Президент Латвии Валдис Затлерс дал интервью ультранационалистической латвийской газете "DDD", издаваемой радикальным националистическим деятелем Айваром Гардой, прославившимся русофобскими высказываниями. Лозунг газеты "DDD": "Деоккупация, деколонизация, дебольшевизация". Ниже ИА REGNUM Новости приводит текст интервью Затлерса "DDD":

Декларация Сейма об оккупации Латвии и Декларация Сейма об осуждении проводимого СССР тоталитарного коммунистического оккупационного режима являются законодательными государственными актами конституционного уровня, которые предусматривают стимулирование репатриации сотен тысяч жителей СССР, выехавших на территорию Латвии в годы оккупации, т.е. деколонизацию. Первое лицо государства особо должно соблюдать Сатверсме и законы. Что Вы, господин президент, сделали для претворения в жизнь этих деклараций?

В первые два года своего президентства я последовательно подчеркивал необходимость признания факта оккупации Латвии и значение осуждения преступлений тоталитаризма. В рамках своих полномочий я встречался с иностранными руководителями, публично выступал как в Латвии, так и на международной арене, где разъяснял позицию Латвии в вопросах оккупации. Считаю, что по-прежнему очень важно разъяснять международной общественности нашу государственную историю, для чего очень пригодится фильм "Советская история".

К сожалению, необходимо отметить, что историю Латвии необходимо разъяснять и у нас дома - латвийскому обществу. Это одно из заданий моего рабочего распорядка. 30 апреля этого года в актовом зале Латвийского Университета я встречался с учителями истории со всей Латвии.

Историческая комиссия, находящаяся под моим покровительством, регулярно обращает внимание на тематику оккупации и разъяснение нашей истории. Историческая комиссия организовала 11 крупных международных конференций, на которых проводились обширные дискуссии о проблемах оккупации. Изданы 25 томов статей комиссии, которые были подарены как учителям истории, так и библиотекам. Благодаря поддержке Комиссии было издано три документальных собрания "Увезенные", посвященные депортациям 1941 и 1949 годов. Эти собрания подарены иностранным посольствам в Латвии, библиотекам, репрессированным.

В этом году, 27-28 октября Историческая комиссия вместе с Музеем оккупации и институтом Гете в Риге организует новую международную конференцию в Риге "Occupation, Collaboration, Resistance: History, Perception, Culture of Remembrance" ("Оккупация, коллаборационизм, противостояние: история, понимание, культура памяти"), в которой примут участие специалисты 9 стран. На ней так же будут подниматься и широко обсуждаться вопросы связанные с тематикой оккупации.

Президент страны планирует подать в Сейм какой-либо законопроект в связи с деоккупацией и деколонизацией?

Вы правильно сказали, президент должен соблюдать Сатверсме и законы государства и я не собираюсь их нарушать. Сатверсме Латвии недвусмысленно указывает, что "у каждого, кто законно находится на территории Латвии есть право свободно передвигаться и выбирать место жительства", а так же и то, что "любой имеет право свободно выехать из Латвии".

Какими вы видите возможности сотрудничества с Россией по стимулированию выезда их граждан из Латвии?

Конечно, конструктивное сотрудничество с Россией по вопросам, в которых интересы обоих государств совпадают, очень важно. Это относится и к случаям выезда российских граждан. Если живущие в Латвии неграждане избирают этот путь, латвийские учреждения в этом случае обеспечивают им всю возможную помощь в подготовке документов.

В России принята и работает отличная программа репатриации. Как вы оцениваете эту программу и каковы могут быть возможности ее использования в репатриации русскоговорящих иммигрантов Латвии или колонистов? Какие мероприятия необходимы, чтобы пропогандировать и породить желание колонистов вернуться в Россию?

В каждом государстве принятые нормативные документы находятся в компетенции государства. Я всегда считал, что в основе латвийской демократии лежит свобода выбора и это так же указывает и Сатверсме Латвийской республики. Если какой-то гражданин страны, который законно находится на территории Латвии, желает выехать в другое государство, это его свободный выбор.

В этом году возле памятника в Пардаугаве собралось множество русскоговорящих, которые, не стесняясь размахивали российскими флагами и подтверждали свою идеологическую приверженность России. Как вы оцениваете угрозу национальной безопасности, учитывая тот факт, что на территории Латвии находится такое большое число людей, которые идеологически настроены против Латвии и чувствуют свою принадлежность России?

Задача Латвии и тем самым задача нас всех делать все возможное, чтобы каждый представитель меньшинства чувствовал свою принадлежность Латвии, одновременно не теряя свою этническую идентификацию. Чтобы каждый русский, эстонец, поляк или белорус чувствовал себя как латвийский русский, латвийский эстонец, латвийский поляк или латвийский белорус.

Однако, на ваш взгляд, празднование 9 мая в Риге допустимо в ситуации, когда идет борьба с последствиями оккупации?

Несомненно, Вторая мировая война для всего мира была большой трагедией, особенно для Европы. Трагедией Латвии было то, что латышам, так же как большинству восточноевропейских народов, окончание войны в Европе в мае 1945 года не принесло свободу и надежду на восстановление своей государственности. Этим надеждам не суждено было сбыться. Нацизм был повержен, но в Латвии в его результате один режим оккупации - нацистский - сменился на другой - советский тоталитарный режим. Это суровая и трагичная история. Ее нельзя пересмотреть и забыть. Пострадала каждая семья Латвии и память семей передается из поколения в поколение.

День падения фашизма в Латвии мы отмечаем 8 мая, как это происходит в Западной Европе. Я как президент каждый год 8 мая вместе с послами других стран иду к памятнику Матери Латвии, чтобы почтить павших. Это ежегодная традиция.

Но в Латвии живут люди, которые Вторую мировую войну называют Великой Отечественной войной, кто принимал участие в этой войне и для кого 9 мая это праздник.

Как празднование 9 мая соотносится с декларацией Сейма об осуждении проводимого СССР тоталитарного коммунистического оккупационного режима?

В Латвии 9 мая не был и не будет официальным праздничным днем!

Вы заслужили признание латвийского народа за свое решение общаться с русскоязычными средствами массовой информации только на латышском языке. Призываете ли вы и других должностных лиц действовать так же?

У каждого государства есть свой гимн, флаг и свой язык. Согласно Сатверсме, Президент Латвии представляет страну. То есть я представляю страну, язык которой латышский и на любом официальном мероприятии я говорю на латышском языке.

Я думаю, что латышский язык очень важный, объединяющий фактор, который объединяет граждан нашей страны и даже неграждан, так как он обеспечивает полноправное участие в жизни государства, в процессах управления страной и государственной политике. Поэтому я призываю не только всех государственных должностных лиц с русскоязычными масс-медиа говорить на латышском языке, но и всех жителей Латвии, которые знают язык, активно использовать его в ежедневной коммуникации! Таким образом, с помощью нашего языка мы добьемся уже упомянутого мной объединения латвийского общества.

Мы все хотим чувствовать свою принадлежность этому государству независимо от того, на каком языке говорим дома или встречаясь со своими друзьями. Это свободный выбор и латвийское государство его гарантирует. Но если мы хотим нечто общее, чувство единения, то латышский язык это то, что нас всех объединяет.

Паспорт можно отнять или потерять, и тогда появляется чувство, что идентификация утеряна. Однако язык характеризует человека везде и его нельзя отнять.

Вы считаете, что латышский язык под угрозой?

Да, у нас есть опасения о будущем латышского языка.

Думаю, сегодня мы не можем быть довольны тем, как осуществляется политика и защита латышского языка как национального государственного языка. До этого у нас было четыре ответственных учреждения, которые находились в подчинении двух министерств, однако в последние годы мы все больше ощущаем ослабление позиций государственного языка. Я считаю, что Кабинет министров должен намного серьезнее относиться к этому вопросу. Одновременно я считаю, что это вопрос не финансирования, а скорее некоординированного и неэффективного управления системой. Лучше, чтобы у нас было одно учреждение с финансированием, правами и квалифицированными специалистами, нежели несколько различных организаций. Об этом я говорил и премьер-министру.

Говоря еще об угрозе, посмотрим, сколько русифицизмов сменились англицизмами? Если мы не будем следить за латышским языком, мы его потеряем. Поэтому нельзя говорить только о влиянии иностранных языков. Каждый гражданин должен чувствовать свою ответственность за его сохранение. Различные регулы не спасут язык, только использование его жителями в своей повседневной жизни обеспечат его выживание.

Кроме того, латышский язык, как один из малых мировых языков требует постоянного внимания. Это и существенный создатель идентификации латвийского народа. Латвийский культурный феномен - праздник песни, общее пение, дайны, празднование латышских праздников - все это играет огромную роль в уходе за латышским языком. Поэтому забывание наших богатых культурных традиций может серьезно угрожать выживанию латышского языка.

Что вы, господин президент, пожелаете латвийскому народу и стране?

Мы всегда справлялись с трудностями, какими бы они ни были - боролись ли мы за свою свободу, или нам было необходимо ее отстоять - даже когда нам, к сожалению, пришлось ее потерять, даже тогда наш дух был силен. Чтобы пережить нынешние трудности я призываю каждого сделать хоть самую небольшую работу на пользу государства, сказать хорошие слова о своей стране, чтобы возвеличить ее честь и нашу гордость за Латвию, а так же даже в мыслях не сомневаться в будущем нашей страны".