Громкими заявлениями о том, что Татарстан добился "сохранения национального образования", ознаменовалась прошедшая неделя. На ежегодной педагогической конференции в Казани выступил президент республики Минтимер Шаймиев, который заявил, что все пожелания по сохранению национального компонента будут включены в итоговый проект по образовательным стандартам.

"Москва согласилась с языком", "Потребности национальных республик будут учтены с лихвой" - подобными фразами сразу несколько местных СМИ поспешили оповестить о победе в долгой борьбе, которую весь Татарстан (а точнее, руководство республики) вел с федеральным центром и министерством образования РФ. В своем выступлении на ежегодном республиканском "педсовете", где присутствовало более 500 человек, Минтимер Шаймиев заверил всех присутствующих, что, благодаря приложенным усилиям, возможностей для освоения татарского языка в новых стандартах будет даже больше, как выразился президент, - "с избытком". Татарский язык получит официальный статус даже в детских садах и начальных школах... но с небольшой оговоркой: если новые стандарты будут одобрены в министерстве образования России.

То есть, строго говоря, самого документа пока нет, но есть большое желание, чтобы он появился. И даже когда это произойдет, то это будет еще не сам стандарт, а всего лишь проект, который начнет действовать не ранее, чем через год. В какой степени там будут отражены чаяния местного руководства (до сих выражавшиеся в обязательном обучении татарскому языку, а также "суверенной истории" всех учащихся школ без исключения), неизвестно. Тем не менее, радость от возможного успеха уже невозможно сдержать - всем педагогам, а также чиновникам и даже банкирам, присутствовавшим на конференции, дали понять, что "мы победили".

Тем временем (и об этом также было доложено на конференции) сам Татарстан уже согласился участвовать в эксперименте по внедрению новых федеральных образовательных стандартов, введение которых вначале вызывало в татарстанских верхах столь бурную реакцию. Раздумий и сомнений больше нет - преподавание по новым методикам начнется уже в этом учебном году. Информацию подтвердил научный руководитель проекта Российской академии образования по разработке госстандарта общего образования Александр Кондаков: "Несколько школ в Татарстане начнут работу по новому стандарту уже с 1 сентября 2009 года". В остальных школах России новые образовательные стандарты будут введены только с 2010 года.

Кроме национальной составляющей, на ежегодной конференции учителей обсуждалась еще одна знаковая тема. Ожидалось, что недавно назначенный министр образования и науки РТ Альберт Гильмутдинов представит на суд коллег свою стратегическую программу "Килэчек" - "Будущее" (вариант - "Грядущее"), где будут определены приоритеты развития системы образования в РТ до 2015 года. Однако презентации программы не произошло, а только, как и месяц назад, были озвучены ее некоторые тезисы. Основной упор был вновь сделан на подготовку учителей и привлечение в школы преподавателей из вузов.

Здесь Альберт Гильмутдинов решил вдохновить коллег личным примером - он заявил, что с сентября сам пойдет преподавать школьникам курс с весьма актуальным названием "Основы лидерства". Какое отношение имеет к этому далекому от точных наук направлению доктор физико-математических наук, профессор Альберт Гильмутдинов, осталось для многих загадкой. Но, как известно, талантливый человек - талантлив во всем, поэтому новация наверняка будет иметь популярность среди казанских школьников.

Кстати, пример министра просто обязан стать заразительным для сотрудников педагогических вузов республики: с 1 сентября, по решению минобраза РТ, им предлагается выбрать себе несколько базовых школ и направлять туда своих преподавателей. Инициативу Альберта Гильмутдинова, высказанную на конференции, тут же творчески развил президент Татарстана Минтимер Шаймиев: "Нужно предусмотреть командировки в школы сельской местности. Это действительно нужное дело. Хорошо уже даже то, что преподаватели педучреждений увидят живого ученика".

Что касается финансирования отдельных программ и самой стратегии развития образования, то на этот счет выступавшие на конференции говорили мало. Денег в республике, даже на такое важное дело, как подготовка учителей-лидеров, больше не стало. А что касается оплаты труда педагогов, то это отдельный вопрос. Как заметил Минтимер Шаймиев, "на место учителя конкурс должен быть - нет более ценного работника". Но каким образом у поступающих в вузы произойдет переоценка ценностей, пока неясно. Ведь сегодня в педагоги идут те, кто не сумел устроиться получше и поступить в престижные вузы, поскольку перспектива стать учителем и жить на нищенскую зарплату мало кого вдохновляет.

Подводя итог учительской конференции со всеми ее громкими заявлениями и прожектами, можно выразить осторожный оптимизм хотя бы в одном отношении: образование в Татарстане, наконец, стало предметом обсуждения на профессиональном уровне. Что касается национального компонента, который так долго был приоритетом в данной теме, то с ним, похоже, тоже наступает некая ясность. Во всяком случае, как заявил Альберт Гильмутдинов в связи с очередным пикетом татарских националов, устроенным перед началом конференции, "никакой проблемы с изучением национального языка на сегодняшний день нет", а к идее бойкота нового учебного года, к которому призывали активисты ВТОЦ, сам он относится "крайне отрицательно".