"Благодаря успешной и целенаправленной работе азербайджанской дипломатии на протяжении последних 15 лет удалось добиться того, что в мире окончательно сложился консенсус по принципиальной формуле решения армяно-азербайджанского конфликта. Сегодня практически ни одно государство мира, за исключением Армении, ни одна международная организация, ни один авторитетный политик не сомневаются, что конфликт будет решён только в рамках Хельсинкского Заключительного Aкта 1975 года, о чём недвусмысленно говорится в преамбуле опубликованных деталей Мадридских принципов. И справедливость такой позиции уже никем, кроме опять же одной лишь Армении, не подвергается сомнению". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости, об этом журналистам заявил член исполкома азербайджанской общины Нагорного Карабаха Эйваз Гусейнов. Он отметил: "Хельсинкский документ, как известно, предусматривает недопустимость агрессии, нерушимость государственных границ, принцип территориальной целостности, и уже потом, то есть после соблюдения всех этих принципов, возможность для народов и национальных меньшинств самостоятельно распоряжаться своей судьбой, определять свой специфический уклад жизни и решать свои национально-культурные вопросы в рамках территориальной целостности и в соответствии с конституцией государства".

"Хельсинские принципы не допускают самоопределения национальных меньшинств путём отделения от государства. Напротив, они обязывают самоопределяющиеся народы соблюдать основополагающие принципы международного права, включая таковые, касающиеся принципа территориальной целостности своих государств, как того требует статья VIII документа. Мадридские предложения как раз и исходят из Хельсинкского Акта и основаны строго на его принципах. Поэтому азербайджанская община Нагорного Карабаха полностью поддерживает позицию государства. Как известно, сперва будут освобождены пять районов, затем лет через 5 ещё два. Семь районов не являются даже предметом дискуссий, сколько бы ни пытались в Армении сконцентрировать разговор именно на них и отвезти внимание в сторону от Нагорного Карабаха. Kонфликт не "агдамо-физулинский", а "нагорно-карабахский", и поэтому освобождение семи районов - вопрос времени, а не из серии "быть или не быть". Наряду с жителями семи районов наша община, несмотря на безответственные заявления некоторых армянских политиков, также вернётся на родную землю в Нагорный Карабах. Этот край - родина не только армян, но и наша. Если армянские беженцы из Азербайджана зaявят o своём желании вернуться в Азербайджан, то Армения должна будет открыть возможность для репатриации азербайджанских беженцев в Армению. Однако наше возвращение в Нагорный Карабах никак не связано с вопросом армянских беженцев из Азербайджана и азербайджанских беженцев из Армении. Это разные процессы, как и беженцы и вынужденные переселенцы - также разные категории".

Эксперт заявил также: "Войска Армении будут выведены не только из семи районов, но и из самого Нагорного Карабаха, который будет демилитаризован. Разумеется, совместное проживание двух общин - нашей и армянской - станет возможным только после демилитаризации армянской общины. Возвращаться мы будем без оружия, поэтому и армянская община к моменту нашего возвращения должна будет демилитаризовать нашу совместную родину. Иначе сложится дисбаланс безопасности одной из общин. Нагорному Карабаху будет предоставлен временный статус на период мирного процесса, но формально он по-прежнему будет оставаться составной частью Азербайджана. Возвращаться мы будем в своё государство, а не в неопределённое. Поскольку мы являемся вынужденными переселенцами, наше возвращение не будет означать переезд из одной страны в другую, то есть при возвращении в родной край государственную границу Азербайджана наша община переходить не будет. Следовательно, временный статус Нагорного Карабаха не будет предполагать формальный вывод его из состава Азербайджана. Таким образом, территориальная целостность Азербайджана будет поэтапно восстановлена, и с иностранной оккупацией будет покончено. И уже в самом конце, на самом последнем этапе две наши общины начнут вести разговор о возможных вариантах окончательного статуса области в соответствии с Хельсинкским Актом и Конституцией Азербайджана. Опции вывода Нагорного Карабаха из состава Азербайджана референдум предоставлять не будет. Пусть никто в Ереване на это не уповает. Этого не произойдёт. В этом и заключается суть Мадридских принципов - в соблюдении территориальной целостности и реализации самоопределения двухобщинного населения области на основе Хельсинкского Акта".

"Мы ожидаем от Армении принятия базовых принципов. Если она их отвергнет, то это будет фактически означать срыв переговорного процесса. Маловероятно, что после этого мировое сообщество проникнется большей симпатией к Армении. Oтношение к ней, в частности, посредников вряд ли улучшится. Сорвав переговоры, Армения окончательно настроит весь мир против себя. А за срыв переговоров и проявление неконструктивности, вообще-то, наказывают, а не вознаграждают. Не приходится сомневаться, что в случае, если Армения "завалит" Мадридские принципы, следующее предложение посредников будет ещё хуже для неё. К тому времени копилка международных резолюций, поддерживающих территориальную целостность Азербайджана, ещё больше пополнится. Кстати, на очереди очередное обсуждение вопроса в Генеральной Ассамблее ООН. Изменить ход истории Армении не удалось и не удастся в будущем. Она проиграла "миацум", как Германия проиграла "аншлюс". В этой связи вызывают сожаление безответственные заявления некоторых армянских политиков, не имеющих никакого отношения к переговорному процессу. В частности, депутат парламента соседнего государства Наира Зограбян заявила, что "Армения никогда не согласится с каким-либо решением в карабахском вопросе, которое не удостоится одобрения со стороны народа Нагорного Карабаха". Хочется напомнить этому депутату и в её лице всем остальным армянским парламентариям, что за народ Нагорного Карабаха они могут не беспокоиться, так как мы сами решим свои проблемы. Мы как часть населения Нагорного Карабаха, коренные карабахцы, выступаем против сепаратизма и связываем будущее нашего родного края с Азербайджаном. Когда Зограбян говорит о том, что "непризнанность самоопределившегося государства не лишает прав его жителей", она упускает одно маленькое обстоятельство: законное самоопределение и насильственный сепаратизм это разные вещи. Самоопределение - процесс легитимный, предполагающий действия в соответствии с законодательством. А когда процесс выходит за рамки закона и приобретает неконституционные, насильственные формы и сопровождается иностранной агрессией, самоопределение сразу превращается в сепаратизм".

В заключение Эйваз Гусейнов отметил: "Провозглашение в Нагорном Карабахе так называемой "республики" - это обычный сепаратизм, и оно не имеет ничего общего с самоопределением. Оно произошло с нарушением союзного и республиканского законодательства, и не удивительно, что наша община в этом балагане не участвовала. Мадам Зограбян выбрала неверное слово. "НКР" - не самоопределившееся государство, а сепаратистское образование, о чём справедливо было отмечено в ежегодном отчёте Госдепартамента США, который наша община приветствовала. Мы же выступаем за самоопределение по Хельсинкскому Акту и против насильственного сепаратизма. Eсли армянского депутата действительно беспокоила судьба народа Нагорного Карабаха, то после встречи с лидером армянском общины Бако Саакяном она соизволила бы встретиться также с руководителями другой равнозначной общины, то есть с нами. А так как она нас проигнорировала, остаётся лишь констатировать, что судьба народа Нагорного Карабаха ей абсолютно безразлична. Поэтому в таких защитничках карабахцы не нуждаются".