"Чиновники Минсвязи предлагают упразднить таксофоны, ссылаясь на их неприбыльность - и не беря во внимание, что за год по стране миллионы минут связи через таксофоны пришлись на экстренные службы - МЧС, "Скорую помощь", Службу газа и другие", - так комментируют эксперты ситуацию на рынке связи.

Замминистра связи и массовых коммуникаций Наум Мардер выступил на днях с предложением "изменить формат" универсальных услуг связи и порядка их финансирования. Выступая на заседании Научно-технического совета Минкомсвязи, Мардер акцентировал внимание на том, что таксофоны, установленные сегодня практически во всех населенных пунктах страны в рамках программы предоставления населению России универсальных услуг связи, не востребованы. В качестве доказательства замминистра связи привел статистику, согласно которой в первой половине 2009 года с таксофонов страны звонили за деньги по местным номерам всего 2,8 млн. минут - в пересчете на каждый таксофон получается 3 минуты оплачиваемого разговора в месяц. Таким образом, при установленных государством тарифах в 40 коп. за минуту исходящего разговора доход с каждого таксофона составляет всего 1,2 рубля в месяц, заявил Мардер.

Однако, в своем выступлении заместитель министра не упомянул, что общее число исходящих звонков с таксофонов значительно больше - порядка 10 млн. минут. И из этого числа 3,23 млн. минут пришлись на бесплатные звонки по телефонам экстренных вызовов - МЧС, пожарные службы, Службу газа, "Скорую помощь". В среднем разговор с этими абонентами длится не более 1-3 минут. Нетрудно представить, сколько вызовов было сделано на номера 01, 02, 03, 04 с российских таксофонов. И за большинством из этих вызовов - прямая угроза человеческому имуществу, здоровью или жизни: утечки газа, возгорания, нападения, кражи, ДТП, травмы, заболевания, в том числе - требующие срочного реанимационного или хирургического вмешательства.

"1 рубль 20 копеек с телефона-автомата - не прибыль, учитывая реальные затраты на его производство, установку и содержание. Но кто сказал, что универсальные услуги связи должны быть прибыльными?... Государство не просто декларировало, а гарантировало своим гражданам равные возможности доступа к услугам связи. И создавалась эта программа не как бизнес-проект, а как проект социальный. Ведь качественная связь означает очень много: возможность найти новую достойную работу, определиться с получением образования, получить квалифицированную юридическую консультацию, а иногда - это просто шанс на жизнь. Можно ли лишать человека этого шанса только на том основании, что тянуть телефонную линию в очередной "медвежий угол" слишком затратно?..." - солидарны эксперты в области связи, регионального развития и социальной политики, - "Исходя из логики замминистра Мардера, пора бы уже "оптимизировать" и сами экстренные службы - вон, Скорая помощь, небось, тоже дохода не приносит. Ну так и надо ли ее поддерживать и развивать, тратя государственные деньги? И МЧС сюда же. И всю социалку, включая детские сады, дома инвалидов и т.п...."

Новый Федеральный закон "О связи", принятый в 2006 году, предполагал оказание универсальных услуг связи в каждом из населенных пунктов России, а в каждом населенном пункте с населением свыше 500 человек - и организацию пунктов коллективного доступа в интернет (ПКД). Оказание такого рода услуг заведомо убыточно - именно поэтому законом предусмотрена компенсация убытков уполномоченным операторам связи, осуществляющим эти услуги, за счет резерва универсального обслуживания. Этот резерв складывается из регулярных отчислений всех операторов связи РФ в размере 1,2% от выручки.

По мнению замминистра связи Наума Мардера, таксофоны нужны далеко не во всех населенных пунктах: "В Подмосковье уже некоторые собаки имеют сотовый телефон" - заметил чиновник. Но Подмосковье состоит не только из узкой полосы вдоль Рублевского шоссе. И уж тем более - население России не состоит из "собак с мобильными телефонами". Легко предположить, что главные лица, заинтересованные в сокращении числа действующих таксофонов - те, кто вынужден сегодня отчислять 1,2% от выручки в упомянутый выше резерв. Примечательно, что с поддержкой инициативы Мардера тут же выступил представитель одного из ведущих операторов фиксированной связи в стране - ОАО "ЦентрТелеком".