Молодые велобандеровцы не угрожали безопасности Польши, и правительство страны могло бы повести себя более эластично. Об этом заявил глава коллегии польского Института национальной памяти профессор Анджей Хойновски. В то же время он заявил, что периодически стоит выступать в защиту своих принципов, как, например, в этом случае. "А украинцы, в свою очередь должны избегать таких провокационных шагов", - отметил он.

Профессор акцентировал внимание на том, что если для украинцев Степан Бандера - герой, то поляки придерживаются диаметрально противоположного мнения. На Украине, по его словам, Бандера считается политиком, жизнь которого была посвящена борьбе с тоталитарными диктаторами: СССР и Третьим Рейхом. "Но на самом деле врагом номер один для него была Польша и именно с ней он боролся в период своей наибольшей активности", - заявил Хойновски. По его словам, несмотря на то, что в этот период - 1930-е годы - по вине большевиков от голода погибли несколько миллионов человек, это не изменило его иерархии врагов, так как в его отношениях большую роль играл личный опыт. "Он родился на территории восточной Малой Польши. Эта территория, согласно его концепции, должна была стать основой будущей независимости Украины. После Первой мировой войны вопреки своей воле он стал гражданином Польши. Следовательно, Польша была для него оккупантом", - отметил Хойновски, добавив, что Бандера всеми методами боролся с польской оккупацией и под конец своей политической карьеры в Польше решился на убийство министра внутренних дел Бронислава Перацкого в 1934 году.

Бандера мало писал, но стал для украинцев легендарным человеком, символом украинских стремлений к независимости. Создавал идеологию украинского движения не столько словом, сколько действиями и благодаря этому стал руководителем самой опасной части украинских националистов ОУН, которая потом создала УПА. Несмотря на то, что он погиб от рук советского агента, он до конца считал именно поляков своими врагами номер один, заметил историк.

На вопрос о том, как Польше следует разговаривать с украинцами, если два народа рассматривают историю с разных позиций, Хойновски ответил: "Мы должны спокойно объяснять нашу позицию, без эмоций", - отметил он.

В то же время историк заявил, что ожидать скорого перелома в этом вопросе не стоит. "Эта личность еще долго будет разделять наши народы. Может наши партнеры из Украины признают когда-либо, что Бандера, хоть и имеет заслуги перед своим народом, часто совершал ошибки. Такое урегулирование вопроса нас должно удовлетворить", - отметил он, добавив, что забывать о Волынской резне (во время Второй мировой войны силы ОУН-УПА по этническому признаку истребили на Волыни до 60.000 тысяч поляков, что сегодня в Польше признаётся геноцидом - ИА REGNUM Новости) нельзя. "Но мы не можем запретить украинцам отказаться от культа Бандеры. Так случилось, что у них нет другого символа борьбы за независимость".

Что касается другого деятеля независимости Украины, Семена Петлюры, который в 1920 году заключил союз с Польшей и в принципе мог бы стать героем, соединяющим два народа, то, по словам Хойновского, он, к сожалению, не прижился на Украине "и мы должны с этим смириться", пишет Rzeczpospolita.