Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, пресс-конференция Хазрета Совмена была инициирована и. о. председателя Комитета по делам печати, информации и общественно-политическому прогнозированию РА Асфаром Куеком в связи с публикацией "Кремль продолжает ликвидацию национальных округов" с подзаголовком "Президента Республики Адыгея могут понизить в должности" в "Независимой газете" за 23 мая, а также заявлением на ту же тему, прозвучавшем по телеканалу НТВ. В этих публикациях говорилось о том, что прецедент укрупнения российских регионов уже создан вхождением Коми-Пермяцкого национального округа в Пермскую область. Теперь очередь за Адыгеей, которая должна войти в состав Краснодарского края.

Однако, вопросы журналистов касались не только этой темы, но и других аспектов жизни республики.

Аслан Шаззо, корреспондент ИА REGNUM. Я бы хотел услышать конкретику о дороге "Майкоп-Дагомыс". С чего для Вас этот проект начинался и чем, на Ваш взгляд, он закончится? Слышал о разных видах на нее Краснодарского и Ставропольского краев, отдельно Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Знаю, большую активность проявляют "зеленые".

Хорошо, я постараюсь рассказать подробнее. Знаете, я ведь детальной, практической географией Адыгеи не очень-то владел, пока не вернулся сюда. Тахтамукайский район - да, так называемый "шапсугский куст", где родился и вырос - еще лучше, а Сибирь - совсем хорошо. А тут, как только вступил в должность, все мне твердят: "Нужна дорога". Поэтому начал изучать проблему, и заодно ознакомился с прекраснейшими местами горной Адыгеи. В первую очередь меня, конечно, заинтересовала экологическая сторона дела, как дорога повлияет на фауну, флору.

Увидел, кстати, как истребляется лес и дичь. Например, наблюдал, убитого зубра, которого вертолет поднимал на подвесках из недоступного района заповедника. Можно было фотографию сделать, скажем, для музея.

Словом, изучив проект, я пришел к выводу - дорога нужна. Не грузовая, а для пассажирского транспорта, которая может обеспечить развитие туризма. Но в первую очередь она необходима для экологических целей, чтобы обеспечит доступность, обеспечить возможность прекращения беспредела, который творится в заказнике. Чтобы убедилось в этом же природоохранное ведомство Адыгеи, командировал в Австрию его руководителя Георгия Козменко. Он вернулся и сказал: "Да, дороги есть. Но в местах, где отдыхают люди или где обитают животные - там подвесные канатки". Если дорога будет, я готов эти канатки провести за счет собственных средств и безвозмездно.

Обратился я с письмом по этому поводу к президенту РФ. Он его подписал, но оно не прошло по министерствам. Еще раз подписал. Это письмо взял к исполнению министр МПР РФ Артюхов и заказал киевским дорожникам изготовление проекта с соблюдением европейских стандартов.

Не выгодно строительство нашей дороги Краснодарскому краю. Это потому, что она разгрузит поток машин, которые идут через Шаумянский перевал на Сочи через Туапсе. С другой стороны, Ставрополье, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария и другие регионы просят меня: "Ты не расслабляйся, пожалуйста, работай, мы будем ездить по этой дороге".

Цена проекта - 27 миллиардов рублей - это, конечно, не шутка. Но зато ее строительство даст множество дополнительных рабочих мест, обеспечит развитие туризма, да и многих других отраслей экономики.

А что касается "зеленых", так они мне не понравились совсем. У меня создалось впечатление, что там собрались люди не нашедшие себя в жизни. Во-первых, пришли на официальный прием неопрятными. Ведь самое элементарное - сначала необходимо привести в порядок себя, а потом уже браться за что-то другое. Я понимаю, можно ходить с длинными волосами, но ведь их и мыть надо. Во-вторых, они мне начали повторять слова Губернатора Краснодарского края: "Не надо строить дорогу".

Наша дорога пока еще в стадии проекта. Зато уже есть трасса "Краснодар-Джубга", вдоль которой торгуют рыбой из Краснодарского водохранилища. А ее, эту рыбу, применять в пищу категорически нельзя, потому что она отравлена. На дне водохранилища скопился ил из тяжелых металлов толщиной от одного до пяти метров, излучающий радиацию. Это я знаю как профессионал, эколог. Иди, борись, добивайся! Нет, пришли ко мне.

А дорога нам действительно очень нужна, потому что сегодня мы будто закупорены в бутылке.

Анзаур Нибо, филиал Адыгейского телевидения в Причерноморской Шапсугии. Хазрет Меджидович, как прошла Ваша поездка в Санкт-Петербург?

Президент РА Хазрет Совмен: 300-летие Санкт-Петербурга - это великолепный праздник, замечательно составленная программа, много почетных гостей. Я вообще считаю этот город самым красивым на Евразийском континенте, но в эти дни он особенно прекрасен. Еще до праздника я подарил на восстановление Царскосельского дворца 140 кг. чистейшего золота. А в день города выделил еще один стандартный слиток в 12,2 кг. весом, что принесло мне, не скрою, огромное душевное удовлетворение.

Адыгею знают и любят все коренные жителя города, и все было на празднике великолепно. Разве что один незначительный момент. Когда на торжественной встрече, посвященном Дню города, мне дали слово и опять-таки первому, я, признаться, не справился с волнением. И вместо "Владимир Анатольевич" несколько раз сказал "Владимир Владимирович". Видимо, повлияло то обстоятельство, что я всегда помню: в этом городе родился великий, как я считаю, президент России Владимир Владимирович Путин, который несет всему миру мир. Пожалуйста, следующий вопрос.

Степан Визняк, главный редактор гиагинской районной газеты "Красное знамя". Хазрет Меджидович, обратимся к главной теме нашего разговора, к вхождению Адыгеи в Краснодарский край. Были ли касающиеся этой темы разговоры, проработки с губернатором края? Как Вы себе представляете процесс референдума? И сколько времени может продлиться выполнение процедуры вхождения?

Вы уже о времени говорите, да? Вы опережаете ситуацию. Я законопослушный человек и не могу вести никаких закулисных переговоров. Есть Конституция РФ, которая разграничивает полномочия субъектов федерации, и мы должны придерживаться этих норм. Мы не должны слушать тех, кто пишут все, что им приходит в голову, и присоединение, о котором вы сказали, абсурдно. Мы не должны быть примером в этом, и этого вообще не должно быть...

Но пример-то как раз уже есть. Это Коми-Пермяцкий национальный округ, который собирается присоединиться к Пермской области...

А мы не собираемся. Причем категорически. Я прочитал эту заметку в газете. Там пишется, что я не захочу маленькой должности. Но это большая ошибка. Я не за властью вернулся в Адыгею, а чтобы помочь людям. И на самом деле вернулся я на родину задолго до президентства, пытаясь поднять экономику инвестициями. Но и раньше, и теперь, с властью, к сожалению, не могу добиться того, чтобы вложения использовались по назначению. Это у них без власти нет денег, только должность дает их, а у меня по-другому. Поэтому я не боюсь того, чего страшатся они, о чем говорят и пишут.

А что касается экономики, то - да, нам нужно очень многое сделать. Край сегодня - гигант с очень хорошей инфрастуктурой и, наверное, кому-то хочется пойти туда на готовое. Но нам самим надо трудиться - это, во-первых, а во-вторых, мы ведь оказались в таком положении в том числе и не без участия края.

Давайте возьмем в качестве примера Гиагинский сахарный завод и сравним его с Адыгейским консервным комбинатом в пос. Яблоновском. Год назад мы вернули этот комбинат Тахтамукайскому району. Конечно, было и там большое сопротивление, которое продолжается и сегодня. Все еще роятся вокруг него депутаты. Но уже сегодня там 80% рабочих получает зарплату не ниже 10 тысяч рублей в месяц. По сравнению с 700 рублями. Комбинат дал ощутимую прибавку в бюджет каждой семьи района.

А у Гиагинского сахарного завода буквально в эти часы идет пикет. Я планировал туда поехать, но вот - оказался перед вами. Там пикетчики говорят, что Совмен прекратил работу завода, и предприятие теперь не дает в казну 37 миллионов рублей. А у меня возникает вопрос: почему, к примеру, не 307 миллионов. Да и не запрещал я никому ничего. Не уподоблялся покойному Александру Ивановичу (Лебедю - прим. ИА REGNUM), который вышвыривал нерадивых управленцев на улицу с помощью автоматчиков. Пытаюсь помочь заводу по закону.

Но что было бы, если бы он год назад вернулся - не в мои, поверьте, здесь корысти нет - в руки района, как комбинат? Я отвечу вам: на полях района не выращивали бы свеклу величиной с морковь, рабочие получали бы высокие зарплаты, в бюджет поступали бы солидные деньги. Ведь гиагинцы - трудолюбивые, сильные люди, достойные хорошей жизни - ничем не хуже голландцев. Я уверен в этом.

Заур Шэож, электронная версия газеты "Адыгэ макъ". Каково, на Ваш взгляд, самостоятельное политическое значение Адыгеи как отдельного субъекта федерации, и может ли она быть самостоятельной в экономическом плане? Какова причина снятия Заура Жанэ с поста министра образования и науки?

Есть единое государство - Российская Федерация. И мы в составе этого государства хотим быть отдельным субъектом. Что касается экономики, то мы обязательно добьемся того, чтобы не быть дотационными. Я о многих препятствиях по пути к этому говорю на встречах с людьми. Но если сегодня речь зашла о крае, скажу и о нем. Нам сегодня в этом очень мешают "Адыггаз", "Кубаньгаз", "Крайэнерго", "Кубаньмелиорация" и т. д. и т. п. Даже как бы республиканская организация "Адыггаз" и та сегодня вместо того, чтобы добывать миллиарды кубометров газа, берет лишь 140 миллионов за год и проводит их мимо нашей казны.

Буквально сегодня начала работу комиссия МПР, приглашенная мною из Москвы. Она будет проверять лицензионную оснащенность предприятий, добывающих природные запасы Адыгеи. У нас есть газовик, который получает 140 миллионов рублей в год. Кто из вас получает такие деньги? Нужно ж как-то пресечь такие факты.

Или другой пример: под Новый год мне звонит энергетик - адыг, который заявляет, что отключит электричество. Ждет, когда наступит этот праздник, чтобы сказать, что долг копится с 1994 года. Так, отвечаю ему, надо было что-то делать раньше, списывать, например. Он ведь тоже безбедно живет.

Видите, что получается: я год боролся за консервный комбинат, полтора - за сахарный завод, одновременно воевал с жуликами типа директора "Санэ", которые стали богатыми за чужой счет и которых, кстати, защищают некоторые главы администраций.

Что касается снятия министра образования, то скажу так: кадры менялись и будут меняться. Моя задача в чем? Защищать простых людей от произвола чиновника. На таких должностях нужно научиться жить для людей, вот, в чем проблема.