Комитет по культурному наследию Москвы (Москомнаследия) решил вмешаться в ситуацию вокруг так называемого "дома дьякона" на территории будущей стройплощадки скандально известного офисно-жилого комплекса "Пять столиц". Напомним, что в защиту исторического строения по адресу: Кадашевский тупик, 3 стр. 1 в последнее время активно выступила общественность. "16 октября 2009 года в связи с обращением председателя комиссии Общественной палаты В.Л. Глазычева Москомнаследие направило письмо в адрес инвестора о приостановке работ по сносу строения 1 дома 3 по Кадашевскому тупику до рассмотрения откорректированной проектной документации по проекту офисно-жилого комплекса "Пять столиц", - говорится в официальном сообщении Москомнаследия.

Полуразрушенное по указанию застройщика комплекса «Пять столиц» здание пребывало в таком виде до осени 2009 г. Фото «Архнадзор»

Как пояснил ИА REGNUM Новости председатель комиссии по региональной политике Общественной палаты РФ Вячеслав Глазычев, он не направлял в Москомнаследия какое-либо специальное обращение, посвященное судьбе дома дьякона. Очевидно, поводом для реакции со стороны органа охраны культурного наследия стала резолюция общественных слушаний по проблеме сохранения храма Воскресения в Кадашах и исторической городской среды Кадашевской слободы, проведенных в Общественной палате РФ 21 сентября под эгидой комитета, который он возглавляет. Между тем, по информации ИА REGNUM Новости, снос дома дьякона, начатый 8 октября, был практически завершен 12 октября - за четыре дня до того, как комитет по культурному наследию Москвы потребовал приостановить этот процесс.

По просьбе агентства ситуацию прокомментировал координатор общественного движения "Архнадзор" Константин Михайлов. "Сообщение на официальном сайте органа охраны наследия, что он повелевает остановить снос исторического дома через несколько дней после того, как от этого дома осталась одна кирпичная пыль, не может вызвать ничего, кроме горькой усмешки, - сказал он. - У нас в Москве на некоторых домах, построенных из монолитного бетона или новенького кирпича два-три года назад, висят таблички о том, что это памятники архитектуры XIX века. Некоторые разрушенные дома до сих пор значатся в списках памятников. Теперь, видимо, изобретено новое "ноу-хау": начинать охранять исторические объекты после их полного сноса. Хотелось бы также понять: если 16 октября Москомнаследие посылает письма об остановке сноса дома дьякона, как оно могло 18 июня выдать разрешение на этот снос?".

Справка ИА REGNUM Новости. Двухэтажный жилой дом (первый этаж каменный, второй деревянный), известны как дом дьякона, был построен в 1813 г. на участке, где, по данным исследователей, преемственно находилась историческая застройка Кадашевской слободы как минимум с XVII столетия. В 1892 г. тогдашний владелец дома купец Павел Пирогов завещал его церкви на вечное поминовение. После этого дом был передан в собственность храма Воскресения в Кадашах и некоторое время служил квартирой дьякону храма и другим церковнослужителям. В советские времена он также использовался под жилье. В 1990-х гг., несмотря на наличие дореволюционных документов, подтверждающих тот факт, что дом дьякона входил в имущественный комплекс церкви Воскресения в Кадашах, он не был передан приходу. Вместо этого дом оказался в собственности ООО "Торгпродуктсервис" - инвестора строительства офисно-жилого комплекса "Пять столиц". Адрес этого дома фигурирует в постановлении правительства Москвы № 889 от 29 октября 2002 в числе строений, на месте которых предполагалось возведение этого комплекса. Таким образом, дом дьякона был обречен на снос. Попытка прихода церкви Воскресения в Кадашах поставить его на охрану в качестве объекта культурного наследия, предпринятая в 2003 г., не увенчалась успехом. Дом был признан средовой постройкой, не имеющей архитектурной ценности. По мнению представителей общественного движения "Архнадзор", это решение было предопределено существованием Постановления правительства Москвы, которое открыло зеленый свет строительству комплекса "Пять столиц" на месте исторической застройки Кадашей. Тогда же, в 2003 г. застройщик частично разрушил здание. Летом 2009 г. Москомнаследия отказалось рассматривать повторную заявку прихода, ссылаясь на решение, принятое в 2003 г. Как выяснилось, еще 18 июня 2009 г. это ведомство выдало застройщику разрешение на снос исторических строений на территории потенциальной стройплощадки. Это было сделано несмотря на принятое еще в апреле и одобренное мэром Юрием Лужковым решение о корректировке первоначального проекта комплекса.

По мнению экспертов и градозащитников, ценность исторической застройки, прилегающей к территории церкви Воскресения в Кадашах, определяется не архитектурной ценностью каждого отдельного здания, а ее средовым характером, преемственно сохраненной структурой исторической городско среды Москвы XVII века. являющейся естественным окружением храма. Эти характеристики дома дьякона и других ранее уничтоженных исторических сооружений приобретают особенную значимость с учетом того, что церковь Воскресения в Кадашах и ее окружение находятся на территории объединенной охранной зоны, где, в соответствии со Ст. 34 Федерального закона "Об оъектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", установлен "особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия".