"Для международного признания государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики имеются серьезные правовые и политические основания. Актуальность признания независимости НКР обусловлена необходимостью справедливого решения азербайджано-карабахского конфликта, сдерживания агрессивной политики Азербайджана, обеспечения региональной безопасности и создания благоприятных условий для социально-экономического развития". Об этом заявил корреспонденту ИА REGNUM Новости кандидат исторических наук, руководитель карабахского научного центра "Качар" Мгер Арутюнян.

"Убедительным аргументом для международного признания НКР является легитимность ее провозглашения. Декларация о провозглашении НКР основана на Конституции СССР и действующих тогда советских законах, международно-правовых нормах, факте отказа Азербайджана быть правопреемницей Азербайджанской ССР и др. Тот факт, что в 1991 году суверенитет Азербайджана был осуществлен при отказе от правопреемственности Аз.ССР и с намерением восстановления государственной независимости 1918-1920 годов, уже дает основание утверждать о легитимности Нагорно-Карабахской Республики, так как последняя состоялась в сентябре-декабре 1991 года на юридически не подчиняющихся Азербайджану территориях. Нынешняя территория НКР никогда не являлась частью независимого Азербайджана, в особенности с точки зрения международного права", - отметил Мгер Арутюнян.

По его словам, легитимность НКР обеспечена принятым 3 апреля 1990 года законом СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР", который предоставлял возможность автономным образованиям самоопределиться в качестве самостоятельного субъекта Советского Союза, вплоть до выхода из состава союзной республики, поднявшей вопрос об отделении от СССР.

"Ссылка в декларации о провозглашении НКР на международно-правовые нормы также обоснована. Так, второй статьей "Международного договора об экономических, социальных и культурных правах" устанавливается право всех народов на самоопределение, в том числе и на определение своего политического статуса, свободное социальное и культурное развитие. То же самое закреплено в первой статье "Международного договора о гражданских и политических правах". Не случайно, что именно 10 декабря 1991 года, в международный день защиты прав человека, в НКР был проведен референдум о независимости, который являлся не только шагом по определению государственно-правового статуса, но и средством противодействия агрессии Азербайджана, гарантией обеспечения физического существования населения. Фактически, в результате расформирования СССР в декабре 1991 года на территории бывшей Азербайджанской ССР образовались два независимых равноправных государства - Нагорно-Карабахская Республика и Азербайджанская Республика", - отметил карабахский историк.

По его словам, факт бесспорной легитимности НКР еще больше укрепляет позиции армянской стороны в переговорном процессе и говорит в пользу международного признания государственной независимости НКР. "Тем более, что после того, как была пресечена агрессия Азербайджана, наша республика в течение более пятнадцати лет стабильного социально-экономического и политического развития продемонстрировала свою жизнеспособность и перспективность, доказала необратимость избранного пути, стала гарантом сдерживания агрессии Азербайджана, и, следовательно, сохранения стабильности в регионе", - отметил Мгер Арутюнян.