Интервью с директором Института мира и демократии (ИМД), известной азербайджанской правозащитницей Лейлой Юнус.

ИА REGNUM Новости: Насколько хорошо защищены в Азербайджане права человека и демократические свободы? Если можно, начнём с главного - права на жизнь...

К сожалению, в Азербайджане нарушаются буквально все права человека и демократические свободы. Приведу несколько примеров нарушения права на жизнь.

17 августа 2009 года в тюремном лазарете скончался 68-летний политзаключенный Новрузали Мамедов. Его, как и умершую в ноябре 2007 года в тюремной больнице Фаину Кунгурову, можно назвать узниками совести, поскольку оба они не совершали никаких преступлений. Ни в ходе следствия, ни в ходе суда не было выявлено их каких-либо уголовно наказуемых деяний. Впрочем, 35-летняя Кунгурова, обладавшая в прошлом крепким здоровьем и являвшаяся мастером спорта по дзюдо или самбо, до суда не дожила, оставив сиротой свою несовершеннолетнюю дочь.

Напомню, Фаина была активисткой оппозиционной Демократической партии и была арестована на одном из митингов в 2005 году. После появления её фамилии в переданном в ПАСЕ списке политических заключенных Азербайджана, власти сначала освободили Кунгурову, но через 2 года, "найдя" у нее ранее подложенные наркотики, вновь упрятали за решетку. Были и есть и другие факты смерти политзаключенных в исправительных заведениях. Конечно, азербайджанские правозащитники проводят для исправления ситуации большую работу.

Так, во многом благодаря постоянным нашим обращениям и инициативам других правозащитников, в марте этого года Совет Европы (СЕ) вновь назначил докладчика по политзаключенным в Азербайджане. Напомню, что в 2005 году, благодаря многолетним усилиям властей, этот пост был упразднён. А вообще первый докладчик по политзаключенным в Азербайджане был назначен по инициативе ИМД и ряда других правозащитных организаций еще при вступлении нашего государства в СЕ. Тогда число политзаключенных в стране, согласно списку ИМД, было 716 человек. Сейчас их на порядок меньше, хотя в государстве-члене СЕ не должно быть ни одного.

Сегодня за решеткой по сфабрикованным обвинениям томятся главный редактор газеты "Азадлыг" Ганимат Захид, активист молодежного движения Руслан Баширли и еще 65 политзаключенных из подготовленного ИМД списка.

ИА REGNUM Новости: Как оценивает руководимый вами институт степень защищенности азербайджанских граждан от пыток?

Никакой защищенности от них нет. Еще в 2006 году наш Институт мира и демократии совместно с Комитетом против пыток провели мониторинг, который выявил 13 случаев смерти от пыток. За первое полугодие текущего года известно 4 случая смерти от пыток. Заметьте, я не говорю о массовом применении пыток вообще, а лишь констатирую случаи трагического исхода жизни людей, подвергшихся пыткам.

Европейский суд по правам человека уже признавал использование в Азербайджане пыток против заключенных. В качестве примера могу привести дело Сардара Джалалоглу (Мамедова), который после ареста в 2005 году подвергся пыткам. И, хотя после решения Евросуда власти выплатили Джалалоглу денежную компенсацию, ни один из пытавших его людей наказан не был. Мы выиграли в этом суде и несколько других процессов. На память приходит положительное решение по Махиру Мамедову, которому полицейские во время пыток выбили глаз. Замечу, что и в его случае виновные в пытках не были привлечены к уголовной ответственности.

ИА REGNUM Новости: А подверглись ли наказанию те сотрудники правоохранительных органов, кто пытал, если верить опубликованным в оппозиционной прессе многочисленным свидетельствам, сотни лиц, задержанных после массовых акций протеста против фальсификации результатов президентских и парламентских выборов в Азербайджане в 2003 и 2005 годах?

Нет, в нашем институте не зафиксировано ни одного случая уголовного преследования этих сотрудников правоохранительных органов. И не подумайте, что применение пыток, выбивание признаний остались в прошлом. Нет, это всё продолжается и сегодня, причем как против политзаключенных, так и против граждан, не подпадающих под эту категорию. К примеру, гражданин Мамедов (имя сейчас не помню) был замучен в Хызынском районе до смерти, когда у него выбивались признательные показания в якобы совершенной им краже двух овец. Другого сельского жителя забили до смерти летом 2006 года в городе Мингячевир, заставляя признаться в похищении им лошади.

Вернусь к случаю с Новрузали Мамедовым. Этого ученого-языковеда поместили в феврале этого года в 15-ю колонию, причем сразу отправили в изолятор. Каждый день в 6 часов утра у него отнимали теплое одеяло и старый больной человек вынужден был ежедневно по 17 часов стоять без теплой одежды на холодном цементном полу.

ИА REGNUM Новости: Если не ошибаюсь, осужденный на 10 лет и скончавшийся в прошлом месяце, согласно официальной версии, в результате острого тромбоза мозговых сосудов Н.Мамедов был задержан в 2007 году по подозрению в ведении подрывной деятельности против государства?

Действительно, ему инкриминировали измену родине и шпионаж в пользу Ирана. Мы отслеживали этот судебный процесс с самого начала. В заключительном вердикте Суда по тяжким преступлениям фигурирует только обвинение (отмечу, недоказанное) в получении денег у иранских спецслужб. Это обвинение основано лишь на показаниях привлекавшегося вместе с ним Эльмана Гулиева, утверждавшего, что Новрузали Мамедов получил от иранских спецслужб две тысячи долларов за... перевод какого-то произведения. Остальные постулаты приговора - пропаганда талышского языка, продвижение талышских спортсменов, регистрация газеты "Толыши садо" Талышского культурного центра и пр. Ни одного свидетельства, ни одного доказательства шпионажа в пользу Ирана со стороны специалиста по языкам Н.Мамедова на суде, проходившем с декабря 2007 по июнь 2008 года под председательством судьи Шакира Алескерова, не было.

ИА REGNUM Новости: Саму малотиражную и издающуюся нерегулярно газету "Толыши садо" я не видел, но не раз слышал, что прежде Н.Мамедов, который был её главным редактором, слыл человеком, лояльным властям...

Я могу об этом судить только по указанной вами газете, которая содержала в себе статьи на талышском и азербайджанском языках. В ней достаточно часто публиковались фотографии прошлого и нынешнего президентов Азербайджана - Гейдара Алиева и Ильхама Алиева. Возвращаясь к делу Н.Мамедова, отмечу, что 14 сентября его адвокат Рамиз Мамедов обратился с жалобой в Насиминский районный суд города Баку в связи с нарушением права своего подзащитного на жизнь со стороны Пенитенциарной службы Министерства юстиции Азербайджанской Республики.

ИА REGNUM Новости: По-вашему, рядовой гражданин Азербайджана не может, если в деле замешаны какие-то интересы государства или высоких чиновников, защитить в суде свою свободу, своё имущество?

Увы, нет. Ярким примером является продолжающееся дело двух молодых азербайджанских блоггеров Аднана Гаджизаде и Эмина Милли (Абдуллаева). Напомню, отдыхая вечером 8 июля в бакинском кафе "Лебанес", они подверглись нападению двух молодых людей спортивного телосложения. А когда блоггеры, получившие тяжкие телесные повреждения, обратились в Управление полиции Сабаильского района города Баку, следователь Зия Алиев обвинил в хулиганстве... их самих и тут же взял под стражу.

Тем самым было нарушено несколько положений. Во-первых, вопреки закону, к Гаджизаде и Милли не был сначала допущен их адвокат Исахан Ашуров. Я это говорю, потому что была в это время рядом с ним. Во-вторых, несмотря на то, что мальчики истекали кровью, им было отказано в предоставлении медицинской помощи. В-третьих, имело место жестокое обращение, поскольку их приковали наручниками друг к другу.

После того как их отправили в следственный изолятор, нарушения - причем уже совместные - продолжились со стороны МВД и Генеральной прокуратуры. Так в общем заявлении этих правоохранительных структур была игнорирована презумпция невиновности молодых людей. В документе, заметьте, распространенном до вердикта суда, отмечалось как доказанный факт, что они виновны в хулиганстве. Затем было нарушено их право на публичный, свободный суд. 10 июля он прошел в Хатаинском районном суде, причем процесс был закрытым для общественности. А заинтересовавшегося этим делом, посла по правам человека в Германии Гюнтера Локке, который в это время находился с визитом в Азербайджане, ввели в заблуждение, назвав ему другое время начала процесса. И несмотря на то, что Локке сумел-таки узнать, когда начинается суд, и приехать, его не пустили в зал заседания. Но ведь если дело квалифицируется как хулиганство, то это обычная уголовщина, и почему в таком случае процесс носит закрытый характер? Это же прямое нарушение Европейской Конвенции о праве на свободный, справедливый публичный суд, к которой Азербайджан давно присоединился! Замечу, что и три последующих судебных процесса блоггеров были закрытыми.

Как видите, реального права на справедливый суд, на защиту от физического давления азербайджанские граждане не имеют. И если такое творится в столице, представьте, насколько бесправны жители провинций и особенно дети.

ИА REGNUM Новости: Вы имеете в виду расследование и суд по делу исчезнувших двух сестер в Дивичинском районе на севере Азербайджана?

Да, это достаточно наглядный пример. Но еще раньше, в мае 2005 года была похищена Дилафруз Даштиева. В августе 2007 года произошло похищение упомянутых вами сестер Меджидовых, одной из которых было 7, а другой - 14 лет. По этому делу было привлечено трое братьев Исмайловых - односельчан похищенных девочек. В процессе, проходившем в Суде по тяжким преступлениям под председательством Ахмеда Гусейнова, который мы отслеживали, адвокаты потерпевшей и обвиняемой сторон привели убедительные свидетельства об участии полиции в похищении девочек, ставших жертвами давно налаженного трафикинга. Оказалось, что об этом обе стороны, а это очень бедные люди, говорили и во время следствия, но их показания игнорировались. Впервые за долгие годы моей правозащитной деятельности я увидела, что представители потерпевших объединились против судьи с обвиняемыми. Обе стороны требовали у него вызвать в суд заместителя начальника Управления полиции Дивичинского района Мамедмусы Гусейнова, по указанию которого, по их сведениям, и были похищены сестры Меджидовы...

ИА REGNUM Новости: Меньше чем через месяц после исчезновения девочек был найден труп одной из них...

Да, труп был найден, но результатам его идентификации родители похищенных девочек не верят. Другой пример беззащитности жителей сельской глубинки. 16 августа этого года пропал житель апшеронского поселка Нардаран Яшар Джебраилов. Его родственники считали, что он похищен и удерживается полицией. Дело в том, что летом 2006 года Джебраилов был условно осужден Сабунчинским районным судом на полтора года по обвинению в "оказании сопротивления представителю власти". Районная прокуратура опротестовала решение суда, потребовав в Апелляционном суде вынесения более жесткого наказания Джебраилову. Но эта инстанция оставила в силе решение первого суда, поскольку было достаточно доказательств того, что он не бил полицейского, как ему это инкриминировалось. Тогда, как говорят родственники Джебраилова, полиция сочла возможным... украсть его. Очевидно, что рядовые горожане и сельчане страны не могут защитить свою свободу.

ИА REGNUM Новости: А как в Азербайджане обстоят дела с защитой собственности граждан - одного из краеугольных камней любого называющего себя демократическим общества?

Имеется масса заявлений граждан о неадекватной компенсации при сносе жилищ их стоимости. Причем это не какие-то незаконные строения, а квартиры и дома, законность владения которыми подтверждена купчими и другими документами. Но протесты этих людей исполнительная власть игнорирует. В суд решаются обратиться немногие, поскольку заранее можно предположить, что все судебные инстанции Азербайджана не вынесут решение в пользу истца, если ответчиком является государство.

ИА REGNUM Новости: В последние годы совершенствованию юридической системы Азербайджана помогают специальные миссии ЕС, с азербайджанскими судьями периодически проводятся тренинги, до назначения на должность эти лица должны обязательно проходить через письменный экзамен и устное собеседование. Есть ли, по-вашему, определенные основания для оптимизма?

В стране не было и нет независимой судебной системы, далеко от совершенства законодательство. Это имеет свои причины. К примеру, закон "Об адвокатуре" позволяет искусственно сдерживать увеличение числа адвокатов, а значит и правовую защищенность граждан. Представьте себе: на 8,5 миллионов жителей Азербайджана приходится всего около 700 адвокатов. А, скажем, в Турции или даже Пакистане на каждую тысячу - полторы тысячи граждан приходится один адвокат.

Что до визитов упомянутых вами европейских судей, то они мне напоминают недавнее советское прошлое. Тогда из Москвы приезжали лекторы общества "Знание" и рассказывали тут, как строить коммунизм. А после лекций был шикарный стол, шампанское и черная икра...