Информационный монополист Татарстана - ОАО "Татмедиа" опубликовало список аффилированных лиц, среди которых главным и единственным держателем акций значится министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан. Кроме нескольких номинальных персон, входящих в Совет директоров "Татмедиа", включая бывшего генерального директора Марата Муратова, первое место в списке занимает глава управления по вопросам внутренней политики президента РТ Александр Терентьев.

Вот уже несколько лет структуру, фактически выполняющую функции упраздненного в Татарстане министерства информации и печати, преследуют непрерывные реорганизации, выполняемые по указам президента РТ со стандартной формулировкой: "В целях дальнейшего совершенствования информационной системы Республики Татарстан". Что представляет собой информационная система Татарстана образца 2009 года большинству жителей республики, следящих за политическими процессами, объяснять не нужно: это абсолютно послушная в управлении пропагандистская машина, обеспечивающая информационный комфорт республиканской власти. Однако так было не всегда.

В начале 1990-х годов журналистика в Татарстане переживала беспрецедентный подъем, столь свойственный тогда большинству других регионов на постсоветском пространстве. В республике регулярно регистрировались новые газеты, начинали вещание новые радиостанции и даже целые телекомпании, которые делали информационную картину довольно пестрой, но насыщенной, а оттого более-менее объективной. Республиканское руководство, привыкшее к еще партийно-номенклатурным принципам управления информационными потоками, первое время могло лишь отслеживать происходящие перемены, с трудом успевая реагировать на вызовы времени. Апофеоз "разгула прессы" в Татарии пришелся, пожалуй, на период памятных выборов президента России 1996 года, когда "выборы сердцем" прошли при беспрецедентном накале медийных страстей и доказали, что даже в полуфеодальном Татарстане свобода слова кое-что значит.

Напуганное отсутствием контроля руководство республики сделало выводы и уже в начале первого десятилетия нового века стало предпринимать действенные шаги по вбиванию неуправляемых информационных ресурсов в свой формат. С негосударственными телекомпаниями были заключены негласные договора о стратегическом партнерстве за счет использования государственных рычагов. Редакторов оппозиционных газет и радиостанций постарались задобрить или переманить в госслужащие, сами газеты начали превращаться из общественно-политических в рекламно-развлекательные и так далее. Собственно, подобный процесс можно было наблюдать практически всюду. Тем не менее, создание ГУ "Агентство РТ по массовой коммуникации "Татмедиа" явилось в этом контексте радикальным и чисто татарстанским ноу-хау.

Инициатором создания новой структуры стал небезызвестный журналист Ирек Муртазин, бывший пресс-секретарь президента Минтимера Шаймиева, который в небольшом интервью, данном по этой теме ИА REGNUM Новости, заявил: "В 2001 году я написал служебную записку Минтимеру Шаймиеву, что в связи с обсуждаемой доктриной информационной безопасности России, нам тоже необходимо активизировать работу в этом направлении. В частности, я предложил оптимизировать деятельность тех республиканских СМИ, в которых еще есть госпакет акций (таких на тот момент в республике было большинство - ИА REGNUM Новости). Затем можно было бы провести их полное разгосударствление".

По словам Муртазина, в записке предлагалось сократить расходы на содержание этих СМИ за счет унификации бухгалтерии, автопарка и рекламного агентства на базе одного нового медиахолдинга. Данный холдинг, по идее Муртазина, мог бы выполнять массу функций, способных не только контролировать СМИ, но и облегчить их взаимодействие с госструктурами. Эффективно разместить, например, средства, выделенные на изготовление тематических программ на ТВ или дать заказ на публикацию в каком-либо журнале, газете. С помощью холдинга государство могло бы поддержать ряд районных периодических изданий, плохо приспособленных к рынку. По плану Муртазина, объединение двух-трех слабеньких районных газет в одну позволило бы им выжить за счет больших тиражей и освобождения из-под влияния местных хозяев - глав районных администраций.

Первые документы, включая сам устав и проекты постановлений кабинета министров, были написаны Муртазиным, но затем попали на согласование к нынешнему министру культуры РТ Зиле Валеевой, к тому моменту оставившей пост министра печати РТ и назначенной на должность вице-премьера. Возник внутриаппаратный конфликт, в результате которого на роль гендиректора новой структуры была предложена компромиссная для обеих сторон фигура Марата Муратова. Как вспоминает теперь Ирек Муртазин, Марата назначили не из-за его журналистского опыта или способностей, а в надежде, что он заставит неприспособленных к жизни журналистов зарабатывать деньги. Но этого, по словам Муртазина, не произошло: вместо зарабатывания денег холдинг "Татмедиа" превратился в еще один инструмент для распределения государственных средств.

Кроме того, после учреждения новой структуры в 2003 году, в холдинг стали загонять всех, в том числе, и "свободные" муниципальные газеты, хотя первоначально речь шла только о проблемных "районках". В 2007 году по президентскому указу Минтимера Шаймиева государственное учреждение (ГУ) "Агентство РТ по массовой коммуникации "Татмедиа" было акционировано, а первоначальная структура ликвидирована. В собственность нового государственного ОАО "Татмедиа" перешли более 100 печатных и электронных СМИ с совокупным годовым оборотом более 1 миллиарда рублей. При этом объем финансирования новой структуры из бюджета сохранился - на деятельность нового ОАО по госзаказам для местных СМИ выделялось свыше 600 миллионов рублей.

Однако через два года после выхода указа о ликвидации ГУ "Агентства Республики Татарстан по массовой коммуникации "Татмедиа", президент Шаймиев подписал новый указ - по прекращению процедуры ликвидации. Вероятно, все это время холдинг самоликвидировался, но потом вдруг перестал, отчего оказался разделенным на две части - ГУ и государственного ОАО, что придало конструкции весьма странный вид (свидетельствующий о тяжелых раздумьях над "дальнейшим совершенствованием информационной системы Республики Татарстан"). Конструкция продержалась три месяца, и в мае 2009 года ГУ "Татмедиа" было, наконец, реорганизовано в Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа". Это агентство, согласно еще одному президентскому указу, стало "исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан специальной компетенции (ведомством Республики Татарстан), осуществляющим полномочия по вопросам государственного управления в сфере печати и массовых коммуникаций".

Таким образом, была завершена многолетняя комбинация по созданию клона упраздненного в 2001 году министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РТ с передачей в его собственность примерно четверти всех республиканских СМИ. В собственность пока еще государственную, но уже готовую для передачи новым владельцам - не исключено, что в акционировании "Татмедиа" будет и следующий этап, когда нынешний 100-процентный госсобственник - минземимущества РТ пожелает продать часть своих акций.

Как считает Ирек Муртазин, данная схема подготовки государственной собственности к приватизации уже известна. Сначала принимается решение о выборе нового стратегического инвестора, которому переходит часть акций, затем уменьшается доля госсобственности и так далее. По мнению Муртазина, то, что никому не нужно и не интересно, с точки зрения бизнеса, например, те же убыточные районные газеты, просто будут брошены на произвол судьбы. А вот медиа-ресурсы типа телекомпании "Татарстан - Новый век" или других районных телекомпаний, студий, очень даже пригодятся. С публикацией списка аффилированных лиц, о которых шла речь в самом начале, представление о новых владельцах ОАО "Татмедиа", конечно, может возникнуть, но самое приблизительное. Трудно подумать, что государственный чиновник Александр Терентьев, например, вдруг выйдет на пенсию и станет акционером. В любом случае, рассчитывать на серьезные доли в будущей собственности ни ему, ни бывшему генеральному директору Муратову не приходится. Им причитается 1,5-2 процента от силы - за интеллектуальный вклад за работу в Совете директоров ОАО. Основными собственниками станут совсем другие, не менее известные и уважаемые в республике люди, имена которых (по вполне понятным соображениям) не называются, но могут стать известными уже скоро. Например, после окончания срока полномочий нынешнего президента Татарстана Минтимера Шаймиева, который истекает у него в марте 2010 года.