Туфан Миннуллин, народный депутат Государственного Совета Татарстана, на страницах местной газеты выступил с заявлением по поводу "поэта Марины Цветаевой", которая в "одном своем стихотворении обозвала татар псами". По мнению Миннуллина, снимать после этого фильмы о Цветаевой - значит не уважать татарский народ и терять элементарное человеческое достоинство.

"Человек, не уважающий себя, это мусор, а народ, не уважающий себя, является кучей мусора", - эти простые, но емкие строки депутат, а также драматург и писатель Туфан Миннуллин адресовал директору телекомпании "Татарстан - Новый век" (ТНВ) Ильшату Аминову, который занимается производством и трансляцией цикла программ, посвященных знаменитым соотечественникам, когда-либо живших в Татарстане. По мнению Аминова, Марина Цветаева также вполне могла бы претендовать на это почетное звание, поскольку последние дни своей жизни она провела в Елабуге (где и была похоронена в августе 1941 года). Поэтому одна из программ цикла "Соотечественники" была посвящена ей.

Однако подобное опрометчивое решение директора ТНВ вызвало критику старших товарищей: на одном из заседаний Госсовета депутат Миннуллин сделал заявление по поводу художеств ТНВ, сказав, что Марина Цветаева, покончившая жизнь самоубийством, в одном из стихотворений неуважительно отозвалась о татарском народе. И не просто неуважительно, а грубо оскорбила татарский народ, назвав татар псами (имеется в виду "Колыбельная" из сборника "Стихи к Чехии", 1939 год - ИА REGNUM Новости). Строки "В оны дни певала дрема по всем селам-деревням: Спи, младенец! Не то злому псу-татарину отдам!", нельзя расценивать иначе как вызов. Это не шутка и не метафора: какое бы время не имела в виду Цветаева, в том числе, и времена татаро-монгольского ига, псами татары никогда не были.

Директор ТНВ пытался оправдаться, поясняя, что Цветаева, когда писала это стихотворение, ничего плохо про нынешних татар сказать не хотела, да и вообще не стоит понимать слова поэта буквально. Ведь депутат Миннуллин и сам творческий человек. (Более того, руководитель Татарского отделения ПЕН-клуба, в 1984-1989 годах был председателем правления Союза писателей Татарской АССР, заслуженный деятель искусств Татарстана и России. В 2005 году удостоен звания "Народный писатель Республики Татарстан" - ИА REGNUM Новости).

Однако депутат остался непреклонен. Он возразил, что Аминов не может знать настоящих мыслей Марины Цветаевой, поскольку родился позже и "не присутствовал при написании этого позорного стихотворения". "Настоящий поэт, возвеличивая свой народ, никогда не станет оскорблять других. То, что мы делаем фильм о ней, означает, что мы перестали уважать самих себя, теряем элементарное человеческое достоинство", - написал Туфан Миннуллин в газетной статье в качестве "ответа одного татарина другому", выступив уже в качестве публициста.

Понимая актуальность горьких упреков (для определенной части творческой интеллигенции Татарии) в адрес поэта Марины Цветаевой, исходящих от народного писателя Республики Татарстан, ИА REGNUM Новости попросило прокомментировать заявление Туфана Миннуллина известного публициста Льва Овруцкого, который в споре между русской поэтессой и татарским драматургом является незаинтересованным лицом: "Мне как еврею подход г-на Миннуллина кажется весьма плодотворным и многообещающим. У Пушкина нередко можно встретить "жид", "жиды". Так какое же он после этого "наше все"? Нет, далеко не все. И, может быть, не наше. А у Лермонтова: "Куда спешишь ты, жидовка младая"? Ясен подтекст: вестимо, в лавку, чтобы надувать честной христианский народ. Или Гоголь, позволивший себе в "Тарасе Бульбе" вывести жида Янкеля в самом непотребном виде. Та же Цветаева: "Жизнь это место, где жить нельзя: еврейский квартал". Выходит, не коррупционеры и бюрократы не дают россиянам жить счастливой и полнокровной жизнью, а евреи, якобы населившие целый квартал? Вот эту, с позволения сказать, классику читают наши дети. Спрашивается - доколе? Где наша хваленая межнациональная толерантность? Где прославленный пролетарский интернационализм? Но более всего мне импонирует замечание господина Миннуллина, согласно которому точно уловить мысль творца может лишь тот, кто стоял в момент ваяния нетленки с ним рядом. Это смертный приговор не только литературной критике, но чтению и пониманию вообще. Поскольку, как правило, авторы предпочитают писать художественные и публицистические тексты в одиночестве, постольку отныне и мысли самого господина Миннуллина становятся никому не доступными. Разве что книжному шкафу, если он работает в кабинете, или холодильнику и газовой плите - если на кухне".