИА REGNUM Новости: Каково на данный момент количество этнических дагестанцев, проживающих в Грузии?

Общее количество представителей дагестаноязычных народов по переписи 1989 г. составляло немногим менее 6 тысяч человек, а по переписи 2002 г. их численность составила 2,5 тыс. человек, подавляющее большинство из них - аварцы. Они же являются единственным народом, которые имеет на территории Грузии свои компактные поселения. По переписи 1989 г. в Грузии было 4230 аварцев (общественные организации в дагестанской прессе тогда заявляли о 17 тысячах человек, что ближе к действительности), 720 "лезгин", большинство из которых на самом деле являлись аварцами, 155 "кумуков", на самом деле являвшихся лакцами (по названию исторического центра лакцев - селения Кумух в горном Дагестане), 426 собственно лакцев и 93 удин. По переписи 2002 г. аварцев в Грузии - 1996 человек, лакцев - 210, удин - 203, лезгин - 44 и "кумуков" - 42. Данные переписи 2002 г. больше соответствуют действительности, нежели данные 1989 г. На данный момент численность этнических дагестанцев, скорее всего, составляет около 2 тысяч человек, поскольку с момента переписи 2002 г. был значительный отток дагестанцев из Грузии.

ИА REGNUM Новости: В каких частях Грузии в основном проживают дагестанцы?

На данный момент аварцы компактно расселены в трех селениях и в одном городе. Селения эти в Кварельском районе (район относится в региону Кахети нынешней Грузии; граничит с Дагестаном, а также с Телавским, Лагодехским и Гурджаанским районами Грузии - ИА REGNUM Новости): Тиви (аварское название Гургин-росу - "круглое селение"), Чантлискуре (аварское название Росохъ - "в лощине") и Сарусо (аварское название Хъаладухъ - "у крепости", поскольку царские войска здесь имели укрепленный пост против спускавшихся гор Дагестана отрядов имама Шамиля). Кроме того, в конце 1940-х - начале 1950-х гг. в город Лагодехи (город в Грузии рядом с границей с Азербайджаном; автодорога из Лагодехского района Грузии ведет в Белоканский район Азербайджана, населенный дагестанцами; на западе Лагодехский район граничит с Кварельским - ИА REGNUM Новости) из Тляратинского района Дагестана (из горных обществ Тлебел и Тлянада) начали переезжать аварцы, которые постепенно составили большинство населения так называемой Калиновки - окраинного района Лагодехи, который состоит из трех улиц. На данный момент здесь живут примерно 50 аварских семей.

Однако есть еще одно место компактного проживания выходцев из Дагестана, о котором говорят и пишут меньше. В Лагодехском районе имеется азербайджанский анклав из четырех селений - Кабали, Караджала, Ганджала и Узунтала. Первое населено в массе своей аварцами, подвергшимися азербайджанской ассимиляции. Три других селения населены в массе своей шиитами, приехавшими в первой половине ХХ в. из разных регионов Закавказья. Население Кабали же представлено суннитами (сунниты и шииты - последователи двух основных ветвей ислама, разделившихся еще на заре его существования; сегодняшние азербайджанцы являются в основном шиитами, дагестанцы - почти исключительно сунниты - ИА REGNUM Новости). При этом сунниты в Кабали относятся к шафиитскому масхабу (масхабы - направления в суннитском исламе, отличающиеся разными аспектами религиозной практики; на территории бывшего СССР представлено в основном два масхаба - шафиитский и ханифитский - ИА REGNUM Новости), тогда как тюркоязычные сунниты в Закавказье все без исключения ханафиты. Шафиитами в Закавказье являются дагестанцы или потомки дагестанцев. Кабали было основано выходцами из аварских горных обществ Анцух (ныне часть Тляратинского района Дагестана - ИА REGNUM Новости) и Таш. Мечеть - первое общественное здание, обычно располагающееся в историческом центре села, построено аварцем из селения Хидиб Тляратинского района, шейхом Иса-апанди. В 200 м. от мечети находится родовое кладбище потомков Исы-апанди и его брата, которые стали первооснователями села. Иса-апанди, судя по устным свидетельствам жителей села, умер, "когда было два или три года его сыну Мухаммаду" (1915 г.р.). К Исе-апанди и его потомству присоединились выходцы из других аварских селений Дагестана. Шииты же приехали сюда позднее. Уже к 1910 г. в Кабали жило 440 человек, сейчас - 3,5 тысяч человек (по данным грузинской переписи 2002 г). На данный момент в Кабали всего несколько десятков лиц, в основном преклонного возраста, владеют аварским языком, хотя люди, интересующиеся своим прошлым, помнят о своем аварском происхождении. Мне, будучи в этом году в селе, удалось поговорить с тремя из авароязычных представителей Кабали, которые очень хорошо владели как своим диалектом, так и литературной формой аварского. Всего в Кабальской зоне проживает чуть более 10 тысяч человек, из которых чуть больше трети имеют дагестанские корни. Ассимиляция аварцев произошла в результате как усиленной миграции в Кабали тюркоязычных мусульман, так и создания в конце 1930-х годов по настоянию Баку тюркоязычной школы в Кабали. Тогда же все жители села были записаны в паспортах азербайджанцами. Ассимиляция затронула даже сына основателя села Исы-апанди: он был женат на азербайджанке.

ИА REGNUM Новости: Как обстоит сейчас дело в возвращением грузинских дагестанцев на родину?

Связь с исторической родиной на данный момент - самый больной вопрос для грузинских аварцев, особенно в Кварельском районе. Судя по проведенным мной опросам, именно отсутствие этой связи является главной причиной желания переселиться в Дагестан. Затруднена в первую очередь связь со своими же родственниками, уже переехавшими в Дагестан. Многие из них не могут даже навестить в Грузии своих родных. Причина в дороговизне виз (на месяц 100 лари - около 70 долларов), а также в том, что у значительной части кварельцев, проживающих в России, нет российского гражданства, из-за чего они не могут получить загранпаспорта и поехать в Грузию. Немало случаев, когда сын не был на похоронах родителей, что людьми с традиционным укладом жизни, каковыми являются аварцы, воспринимается очень болезненно. В основном сообщение происходит через Азербайджан по следующей схеме: кварельским автобусом едут до города Белоканы в Азербайджане, а оттуда ходят автобусы на Махачкалу. Вместе со "стояниями" на границе на такую поездку затрачивается около двух суток. В то же время существующая дорога Ахалсопели (Грузия) - Бежта (приграничный с Грузией Цунтинский район Дагестана; граничит с Тляратинским районом, исторической родиной многих дагестанцев, живущих в Грузии - ИА REGNUM Новости) при открытии на ней пограничного пункта могла бы свести посещение родственников в России к трехчасовой поездке в соседний регион. Однако со времен подписания Черномырдиным постановления об открытии такого пункта прошло около 10 лет, а решение вопроса только отдалилось на неопределенное время.

Репатриация последние два три года почти прекратилась, переселяются по 3-4 семьи в год, в основном к родственникам в Махачкалу и села с аварским населением в равнинных районах Дагестана - Кизилюртовском, Бабаюртовском и Кизлярском. Господдержки переселения никакой нет, более того - возникает масса проблем с документами на месте.

ИА REGNUM Новости: Как складываются взаимоотношения дагестанцев с властями Грузии?

По сравнению с положением аварцев в соседнем Азербайджане, где в большинстве аварских школ родной язык под строгим запретом, у аварцев натянутые отношения с правоохранительными органами, в местном руководстве - в основном приезжие азербайджанские кадры и т.д., ситуацию в Грузии можно считать почти идеальной, хотя, конечно, есть проблемы и там. Обучение в трех сельских школах Кварельского района идет на русском, грузинском и аварском языках. Грузинские власти предложили полностью перевести обучение в школах на аварский язык, с преподаванием грузинского как предмета. Аварские учителя сослались на отсутствие в Дагестане ВУЗов с обучением на аварском языке, из-за чего поступление в ВУЗы Дагестана, при таком варианте школьного обучения, было бы невозможным. Аварскому языку в школах уделено приблизительно столько же времени, как и в Дагестане, т.е. в зависимости от ситуации в старших классах от 4 до 8 часов в неделю. В прошлом в двух школах директора была грузины, но сейчас эти должности заняты аварцами. Катастрофически школам не хватает педагогических кадров, и в этом вопросе они ожидают поддержки Дагестанского государственного педагогического университета и официальной Махачкалы. В Кварельском районе нет ни одного муниципалитета (сакребуло), где преобладало бы аварское население и во главе которого стоял бы аварец. Есть только один аварский депутат - уроженец села Тиви Али Алиев, он входит в состав органа, аналогичного российскому районному собранию. Аварцы также хотели бы открыть культурный центр и в этом вопросе ждут поддержки грузинской стороны.

Какого-то диалога властей Грузии и Дагестана по проблемам грузинских дагестанцев в данный момент не происходит, да и в данной дипломатической ситуации сама его возможность под большим вопросом.

ИА REGNUM Новости: В Грузии есть представители еще одного дагестанского народа - удин. Хотя родина удин не в Дагестане, а в Азербайджане, по языку и происхождению они считаются дагестанским народом.

Удины в Грузии компактно живут только в одном селении - Октомбери (Зинобиани), в которое они переселились в конце 1910-х годов из Варташена (ныне город Огуз Азербайджанской Республики). Удины, как близкий армянам Нухинского уезда этнос, наряду с ними в революционное время стали объектом нападений кавказских татар. Будучи в меньшинстве в данном регионе Азербайджана, армяне тогда покинули его и перебрались большей частью в Грузию. Вместе с ними ушла и часть удин, которые, правда, по предложению руководства Грузии поселились отдельно от них в Кварельском районе. Сейчас большая часть удин очень сильно грузинизирована, что произошло вследствие объективных причин: межэтнические браки, христианская вера удин, обучение на грузинском языке, очень малая численность. На данный момент большинство молодежи в Октомбери не знают родного удинского языка, и полная грузинизация удин Грузии - вопрос только времени. По переписи 2002 г. удинами назвались 49% населения села Октомбери, грузинами считают себя также 49%.

Важно отметить, что в отличие от других народов Дагестана, аварцы на территории Восточной Грузии считаются коренным народом, который в древние времена Кавказской Албании был представлен в долине реки Алазани двумя племенами, в античной литературе называемыми лпинами и сильвами. В частности, об этом пишет доктор исторических наук Гиясаддин Гейбуллаев в своей монографии "Этногенез азербайджанцев" (Баку, 1991 г.). Доктор исторических наук Муртузали Гаджиев в своей объемной научной статье, посвященной этногенезу лпинов, говорит о дагестаноязычности лпинов как о доказанном факте. Касаясь этнической принадлежности лпинов, Гаджиев считает возможным отождествление их с аварцами и конкретно с субэтнической группой, которая на аварском языке называется "лъебелал" (населяют Тляратинский район Дагестана, частично Белоканский и Закатальский районы Азербайджана, ими же представлены почти все аварцы Лагодехского района Грузии, а также часть аварцев Кварельского района; в последнее время широко расселились в равнинных районах Дагестана, в частности в Бабаюртовском районе они составляют наиболее многочисленную группу среди аварцев более 9 тысяч человек). Значительная часть грузинских историков (Меликишвили, Джавахишвили, Цулая, Мусхелишвили, Тодри) также говорят о том, что с древнейших времен восточная часть Кахетии, прилегающая к Дагестану, была населена дагестаноязычными народами. Однако в отличие от Азербайджана, где аварское население жило оседло, в Грузии аварское население было представлено в массе своей общинами, которые восемь месяцев в году жили в приалазанских селениях, а четыре месяца - в своих горных селениях на территории теперешнего Дагестана. В горы обычно приезжали весной, засевали свои поля, снимали урожай и к осени, к первым снегам спускались в свои равнинные селения. Однако перекочевка не была полной, был постоянно живущий на равнине или в горах значительный контингент населения. При этом селения, которые были расположены в долине Алазани, население воспринимало как свои хутора, а горные селения - как "метрополии". Однако такая система хозяйствования была нарушена с приходом Российской империи в Закавказье и началом войны с Имаматом Шамиля, этническую основу которого составляли аварцы и чеченцы. Естественно, народ, который составлял верхушку и наиболее многочисленный контингент воющей с Империей силы, особым ее расположением не пользовался. Соответственно, аварцы, воспринимавшиеся в Закавказье как минимум в качестве неблагонадежного элемента, начали испытывать на себе мощный прессинг госаппарата. Прессинг этот обернулся лишением большинства сельскохозяйственных угодий, которые начали присваивать в первую очередь представители грузинской аристократии, для которых прежде сдерживающим моментом являлось наличие сильного и организованного военного аппарата у аварцев. На освобожденных от аварцев землях начали возникать грузинские, осетинские и русские поселения. В частности таким регионом стал Лагодехский район, население которого все без исключения является потомками мигрантов максимум 130-летней давности. Вплоть до конца ХIХ в., кроме хуторов аварцев, населения там вообще не было.