Рынок информационных технологий для здравоохранения стоит на пороге экспансивного роста, уверены эксперты. На данный момент он изобилует дорогостоящими и малоэффективными разработками, результативность которых неочевидна. Одним из немногих проектов, показавших наглядные результаты, стал эксперимент с "Электронной регистратурой", разработанной компанией "СВАН" по заказу правительства Пермского края. О том, почему в Пермских больницах исчезли очереди, какие страны ближнего зарубежья интересуются отечественными информационными разработками и к чему приводит рост доступности медицинских услуг, в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости рассказал куратор проекта "Электронная регистратура" Сергей Метелев.

ИА REGNUM Новости: Для многих регионов "Электронная регистратура" еще совсем незнакомый проект. В чем его уникальность? Расскажите о нем подробнее.

"Электронная регистратура" компании "СВАН" была создана по заказу правительства Пермского края. Этот проект можно условно разделить на две составляющие. Первая -непосредственная запись населения на прием к врачу, вторая - система мониторинга доступности медицинской помощи в регионе, населенном пункте или отдельно взятом медицинском учреждении. Обе составляющие направлены на достижение одной цели - увеличение уровня доступности медицинской помощи для населения.

Так вкратце можно обозначить функциональное предназначение "Электронной регистратуры". Если говорить подробнее, то, наверное, одна из самых известных, очевидных и набивших оскомину проблем российского здравоохранения это трудность в попадании к врачу. Думаю, каждый в свое время сталкивался с многочасовыми очередями, которые образуются с раннего утра у регистратур поликлиник. Причем приход в лечебное учреждение даже к моменту его открытия не всегда гарантировал попадание на прием. Реализация "Электронной регистратуры" в Перми позволила эту проблему полностью устранить. В рамках проекта создан единый для всех муниципальных поликлиник номер телефона. Набрав его, пациент попадает в call-центр, специально обученные операторы которого в течение минуты оформляют запись к необходимому специалисту. Параллельно с call-центром прием к врачам успешно осуществляет специализированный интернет-портал с удобной навигацией. В случае если врач по каким-либо причинам недоступен, пациенту предлагаются альтернативные варианты: либо записаться к специалисту в другом лечебном учреждении, либо встать в очередь. Информационная база проекта позволяет оператору call-центра, в который поступают все звонки по единому номеру, определить и предложить наиболее быстрый, удобный и оптимальный вариант для записи к врачу. На сайте варианты записи предлагаются в автоматическом режиме.

На этом преимущества пользования "Электронной регистратурой" не заканчиваются. В случае, если на приеме встанет необходимость посещения специалистов узкой категории, или госпитализации, пациенту не придется прилагать для этого никаких усилий. Врач, пользуясь информационной составляющей проекта, выдаст необходимое направление, и запишет пациента туда, куда необходимо.

"Электронная регистратура" не только кардинально решает вопрос доступности медицинской помощи для населения, но и представляет собой незаменимый управленческий инструмент для властных структур. Информационная база позволяет в течение нескольких секунд сформировать отчетность по десяткам показателей: от числа записанных пациентов отдельно взятым медицинским учреждением до длительности ожидания приема в различных разрезах. Таким образом, органы управления здравоохранением получают возможность в режиме реального времени отслеживать (а, значит, и контролировать) ситуацию, складывающуюся в отрасли, управлять потоками пациентов для равномерной загрузки медицинских учреждений. Становится прозрачной не только работа каждой поликлиники или стационара, но и деятельность каждого отдельно взятого врача, а это дает возможность принимать максимально эффективные управленческие решения.

ИА REGNUM Новости: "Электронная регистратура" продукт удобный и полезный. Проект впервые был запущен в Перми. В каких еще городах она сегодня работает (в каком охвате)?

На сегодняшний день проектом охвачены все муниципальные лечебные учреждения Перми. Четыре поликлиники подключены к системе в Чайковском. Также "Электронная регистратура" реализована в столице Башкирии - Уфе. Необходимо отметить, что успешный опыт работы данной системы записи к врачу привлекает внимание специалистов отрасли здравоохранения многих регионов России и даже ближнего зарубежья. К примеру, не так давно опытом реализации "Электронной регистратуры" в Перми заинтересовались представители медицины Украины. В последнее время стала очевидна тенденция роста интереса к "Электронной регистратуре", и это говорит о том, что регионы начинают следовать курсу на информатизацию здравоохранения, принятому правительством Российской Федерации. Подтверждает этот тезис и анализ рынка информационных технологий в медицине, который показывает рост спроса на различные решения. Однако качественных и эффективных предложений на сегодняшний день крайне мало. На этом фоне выгодно выделяется "Электронная регистратура" компании "СВАН", которая является проектом, получившим комплексную реализацию в масштабах региона, и показавшим уникальные для отрасли здравоохранения результаты.

ИА REGNUM Новости: Как информация о новом способе записи к врачу доводится до населения?

Во-первых, при старте проекта, обеспечивается информационная поддержка через все виды СМИ: газеты, радио, телевидение, интернет-порталы. Во-вторых, выпускается специальная рекламная продукция: буклеты, листовки. Также в каждом медицинском учреждении на самом видном месте выставляется единый телефон call-центра и адрес интернет-портала. Иными словами, мы используем все возможности для того, чтобы население знало о существовании удобной, эффективной и быстрой записи на прием к врачу.

ИА REGNUM Новости: Одна из целей проекта - повышение доступности медицинской помощи и качества обслуживания пациента. За счет чего этого удается достигать? Что говорят цифры, описывающие работу врачей по новой системе записи?

"Цифры говорят", что "Электронная регистратура" вполне успешно справляется с теми задачами, которые стоят перед ней. Наиболее наглядным подтверждением является отсутствие очередей у регистратур.

Упрощение процедуры записи на прием привело к увеличению числа пациентов трудоспособного возраста на 30%. Это объясняется тем, что при стандартной системе записи у многих пациентов нет возможности тратить время на простаивание в очередях, ведь прием ведется в будни. С введением "Электронной регистратуры" население получило возможность запланировать свой поход к врачу на удобное время, чем и воспользовалось.

Благодаря комплексной реализации в системе здравоохранения Перми удалось снизить сроки ожидания посещения врачей первичного звена на 22%, а врачей специалистов - на 34%, уменьшилось на 28% время ожидания диагностических процедур, а время на осуществление процедуры госпитализации снизилось на 24%. При этом работа "Электронной регистратуры" позволяет обеспечить попадание на первичный прием в день обращения 98% пациентов. Достижение этих показателей только за счет управления без вливания финансовых средств в ресурсы является беспрецедентным для отечественного здравоохранения.

В Перми ежедневно услугами электронной записи пользуется около 22 тысяч человек, причем этот показатель постоянно растет. За два с небольшим года реализации проекта осуществлено более 6 миллионов записей на прием. В среднем на обработку одной заявки по телефону уходит около минуты.

За счет чего это достигается? В первую очередь, за счет централизованного охвата всех медицинских учреждений города, и это является одной из отличительных черт "Электронной регистратуры" компании СВАН. Во многих регионах страны приходится наблюдать ситуацию, когда в одной-двух поликлиниках устанавливается дорогостоящая электронная система записи на прием к врачу. Зачастую она представляет собой интернет-портал и специализированные терминалы, установленные вблизи регистратуры. Таким образом, кардинально ничего не меняется, так как доступом к сети интернет обладают не многие, а для пожилых людей освоить сайт, либо "общаться" с терминалом довольно затруднительно. Кроме того, такие системы, как правило, не взаимосвязаны друг с другом, и не предоставляют достоверной и оперативной статистической информации. Подобные проекты не оправдывают вложенных в них бюджетных средств, однако, несмотря на это, зачастую региональные власти преподносят их как весомый вклад в информатизацию здравоохранения. Второй фактор, благодаря которому "Электронная регистратура" показывает отличные результаты - это низкие технические требования, делающие реализацию проекта доступной для любой поликлиники.

Кроме того, компания "СВАН" полностью обеспечивает формирование штата call-центра и вспомогательных подразделений из компетентных специалистов. Все операторы, принимающие вызовы от населения, обучаются по специально разработанному алгоритму, регулярно проходят аттестацию.

ИА REGNUM Новости: Каковы затраты на подготовку и внедрение проекта для отдельной поликлиники, в отдельном городе?

Для каждого субъекта страны расчет индивидуален. Итоговый объем затрат на внедрение "Электронной регистратуры" зависит от большого числа факторов: это и число медицинских учреждений и численность населения и многое другое. Определенную цифру назвать нельзя, но можно с уверенностью заявить, что "Электронная регистратура" оправдывает вложенные в нее средства.

ИА REGNUM Новости: Выделяются ли федеральные средства?

Проект "Электронная регистратура" полностью подходит под понятие государственной электронной услуги и, соответственно, попадает под рамки утвержденной федеральной программы "Электронное правительство". Поэтому регионы, получающие федеральное финансирование по данной программе, безусловно, могут финансировать данный проект и показывать "быстрые" результаты. Однако для реализации "Электронной регистратуры" участие федерального бюджета вовсе не обязательно.

ИА REGNUM Новости: Каковы временные рамки внедрения "электронной регистратуры"? Насколько быстро можно заменить систему и от чего эти сроки зависят?

Основным фактором, влияющим на время внедрения проекта, является численность населения. На полный охват "Электронной регистратурой" всех медицинских учреждений города-миллионника уходит около 3 месяцев.

ИА REGNUM Новости: Какие отзывы администраций и просто населения о нововведениях?

Только положительные. Конечно, на первом месте мнение населения, для которого и предназначена эта услуга. На первых этапах реализации проекта мы внесли несколько изменений, руководствуясь замечаниями пациентов, пользующихся "Электронной регистратурой". Органы управления здравоохранением уже на первых этапах работы проекта по достоинству оценивают его эффективность. Население также реагирует на нововведение позитивно.

Добавим, по словам Сергея Метелева, на темпах реализации проекта "Электронная регистратура" кризис не сказался, все намеченные мероприятия проходят в сроки. На ближайший год в планы по развитию "Электронной регистратуры" входит увеличение функциональности проекта за счет расширения перечня услуг, которые население может получить в электронном виде. Так, к концу 2009 года появится возможность через интернет-портал, осуществляющий запись к врачу, получить страховой полис, прикрепиться к поликлинике, посмотреть рейтинги страховых медицинских компаний, медицинских учреждений, врачей, ознакомиться с наличием лекарственных средств в аптеках в системе дополнительного лекарственного обеспечения.