В министерстве финансов Татарстана готовится проект по увеличению транспортного налога. В случае принятия закона, владельцам авто, а также предприятиям республики, имеющим на балансе транспортные средства, с будущего года придется платить за них в среднем на 20% больше.

Бюджет республики на 2010 год пока еще не начинали обсуждать в Госсовете РТ. Однако по данному пункту вариантов немного. По информации местного издания "Бизнес Online", принятие закона является делом времени - других способов пополнить бюджет в условиях кризиса в Татарстане просто нет. Данная мера не является уникальной законотворческой инициативой, которыми так славится Татария, - повышение проводится фактически с одобрения федерального центра. Как известно, министерство финансов России сейчас также готовит законопроект об увеличении базовых ставок транспортного налога в два раза, относительно которых регионы смогут увеличивать или уменьшать свои ставки.

О повышении транспортного налога с нового года уже объявили в Омской области и Бурятии. В соседней с Татарстаном Нижегородской области поднимать ставку налога не планируют, так как, по словам губернатора Валерия Шанцева, он там и без того очень высокий, "а для повышения нет никаких оснований". Что касается Татарстана, то основания для повышения есть и они очень серьезные. Собираемость налогов с начала года упала в республике почти вдвое. Как заявлял в мае министр финансов республики Радик Гайзатуллин, в этом году республика не получит более 40% первоначально планировавшихся доходов (99,7 миллиардов рублей), а дефицит бюджета составит около 20 миллиардов. Какими будут фактические цифры в конце года, остается только гадать, ведь ситуация за лето не улучшилась.

С приходом осени исчезают последние иллюзии на некое самопроизвольное "рассасывание" проблем, которые возникли в Татарстане с началом кризиса. Положение с безработицей даже в связи с прогнозируемым сезонным улучшением изменилось незначительно - официально в республике сейчас 57,1 тысячи безработных. По оценкам экспертов к этому количеству уже в сентябре добавится минимум 10 тысяч выпускников школ и вузов. Согласно данным министерства труда, занятости и соцзащиты РТ (которые неоднократно пересматривались и уточнялись), число безработных в республике к концу года может вырасти до 100 тысяч. Однако по данным Росстата, использующего методику подсчета МОТ, безработица в Татарстане еще в мае превысила рубеж в 180 тысяч человек. Кроме того, республика прочно занимает одно из ведущих мест по невыплате зарплаты в Приволжском федеральном округе - на сегодня цифра задолженности достигла 112,46 миллиона рублей.

Таким образом, любое, даже вполне экономически оправданное действие, связанное с увеличением налоговой нагрузки, может привести к непрогнозируемым социальным последствиям. Однако эту возможность как в парламенте, так и в руководстве республики, похоже, не рассматривают совершенно. Примером может служить последний законопроект по транспортному налогу. Дело в том, что в предлагающейся редакции ставки налога должны поменяться дифференцировано. Владельцы транспортных средств до 20 л.с. (например, мотоциклов или скутеров) станут платить в два раза больше, а вот владельцы легковых машин с мощностью двигателя от 200 л.с. (машины такого класса очень любят местные чиновники высшего звена и крупные предприниматели) будут платить столько же, сколько сейчас. Их новый законопроект обойдет стороной.