В большой политике любое действие зависит от места, времени и обстоятельств. Поэтому, когда президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил на заседании правительства о том, что "нерешенность вопросов транзита между Азербайджаном и Турцией вынуждает Баку искать новые рынки для азербайджанского газа", возникло сразу множество вопросов.

Оказывается, по словам главы Азербайджана, из-за завышенных тарифов на транзит газа через Турцию - которые на 70 процентов превышают рыночные цены - Азербайджан уже почти два года лишен возможности экспортировать свой газ в Европу. Кроме того, это привело к задержке второй стадии разработки одного из крупнейших в мире газоконденсатных месторождений "Шахдениз" на шельфе Каспия, требующего прямых инвестиций в размере 20 млрд. долларов. При этом, как отмечает президент, Азербайджан продает свой газ Турции по цене, составляющей треть от мировых цен.

Предложенная главой Азербайджана логика свидетельствует о существовавшем льготном режиме, предоставленном Баку Анкаре в рамках декларируемого союза двух государств. Понятно - почему, ведь Баку, сжигая " мосты", главную ставку делал на Турцию в карабахском урегулировании. Это схема во многом напоминает стиль отношений, некогда существовавший между Россией и Украиной до момента введения Россией так называемых прагматических принципов в развитии торгово-экономических связей. Да и введены они были после того, когда Киев стал проводить в отношении России откровенно враждебную политику. Похоже, что теперь также Баку и Анкара могут оказаться на пороге транзитного кризиса, если, конечно, последняя не изменит в последний момент правила игры.

"Вследствие позиции Турции Азербайджан подписал соглашение с "Газпромом" об экспорте азербайджанского газа в Россию", - заявил глава Азербайджана. В 2010 году Азербайджан поставит России газ в объеме 0,5 млрд. кубометров. Прокачка будет осуществляться по существующему трубопроводу Гаджикабул -Моздок. Но наиболее сенсационно прозвучала фраза Ильхама Алиева о том, что существует "возможность поставок газа в Иран, а также в страны ЕС в обход Турции через Черное море". То есть это намек на участие Азербайджана в российском проекте "Южный поток" и отказ от западного проекта NABUCCO.

Это - серьезная смена геополитического вектора во внешней политике Азербайджана, хотя мотивация этих действий не совсем очевидна. Не исключено, что Баку пытается оказать давление на Анкару, чтобы помещать ратификации турецким парламентом известных цюрихских протоколов, предусматривающие восстановление дипломатических отношений между Турцией и Арменией и открытие границ между двумя соседними странами. С другой стороны, нельзя исключать, что азербайджанское руководство приняло решение начать дрейф в сторону России с потенциальным выходом на уровень действительного стратегического сотрудничества. Главный его смысл может заключаться в том, чтобы выйти на "российскую площадку" в качестве активного игрока в ситуации, когда Армении после нормализации отношений с Турцией придется быть "хорошей" и на Западе и на Востоке. Поэтому, исходя из недавнего опыта армянской дипломатии, Азербайджан, похоже, будет пытаться фрагментировать создавшийся сейчас вокруг Карабаха практически единый дипломатический союз.

При этом нельзя исключать даже того, что Азербайджан будет проситься в ОДКБ, рассматривать разные варианты участия в проекте создания Союзного государства Белоруссии и России, или в готовящемся сейчас Таможенном соглашении Белоруссия- Россия-Казахстан. Сделать это легко, поскольку между Россией и Азербайджаном существуют общие границы, многие азербайджанские политики отдают себе отчет, что речь не идет о восстановлении какого-то нового унитарного государства, а о создании более благоприятных условий для развития в постсоветское время. Это вовсе не означает, что необходимо при этом идти на разрыв отношений с Турцией. Наоборот, только действия на общем пространстве создают более благоприятные возможности и для урегулирования карабахского конфликта по сценарию выхода на прямой диалог Баку-Ереван.

Плюс к этому союз с Россией может способствовать нормализации отношений между Азербайджаном и Ираном, что введет Баку в его естественный исторический и геополитический ареал. Это резко повысит транзитные возможности таких коридоров, как Россия-Азербайджан-Иран, или Туркмения-Азербайджан с ответвлениями на Россию и Иран. При любом раскладе Азербайджан становится значимым форпостом в Закавказье, расширяя свое экономическое и политическое влияние на сопредельный Ближний Восток. Но самое главное в том, что только таким образом сохраняется шанс удержать Карабах, "заморозить" ситуацию до лучших времен, когда появятся иные, более прагматичные сценарии урегулирования этого сложнейшего конфликта.