Вскоре состоится визит премьер-министра России Владимира Путина в Польшу, который можно назвать одним из наиважнейших событий внешней политики Польши в 2009 году. Перед правительством Дональда Туска встала серьезная задача нормализации польско-российских отношений, которые в последнее время оказались в положении, близком к замороженным.

Но диалог обеих сторон не то что возможен, он должен состояться. В первую очередь, наши страны объединяет соседство и вытекающая из этого экономическая и транспортная связи. Именно в этих сферах сотрудничество должно быть наиболее интенсивным. Владимир Путин посетит Польшу по случаю годовщины начала Второй мировой войны. Это не самый удачный момент для переговоров, - в том смысле, что траурные мероприятия и нарастающие вокруг них исторические споры могут негативно сказаться на атмосфере переговоров. Тем не менее споры не столь значимы в ряду тех трех плоскостей, которые и составляют ядро польско-российских отношений.

Сегодня продолжаются переговоры польской стороны с "Газпромом", которые должны привести к решению, выгодному для обеих сторон, а именно - к заключению многолетнего контракта на поставки газа. Ведь декларированную до сих пор концепцию диверсификации энергоносителей, на самом деле, труднее будет претворить в жизнь, нежели это предполагалось ранее.

Поэтому еще много лет именно "Газпром" останется ключевым поставщиком голубого топлива в Польшу. Варшава в этом контексте может избрать путь энергетического стратегического партнерства со своим восточным соседом. Этот путь предполагает вливание московского капитала в строящийся в Свиноуйсьце терминал сжиженного газа. Не исключено, что этого можно будет достичь взамен на согласие Польши участвовать в проекте Североевропейского газопровода (Nord Stream - ИА REGNUM Новости). Одновременно с этим стоит вернуться к идее строительства второй нитки газопровода "Ямал". Как результат - Польша станет основной транзитной страной для российского сырья, извлекая из этого не только экономические, но и политические выгоды.

Таким образом, из лагеря антироссийских ястребов мы выйдем к прагматическому сотрудничеству, усиливая тем самым позиции Польши в Европейском союзе, становясь своего рода разработчиком европейской политики в отношении Москвы. Настало вполне благоприятное время для реализации этих планов, потому как многое указывает на то, что сентябрьские выборы в Бундестаг завершатся очередным успехом христианских демократов Ангелы Меркель. Канцлер Германии и ее окружение дистанцировались от России. Следовательно, Польше непозволительно ждать прихода очередного Герхарда Шредера, который будет строить партнерские отношения с Кремлем за нашей спиной.

Вторая плоскость, используя которую можно разморозить отношения между Варшавой и Москвой, основана на взаимоотношениях обеих стран с нашими общими соседями и общих проблемах с ними. Прежде всего, я имею в виду не только Украину, но и Литву. В этих странах ощутима тенденция растущего шовинистического национализма, начался процесс реабилитации преступников и коллаборационистов периода Второй мировой войны. Эти явления вызывают обеспокоенность как в Польше, так и в России. Строительство национального самосознания, которое инициировали эти молодые государства, базируется на антиполонизме и русофобии и это может привести к ухудшению и без этого сложных отношений с ними.

В этом контексте Польша должна добиться прорыва в своем мышлении о восточной политике. Отойти, или по крайней мере уменьшить значение Ягеллонской идеи (концепции многонациональной и многоконфессиональной империи-федерации, обращённой на Восток, в сторону Литвы, Белоруссии и Украины - ИА REGNUM Новости), которая все еще поддерживается на страницах парижской "Культуры". Основой отказа от Ягеллонской идеи могло бы стать определение сфер влияния: к примеру, Литва и западная Украина входят в орбиту польского влияния, остальная же постсоветская территория - российского. В этом случае польская дипломатия обязана будет усилить экономическую и культурную экспансию польских организаций на этих территориях, но при этом, должна избегать ненужных интервенций и комментариев о действиях Москвы на территории, подпадающей под ее влияние.

Третьим направлением взаимного сотрудничества является довольно сложный рельеф исторических споров. Руководство обеих стран должно однозначно заявить о передаче ученым рассмотрения исторических вопросов. Для этой цели необходимо открыть все архивы и обеспечить к ним полный доступ исследователей обеих сторон. Эффективной формой демонстрации того, что Польша и России действуют сообща, могло бы стать основание польских кафедр и институтов в Российской Федерации и российских - в Польше. При этом должна уважаться чувствительность обеих сторон. Русские должны знать, насколько большую роль в новейшей истории Польши играют и будут играть такие личности, как Юзеф Пилсудский; поляки же должны попытаться понять, что и далее миф о Великой Отечественной войне будет являться основой российской государственности.

Польско-российское стратегическое партнерство - это понятие, которое сегодня звучит сюрреалистически. Глядя на карту Европы, мы должны задать себе вопрос о наших геополитических целях и стремлениях. Одним из них должно быть радикальное укрепление Варшавы в ЕС. А без партнерства с Москвой достичь этого, скорее всего, невозможно. Исторически-сентиментальная аргументация не должна при этом играть деструктивной роли, как это было прежде. Политика должна рассматривать эмоции лишь как вспомогательный инструмент, а не в качестве основы для определения своих перспектив.

Матеуш Пискорски - директор Европейского центра геополитического анализа (Польша)