В Узбекистане вступил в силу подписанный главой государства закон "О внесении изменений и дополнений в статью 52 Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан", который определяет круг представителей, которые могут участвовать при рассмотрении гражданских дел. Подготовленный Верховным судом республики данный закон принят Законодательной (нижней) палатой, одобрен Сенатом (верхней палатой парламента).

Как прокомментировал корреспонденту ИА REGNUM Новости депутат нижней палаты парламента Узбекистана Фахриддин Комилов, этот правовой акт определяет круг представителей, которые могут участвовать при рассмотрении гражданских дел.

"Согласно действующему Гражданскому процессуальному кодексу до настоящего времени в качестве представителей участника гражданского дела допускались любые лица, причем не являющиеся адвокатами, в том числе те, кто не имеет юридического образования или лицензии на оказание юридической помощи. Данная норма не обеспечивала права граждан на квалифицированную юридическую помощь, создавала условия для замены адвоката разными лицами и структурами. В результате некоторые, не являясь юристами, злоупотребляли доверием людей и получали незаконный доход под видом оказания помощи. Таким образом, нарушались права и законные интересы граждан", - пояснил узбекский депутат.

По его словам, именно с целью исключения подобных негативных случаев и внесены изменения и дополнения в статью 52 Гражданского процессуального кодекса.

"Согласно части второй этой статьи, на основе договора (добровольно) в качестве представителя могут участвовать адвокаты; родственники по прямой линии или по родословной, муж, жена или их родственники; работники юридических лиц по делам этих юридических лиц; полномочные представители негосударственных некоммерческих организаций по делам этих организаций и представители ННО, наделенные полномочиями защищать права и интересы других. Ими могут стать также один из участников дела по поручению других участников и лица, получившие разрешение суда на участие в соответствующем деле в качестве представителя физического лица", - подчеркнул Ф.Комилов.

Он обратил внимание на то, что в данной норме конкретно указано, в каких из гражданских судебных дел могут участвовать лица, ставшие представителями на добровольной, договорной основе. Например, работники юридических лиц могут быть представителями только по делам этого юридического лица в гражданском суде, а по другим перечисленным в части 2 делам не могут. Это правило относится ко всем пунктам данной части.

"В третьей же части статьи 52 ГПК устанавливается, что ведением профессиональной деятельности в качестве представителя вправе заниматься только адвокат. Как видно из этой нормы, адвокаты, представившие ордер, могут участвовать в суде во всех гражданских делах по защите охраняемых законом интересов людей. Иными словами, адвокат, как профессионал, имеет право участвовать в процессе независимо от того, рассматривается ли гражданское дело юридического лица или спор между гражданами. Изменения и дополнения, внесенные в Гражданский процессуальный кодекс, создадут возможность для исключения негативных случаев участия в судебном деле лиц, не обладающих специальными юридическими знаниями, и будут обеспечивать последовательную реализацию конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь", - заключил депутат нижней палаты парламента Узбекистана. В Узбекистане в рамках реформы в судебно-правовой сфере была осуществлена специализация судов, и с 1 января 2001 года действуют суды по гражданским делам.