Ежегодный митинг татарских националистов, приуроченный ко дню взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году, приобрел новые характеристики и ознаменовался новыми лозунгами. Активисты Всетатарского общественного центра (ВТОЦ), Всемирного форума татарской молодежи и молодежного движения "Узебез" ("Мы сами") потребовали от российских властей независимости для Татарии, а также запрета русского языка в образовании.

Все выступления на митинге, собравшем около 200 человек, проходили на татарском языке, лишь некоторые плакаты были написаны на русском. Например, призыв голосовать "против Путина" на президентских выборах 2012 года или утверждение, что "татарская речь слух ласкает", написанное, вероятно, для просвещения нетитульной части населения республики Татарстан. Среди ораторов, оглашавших на протяжении двух часов центральную площадь Казани - площадь Свободы ласкающей слух родной речью, были те, кто страстно желал и желает отделения Татарстана от России вот уже почти 20 лет: председатель народного парламента - "Милли меджлиса татарского народа" Фаузия Байрамова (ныне находящаяся под следствием), уже осужденный (условно) за разжигание межнациональной вражды Рафис Кашапов - давний поклонник Шамиля Басаева и лидер Набережночелнинского ТОЦ, борец за права мусульманок Альмира Адиятуллина и другие "знаковые" националисты "первой волны".

Однако в отличие от прошлых митингов, на нынешнем мероприятии отмечено присутствие значительного количества молодежи. В частности, сторонников движения "Узебез", которое в июне 2009 года выступило инициатором придания татарскому языку статуса второго государственного в России. В листовке, распространяемой членами движения, содержалась критика политики федерального центра по отношению к национальным меньшинствам, "к потребностям которых власти демонстрируют полное безразличие". Также среди пунктов обвинения, предъявленных российским властям, было указано то, что в России нет телеканала на татарском языке, нигде кроме Татарстана нет татарских школ, а из школьной программы убрали национально-региональный компонент.

Среди митингующих были и представители мусульманского духовенства, а также мусульманская молодежь. Следует отметить, что в исламистских СМИ этот день впервые анонсировался как "День памяти шахидов" - мусульманских мучеников за веру. Данный тезис был подкреплен скандированием мусульманских лозунгов по пути следования участников митинга к Казанскому кремлю. Кроме религиозных речевок, собравшиеся скандировали политические требования о независимости Татарстана и призывали всех татар к объединению.

В резолюции, адресованной президенту России, а также Государственной думе и Совету Федерации, и принятой на митинге под аплодисменты, говорится, что "империя уничтожает народы своих колоний, в частности, татар, идет непрерывная русификация и христианизация РФ, все подгоняется под путинскую вертикаль". Таким образом, в России идет нарушение норм международного права.

Митинг в канун Дня памяти шахидов завершился коллективным намазом, проходящим ежегодно возле башни Сююмбике - в непосредственной близости от президентского дворца в Казанском кремле.

Следует отметить, что ни один из представителей руководства Татарстана не стал комментировать событие. Более того, во всех местных СМИ был объявлен "режим тишины". По пути следования митинговавших националистов сопровождали усиленные наряды милиции, движение транспорта на момент прохождения колонны было перекрыто.