Армяно-турецкий диалог, приведший к подписанию 10 октября в Цюрихе протоколов о налаживании дипломатических отношений между странами и развитии двустороннего сотрудничества, стал возможен в связи с консенсусом, достигнутым Россией и США относительно недопустимости дальнейшей эскалации ситуации на Южном Кавказе после августовской войны 2008 года. Россия дала четко понять, что в этом регионе предпримет любые меры по защите своей безопасности, вплоть до крупномасштабных военных действий.

Со сменой американской администрации Вашингтон и Москва объявили о так называемой "перезагрузке" своих отношений. Речь фактически идет о том, что стороны решили отказаться от лобовой конкуренции и попытаться нащупать поле для сотрудничества по тем вопросам, которые не были заведены прошлой администрацией США и российскими руководителями в разряд принципиальных, не разрешимых без ущерба интересам и имиджу одной из сторон. В итоге мы наблюдали отказ США от планов по размещению элементов системы ПРО в Польше и Чехии и начало обсуждения возможности использования российских объектов слежения, конкретизацию российской позиции по ядерной программе Ирана, снижение публичной политической поддержки Вашингтоном Грузии, отказ Москвы от демонстративных военных маневров в Карибском бассейне, начало работы Совета Россия-НАТО и т.д. Нельзя сказать, насколько далеко зайдут Россия и США в своем конструктивизме, и чем завершится "перезагрузка". Факт состоит в том, что серьезная международная напряженность, возникшая после грузинской военной кампании, на данном этапе спала.

В реальности России и США удалось найти поле для взаимодействия и на Южном Кавказе. Дойдя до предела конфронтации, стороны откатились назад и трезво взглянули на ситуацию в регионе, оценили масштабы угроз, а также "красные линии" взаимных приоритетов. Москва и Вашингтон, констатировав фактический слом статус-кво в регионе после российско-грузинской войны, не дали ситуации развиваться лавинообразно. Было очевидно, что после признания целым рядом государств Косова, военного поражения Грузии и последовавшего за этим признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии со ссылкой на "косовский прецедент", устремления народа Нагорного Карабаха подкрепились доказанными современной мировой политической практикой основаниями. Новая война в регионе маячила со всей очевидностью, и масштабная подготовка Азербайджана к ней даже не скрывалась от мировой общественности.

Таким образом, на повестку дня встал вопрос о превентивном умиротворении региона. И в данном контексте решающую роль могла и должна была сыграть Турция, многие годы обеспечивающая военно-дипломатические тылы Азербайджана. Без согласия Анкары, без ее активной поддержки на международной арене, обеспечения прессинга со стороны армяно-турецкой границы, помощи турецкой разведки и т.д., Азербайджан в новой войне мог попросту проиграть. Объявленная в Москве премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, как раз под завершающие аккорды военной кампании на Кавказе, новая турецкая инициатива - региональная Платформа мира и стабильности - свидетельствует о том, что Анкара с удовольствием приняла санкционированную Вашингтоном и одобренную Москвой миссию, перечеркнув в одночасье всяческую возможность военного реванша для Баку.

В результате развернувшегося диалога оказалось, что разблокирование армяно-турецкой границы, которое обязательно повлияет на процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта (уже влияет), - выгодно США с политической точки зрения, а для России на этом этапе - с точки зрения прагматичной экономики. Вместе с тем, для Москвы в этом процессе есть определенные политические риски, связанные с допуском Турции на региональную арену. В этой связи российская сторона выжала из ситуации максимум возможного и склонила Турцию к согласию пропустить по своим территориальным водам газопровод "Южный поток", что, конечно же, стало весьма прискорбной новостью для Украины.

По большому счету, администрация Джорджа Буша и лично госсекретарь Кондолиза Райс круто подставили Тбилиси и Киев, буквально выстроив всю их внешнеполитическую линию в русле антироссийской конфронтации. Издержки грузинской стороны в этом плане были просто катастрофическими. Украина - более серьезный фактор, а потому и ущерб ей будет нанесен не одномоментный, а долгосрочный, стратегический, в виде коммуникационного обхода через Черное и Балтийское моря.

В день подписания армяно-турецких протоколов высокопоставленный представитель Государственного департамента США обозначил одну из ключевых целей Вашингтона в этом процессе. По сообщению Associated Press, источник на условиях анонимности заявил, что США заинтересованы в разблокировании армяно-турецкой границы, в первую очередь, в связи с возможностью открытия нового коридора в Афганистан. Предположения о том, что американцы испытывают серьезные трудности в переброске своих сил из Ирака в Афганистан, высказывались экспертами и ранее. Беспрецедентные дипломатические усилия Вашингтона свидетельствуют о том, что этот вопрос рассматривается здесь не только с точки зрения международной дипломатии, а и в военно-политическом ракурсе. Транзитный коридор из Ирака через Турцию и Армению в Азербайджан - к Каспийскому побережью, а далее в Среднюю Азию, вполне может заменить нестабильный маршрут через Персидский залив и Пакистан. Готовая железнодорожная инфраструктура от Ирака до Азербайджана снимет с повестки и неразрешимую на данном этапе проблему обеспечения безопасности Грузии, которая как раз и входит в разряд принципиальных в американо-российских отношениях.

Влиятельный американский сенатор Ричард Лугар, плотно занимающийся политическими процессами на постсоветском пространстве, озвучил в преддверии подписания армяно-турецких протоколов и второй пункт интереса США. На первый взгляд, он может показаться далеким от реальной политики, имеющим скорее морально-имиджевое значение для американской администрации. Лугар отметил, что прописанная в протоколах армяно-турецкая историческая подкомиссия, которая должна быть создана в рамках межправительственной комиссии двух стран, "содействует снятию разногласий вокруг событий 1915 года". "Дебаты вокруг инцидентов 1915 года влияют на политику США и практически каждый год они встают перед Конгрессом США. Это что-то нездоровое для нас и для наших отношений с Турцией и Арменией", - заявил Лугар. Сенатор прав в одном - проблема признания правительством США Геноцида армян действительно принесла немало головной боли американским властям. В частности, Вашингтон был вынужден отозвать своего посла Джона Эванса из Еревана за прямую позицию по этому вопросу, затем долгое время не мог назначить на его место нового дипломата. Ежегодно 24 апреля президенты США попадают в двусмысленную ситуацию, поскольку их предвыборные обещания армянскому электорату - достаточно влиятельному в ряде штатов - впоследствии входят в противоречие с приоритетами внешней политики их же администрации, уже после избрания. Нынешний президент Барак Обама пошел на беспрецедентные уловки, чтобы нарушить собственное же обещание - он просто заговорил по-армянски, назвав Геноцид "Мец Егерном". Мало кто, кроме армян, понял, о чем говорит американский президент. Вероятнее всего, что не понял этого и сам Обама.

Тем не менее, проблема Геноцида и процесс его признания различными странами мира - помимо моральной составляющей, - имеет также и мощный политический подтекст. Ярким свидетельством тому - заявление, которое сделал президент одной из крупнейших французских нефтегазовых корпораций GdF Suez Жерар Местралле уже после подписания протоколов в Цюрихе. Он заявил о готовности французской компании вступить в число акционеров NABUCCO, поскольку "ряд трудностей политического характера удалось устранить, и теперь можно по-новому обратиться к вопросу долгосрочных инвестиций в проект". Эксперты полагают, что речь идет как раз о снятии проблемы Геноцида армян, поскольку первую попытку GdF Suez войти в проект торпедировала Турция из-за политических разногласий с французской стороной именно по этому вопросу. Незадолго до исторической встречи в Цюрихе, президент Франции Николя Саркози по итогам встречи с президентом Турции Абдуллой Гюлем выразил надежду, что GdF Suez вскоре сможет принять участие в проекте.

Еще более тонко проблематику Геноцида армян используют в своей политике США. В частности, соответствующий проект резолюции, как это справедливо отмечает Лугар, десятки раз вносился и выносился с повестки Конгресса США. Странным образом "активизация резолюции" хронологически совпадала с осложнениями в американо-турецких отношениях, в частности, в связи с позицией Анкары относительно использования своей территории, особенно военных аэродромов, во время войны в Ираке. Вопрос Геноцида армян был и остается внушительной дубиной в руках США против Турции. Понимают это и в Турции. Газета Hurriyet, в частности, сообщает, что с подписанием протоколов Турция возьмет под контроль "дамоклов меч", висящий у нее над головой. "Отныне, в случае поднятия США, Европой и другими странами вопроса о геноциде армян, Турция использует подписанные протоколы, сказав, что она с армянами пришла к согласию, подписала документы и пусть третьи страны не вмешиваются. Например, президент США Барак Обама будет говорить, что геноцид является проблемой Турции и Армении, они над ней работают и любое вмешательство им помешает", - пишет турецкое издание.

Таким образом, примирение с Арменией лишает Вашингтон не только головной боли, но и рычага влияния на Турцию. Но при этом, вдобавок к генеральной цели - железнодорожному коридору через Южный Кавказ, США получают еще один дивиденд - возможность влиять на региональную политическую ситуацию руками Турции - своего союзника по НАТО. Стоит учитывать, что именно заблокированная граница с Арменией лишала Турцию всяческого маневра в этом регионе, а России позволяла позиционировать себя как единственного гаранта региональной безопасности. Сегодня же Турция получила возможность выдвижения региональных платформ и смело высказывает свои замечания и пожелания относительно процесса нагорно-карабахского урегулирования. "Участники Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху - Россия, США и Франция - прилагают большие усилия в поиске решения этой проблемы. Турция, в свою очередь, принимает к сведению все мнения, но занимается этим вопросом сама", - заявляет, в частности, президент Турции Абдулла Гюль. Год назад такое заявление представителя турецкого руководства вызвало бы панику в Ереване, а сегодня воспринимается как данность.

Как уже отмечалось выше, "перезагрузка" российско-американских отношений - процесс отнюдь не обреченный на happy end. Снятие международной напряженности, принесшее Обаме Нобелевскую премию мира, для США - краткосрочная задача. Демократическая администрация была просто вынуждена провести ревизию своих внешних дел, поскольку получила в наследство от Буша такой дурно пахнущий сундук проблем, что открывать его было бы последним делом. Чего стоили только материалы о пытках мусульман в тюрьмах ЦРУ в Восточной Европе. Имидж США был изрядно подпорчен, и Нобелевский комитет, как представляется, это тоже прекрасно понимал. Но после любой разрядки должна наступить зарядка, особенно в случае с США, чей геополитический аппетит определяется не задачами национальной внешней политики, а идеей глобального лидерства и идеологического миссионерства. Очевидно после зарядки Вашингтон вряд ли откажется воспользоваться широчайшими возможностями Турции в регионе, особенно с учетом того, что опыт подключения к американской политике на Кавказе таких стран как Польша или же печально известной инициативы "3+3" с участием Прибалтийских государств, оказался совершенно провальным.

А что же Россия... Можно сказать, что и Москва не отсиживалась и смогла выжать из ситуации максимум возможного. Тем более, что армяно-турецкий диалог обрел предметность именно из-за проблем, которые испытывала в регионе Россия. Военные действия в Грузии фактически вывели Армению из коммуникационного "поля зрения" России. Москве было бы глупо сопротивляться разблокированию армяно-турецкой границы, когда самолеты российских авиакомпаний попадают в Ереван через турецкое воздушное пространство. Остро встала и проблема связи с военной базой, дислоцированной в Гюмри. Однако более чем предметно обрисовал интересы РФ в данном вопросе министр иностранных дел Сергей Лавров. Российский министр, в частности, заявил, что "Российская Федерация готова поддерживать этот процесс через дальнейшую реализацию проектов сотрудничества с Арменией и Турцией, в первую очередь, в электроэнергетической и транспортно-коммуникационной сферах". "Российская компания ОАО "Интер РАО ЕЭС" участвует в поставках электроэнергии из Армении в Турцию", "ОАО "Российские железные дороги" готово обеспечить налаживание и функционирование бесперебойного железнодорожного сообщения между двумя странами через пограничный переход Догукапы-Ахурян", - отметил Лавров. Он добавил, что "есть и другие многообещающие проекты, которые позитивно скажутся на повседневной жизни людей". Столь детальное описание российских приоритетов - несвойственно российской дипломатии. Однако на этот раз такая необходимость в детализации была, поскольку допуск Турции в Закавказье - регион, в котором российско-турецкие отношения исторически развивались в духе конфронтации, нуждался в мотивировке.

К сказанному Лавровым стоит добавить и самый главный фактор, повлиявший на позицию Москвы, а именно согласие Анкары на использование турецких территориальных вод Черного моря для прокладки трассы газопровода "Южный поток" - прямого конкурента NABUCCO. Согласие об этом было получено лично Владимиром Путиным в ходе трехсторонней встречи Путин-Эрдоган-Берлускони в Турции.

Россия за последние годы успела очень серьезно укрепиться в Армении. В частности, именно армянскую энергосистему, питаемую единственной АЭС в регионе, в Москве рассматривали как "сердце" синхронизированной региональной энергетической сетки, усердно конструируемой РАО "ЕЭС" еще со времен Чубайса. Армянская АЭС, топливо для которой поставляется из России, передано в доверительное управление "Интер РАО ЕЭС". Широчайшие интересы в республике имеет и "Газпром". Москва в достаточно жесткой борьбе утвердила свой интерес в сложном проекте газопровода Иран-Армения. В результате газопровод будет замкнут на переданном России 5-ом блоке Разданской ТЭС, продукция которой будет экспортироваться в Иран, а может быть, и в Турцию. Разблокирование Армении позволит России широко использовать свои активы в республике, наладить торговлю на региональном рынке электроэнергии, с включением Грузии, Турции, Ирана, Азербайджана и его автономии - Нахичевани.

Окупят ли экономические дивиденды политические риски Москвы? Многое будет зависеть от Грузии - страны, которая сегодня превратилась в мину замедленного действия. Грузинская проблема отнюдь не локализована. Война зародила внутри грузинского общества тектонические процессы, результат которых сегодня очень сложно угадать.

Другой ключевой вопрос - нагорно-карабахская проблема. Очевидно, армяно-турецкие протоколы - лишь прелюдия к комплексному форматированию региональной ситуации. Азербайджан внимательно наблюдает за турецкой политикой, делая символические жесты в сторону Москвы. Именно в день подписания армяно-турецких протоколов в Женеве, Москва и Баку подписали контракт о поставках азербайджанского газа "Газпрому". Таким образом, может показаться, что Москва использовала в свою пользу и разногласия между Баку и Анкарой, хотя, на самом деле, турецкое влияние в Азербайджане не может быть нивелировано ни одной страной мира, кроме Ирана.

В итоге можно констатировать, что прогресс в армяно-турецких отношениях стал возможен исключительно по причине ломки статус-кво в регионе в августе прошлого года и ведет к становлению новой ситуации, параметры которой сегодня практически невозможно определить. Ситуация начнет проясняться с первыми же неизбежными шагами Еревана и Баку в направлении урегулирования карабахского конфликта. Здесь позиции внешних игроков проявятся с полной очевидностью. В том числе, можно будет понять, каким ресурсом регионального влияния обладает Тегеран. С другой стороны, можно констатировать, что центры силы весьма оперативно оценили ситуацию и использовали ее для достижения собственных целей. В русле военно-политических интересов США, энергетических интересов Москвы и Брюсселя были использованы все составляющие армяно-турецкой конфликтной повестки. Анкара на протяжении всего процесса и даже в день подписания протоколов в Цюрихе старалась выжать из ситуации максимум возможного. Все, что мог сделать Ереван в этой ситуации, это - не допустить Турцию за "красную линию" своих интересов. Удастся ли армянской стороне удержать оборону на следующем этапе, когда Турция будет попунктно трактовать подписанные протоколы - сказать довольно сложно, поскольку торг вокруг интересов сверхдержав, выступающих в роли арбитров и посредников в этом процессе, ведется в основе своей с Турцией, а не c заблокированной с двух сторон и экономически маломощной Арменией.