28 мая в городе Ганновере (Германия), состоялся Германо-российский форум "Инвестиционная привлекательность российского лесопромышленного комплекса", в рамках Всемирной выставки оборудования и технологий для лесной деревообрабатывающей промышленности, на котором выступил директор по развитию ГК "Титан" Наталья Пинягина. Так же на форуме выступили Сергей Митин, заместитель министра Минпромнауки РФ, Александр Беляков, председатель комитета по природным ресурсам и природопользованию ГД РФ, губернатор Томской области Виктор Кресс, а также ряд представителей правительственных организаций и крупных компаний Германии. В своем выступлении Наталья Пинягина затронула вопрос о мерах по улучшению инвестиционного климата в лесопромышленном комплексе России.

Основные тезисы выступления:

Темпы роста лесопромышленного производства неизменно снижаются в течение последних трех лет как в целом по ЛПК, так и по отдельным его отраслям. Если в 1999 -2000 г.г. среднемесячный рост производства достигал 115,8%, то в 2001-2002 - лишь 102,3%.

Прирост выпуска в целом по отрасли в 2002 году произошел исключительно из-за роста объема производства в целлюлозно-бумажной промышленности (104,6%), в то время как в лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности зафиксировано снижение выпуска продукции до 94,1% и 97,9 % соответственно.

Наиболее тяжело в течение года складывалась ситуация в лесозаготовительной промышленности и именно эта базовая отрасль не позволила лесопромышленному комплексу в целом достигнуть более высоких результатов. Объем вывозки леса в истекшем году сократился на 5,9% по сравнению с 2001 г., в результате чего многие деревообрабатывающие и целлюлозно-бумажные предприятия постоянно испытывали недостаток сырья.

Не оправдала оптимистических ожиданий и деревообрабатывающая промышленность, в 2002 году темп роста производства деревообрабатывающих предприятий составил 97,9 %.

Темп роста производства целлюлозно-бумажной промышленности в 2002 г. также заметно снизился и составил 104,6% против 107,7 % в 2001 году.

Экспорт лесобумажной продукции за 2002 год вырос по сравнению с 2001 годом на 370 млн. долларов США или на 9 % и составил за 2002 год - 4,5 млрд. долларов США.

В то же время импорт продукции из древесины за указанный период увеличился на 25,4 % и составил 1,9 млрд. долларов США.

Основной причиной торможения развития всех отраслей ЛПК России, их низкой конкурентоспособности по сравнению с развитыми лесопромышленными странами является неудовлетворительное состояние производственных фондов.

Так, изношенность основных фондов в лесозаготовительной промышленности превышает 85%, не хватает современных высокопроизводительных машин и оборудования. Из-за нехватки производственных мощностей в большинстве леспромхозов работа производится в 1 смену.

Технический уровень производства целлюлозно-бумажной промышленности соответствует 70-80 годам, изношенность основных фондов в ЦБП достигла 70%. В настоящее время современному техническому уровню соответствуют только 5% основного технологического оборудования, более 50 % - требуют модернизации и 45% - полной замены.

Для решения задачи повышения конкурентоспособности отраслей ЛПК и лесобумажной продукции на мировых рынках потребуется масштабная модернизация лесопромышленных предприятий, привлечение значительных инвестиций для технического перевооружения действующих и строительства новых современных производств.

В целях создания благоприятного инвестиционного климата необходимо совершенствование налогового и корпоративного права, в котором следует предусмотреть стабильность и неизменность нормативно-правовой базы на период осуществления инвестиционных проектов. При доработке Налогового кодекса РФ следует вернуть налоговые льготы на прибыль предприятий, направляемую на развитие производства в виде инвестиций, а также предусмотреть возможность предоставления стратегическим инвесторам специальных налоговых режимов и льгот на пользование землёй и лесными ресурсами. Не смотря на снижение с 2002 г. ставки налога на прибыль предприятия, осуществляющие активное инвестирование вынуждены будут уплачивать значительно большие суммы этого налога по сравнению с 2001 г.

Поскольку отечественное машиностроение не производит многие виды оборудования, необходимые для предприятий ЛПК, основной объем капитальных вложений направляется лесопромышленными предприятиями в покупку импортного оборудования. Для стимулирования инвестиционной деятельности целесообразно отменить ввозные таможенные пошлины и НДС при ввозе в страну оборудования, аналоги которого не производятся в России.

На наш взгляд сегодня не целесообразно строить огромные капиталоемкие целлюлозно-бумажные комбинаты с объемом инвестиций до 1 млрд. долл США и сроком окупаемости более 10-12 лет, а обеспечить загрузку, расширение и модернизацию действующих мощностей, которые имеют необходимую инфраструктуру и ресурсы- энергетические и трудовые. Целлюлозы в стране производится в достаточном количестве и большая ее часть поставляется на экспорт. Следует оказывать поддержку созданию новых производств лесобумажной продукции с высокой добавленной стоимостью - картонных, бумажных фабрик, фабрик по выпуску тары и упаковки.

Требуется дальнейшее развитие системы правового регулирования фондового рынка, повышение доли законодательных норм, в том числе - в регулировании срочного рынка.

Роль рынка акций в финансировании основного капитала может быть во много раз больше, поэтому требуется стимулировать эмиссионную деятельность корпораций, создание специализированной инфраструктуры первичного рынка, формировать систему льгот для профессиональных участников и инвесторов, работающих на первичном рынке корпоративных ценных бумаг.

Вопрос взаимосвязи качества корпоративного управления и отношения к инвесторам стал очевидным для компаний, ищущих возможности привлечь дополнительный капитал на развитие. Проблема повышения качества корпоративного управления должна быть включена в список задач, решение которых является первоочередным и создает предпосылки для модернизации ЛПК и его структурной перестройки.

ЛПК России - это экспортно - ориентированная отрасль. Предприятия отрасли обеспечивают около 5% общероссийского объема валютной выручки государства.

Тем не менее, таможенно - тарифное регулирование экспорта лесобумажной продукции из России нуждается в значительном совершенствовании. Сегодня вывозные таможенные пошлины на продукцию глубокой переработки древесины необоснованно завышены. Это делает неэффективным, нерентабельным производство экспортной продукции, вынуждает предприятия уходить с традиционных для России международных товарных рынков. Восстанавливать вновь утраченные российскими предприятиями на внешних рынках позиции является огромной проблемой. В целях повышения эффективности лесного экспорта необходимо срочно принять решение об отмене или снижении вывозных таможенных пошлин на пиломатериалы, целлюлозу, бумагу, картон и т.д.

Тем не менее, для упорядочения экспорта такого стратегически важного для российского ЛПК сырьевого ресурса, как хвойный пиловочник и балансы, целесообразно ввести таможенные пошлины, ограничивающие его вывоз из страны.

Эффективность работы лесопромышленных предприятий неразделимо связана с положением дел в лесном хозяйстве, которое вызывает большую тревогу. Большинство договоров аренды (по оценке специалистов более 90%) заключены только на 5 лет, что не способствует эффективному лесовосстановлению, охране лесов от пожаров, организации лесопользования, дорожному строительству.

Необходимо обеспечить развитие рыночных схем использования лесосырьевых баз путем передачи участков лесного фонда долгосрочную (50-70 лет) аренду крупным вертикально-интегрированным структурам с последующей возможностью выкупа этих участков. В связи с этим, следует рассмотреть возможность организации плантационного выращивания древесного сырья для целлюлозно-бумажных и картонных производств в местах с развитой транспортной и энергетической инфраструктурой и наличием достаточных трудовых ресурсов. Это особенно актуально в условиях отсутствия лесовозных дорог, целесообразность строительства которых в малообжитых и труднодоступных районах является спорной. Так, например, в Швеции технологический цикл крупных лесобумажных корпораций начинается с селекции семян и посадки саженцев деревьев быстрорастущих хвойных и лиственных пород. Они обеспечивают наиболее рациональное ведение как лесохозяйственных мероприятий, так и максимальную загрузку лесоперерабатывающих мощностей собственным сырьем.

Из-за установления завышенных возрастов рубок резко (2,0-2,5 раза) снижается съем древесины с 1 га. лесных площадей. Особенно негативно это влияет на ЦБП, для которой необходима древесина возрастом 35-45 лет (в зависимости от пород). Установленный возраст рубок такой древесины более чем в 2 раза выше (90-100 лет). Поэтому целесообразно изменить порядок установления сроков рубок, отвечающим современным требованиям (в районах расположения ЦБК ).

Огромной проблемой в лесном хозяйстве является число незаконных рубок леса. Объем нелегальной заготовок древесины в 2001 году возрос на 30% и составил 925 тыс. куб. м. Для решения этой проблемы предлагается ввести приемку, учет и клеймение представителями государственной лесной службы заготовленной древесины непосредственно на лесосеках - верхних складах. Обеспечить их участие в освидетельствовании лесосек предназначенных для рубок главного пользования. Это позволит в основном перекрыть каналы поступления незаконно вырубленной древесины.

Большой проблемой для инвесторов является отсутствие в стране достоверных статистических данных и маркетинговых исследований по товарным рынкам и рынкам потребителей бумажной и картонной продукции, их существующей емкости и перспективах развития. Отраслевые НИИ смогли здесь найти хорошую нишу для своей коммерческой деятельности, так как востребованность в такого рода исследованиях со стороны потенциальных инвесторов, в том числе зарубежных, очень велика.

Для обеспечения инвестиционной привлекательности лесопромышленного комплекса России необходимо решить еще одну важнейшую задачу. Надо разработать и ускоренно внедрить в практику деятельности акционерных обществ нормативно-правовые акты, исключающие неправомерный "дикий" передел собственности. Требуется существенная корректировка корпоративного законодательства, совершенствование судебной системы, которые смогли бы надежно защищать права добросовестных инвесторов и собственников от недружественного вмешательства в деятельность акционерных обществ.