Сегодня в Государственной думе России начинается обсуждение проекта закона о торговле. О сути вопроса в интервью ИА REGNUM Новости рассказал глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. Он обратил внимание, что "закон в нынешней форме всех удовлетворяет - соблюден баланс интересов производителей, продавцов и потребителей. В ходе серии обсуждений, инициированных правительством России, достигнут ряд компромиссов между всеми заинтересованными сторонами. И производителям, и переработчикам, и сетям пришлось идти на компромиссы. В правительственном варианте закона учтены замечания и предложения депутатов Госдумы и Совета Федерации".

Однако, по мнению эксперта, в проекте существует "единственный спорный момент - появившаяся в последний момент 16 статья. Ее суть - запрет на открытие новых магазинов сетям, которые в рамках муниципального образования достигли 25% рынка или оборота в размере 1 млрд. рублей. В нынешней редакции эта статья может иметь ряд негативных последствий для небольших сетей, и легко обходима крупным бизнесом, как западным, так и российским. Ничто не мешает, например, крупной западной сети прийти на рынок муниципального образования и построить один гипермаркет, который сразу займет порядка 90% рынка. Так работают, в первую очередь, крупные западные сети, поэтому данная поправка выгодна в первую очередь для них. Поэтому желательно или вообще удалить эту статью, или распространить ее действие на уровень субъекта Федерации. Об этой возможности, в частности, говорил руководитель ФАС Игорь Артемьев".

Отвечая на вопрос о том, какая главная опасность в ходе обсуждения в Госдуме поджидает этот законопроект, эксперт заметил: "Популизм... Лоббизм со стороны производителей еще на этапе подготовки законопроекта привел к тому, что тема стала использоваться в популистских целях. Начали предлагаться абсурдные вещи (например, запретить очереди в магазинах), которые затем были справедливо выкинуты. Однако перенос обсуждения в Думу, а затем в Совет Федерации может спровоцировать новую волну популистских предложений. Любые популистские инициативы затем придется оплачивать покупателям через рост цен". По мнению Минченко, "чрезмерная активность лоббистов при внесении поправок между первым и вторым чтением может привести к дополнительному стимулированию популистских предложений, что в итоге может нанести ущерб их же собственному бизнесу".