Говорить о прямом участии Румынии в войне на Днестре нельзя. Об этом заявил 19 октября в интервью кишиневскому информационному агентству Info-Prim Neo первый премьер-министр Молдавии Валерий Муравский, комментируя ранее сделанные заявления первого президента Молдавии Мирчи Снегура о том, что без помощи Румынии Кишинев бы "не выстоял" в этом конфликте.

"После объявления независимости Республики Молдова, мы были вынуждены начать укреплять вооруженные силы нового государства, начиная с Министерства обороны, которого де-факто не существовало. Фактически, не существовало ничего. На территории Республики Молдова было несколько военных частей, подчинявшихся Москве. В тот период, пока мы не приняли власть в настоящем смысле этого слова, значительная доля вооружения, находившегося на территории соответствующих частей, была вывезена за пределы страны. Конечно, в такой ситуации, когда мы взялись за создание Национальной армии, мы получили от Румынии и логистическую поддержку, и оборудование. Однако мы не можем говорить о прямом участии Румынии в тех событиях", - пояснил Муравский.

Говоря о словах Снегура, экс-премьер добавил, что "было бы правильным спросить лично господина Снегура, что он имел в виду, делая такое заявление". "Однако я должен подтвердить, что Румыния поддержала нас в тот период, принимая во внимание даже тот факт, что она первой из всех стран признала независимость Республики Молдова... Румыния поддержала деятельность первого молдавского правительства, делегировав специалистов и экспертов в области реформ. Она поддержала нас в разработке и чеканке национальной валюты. В условиях полного дисбаланса на нашем рынке, когда магазины пустовали, товаров широкого потребления не было, Румыния поддержала нас с помощью технического кредита, который позволил нам импортировать товары, которых у нас не было, чтобы попытаться сбалансировать денежную массу товарной массой", - отметил Муравский.

По его мнению, в Приднестровье не было межэтнического конфликта. "Приднестровский конфликт стал следствием конфликта, запрограммированного еще во времена Сталина. Когда начался процесс национального возрождения и, как следствие, была провозглашена независимость Республики Молдова, левобережье Днестра было более идеологизированным в духе коммунистической идеологии. Там было больше сторонников сохранения Советского Союза, и, кроме того, ими еще и манипулировали на тему "объединения" с Румынией", - заявил первый премьер Молдавии.

Муравский признал, что сегодня не видит ни одного решения для приднестровской проблемы. "Решение в значительной степени зависит от Москвы, Вашингтона и Брюсселя. Похоже, отношения между двумя крупными силами начинают несколько теплеть, тем более после отказа Соединенных Штатов Америки от установки военных объектов в Чешской республике и Польше. Раздумывая о будущем Республики Молдова, чтобы больше не упускать шансов и не терять еще 20 лет, если мы не найдем решений, поддержанных Москвой и Вашингтоном, я бы высказался за кипрскую модель. Есть Приднестровье, и пускай оно будет. Оно не признано. Давайте мы, этот берег Днестра, сближаться с западными стандартами, давайте демонстрировать лучший уровень жизни, принимать меры, которые бы изменили взгляды или отношение населения левобережья Днестра", - заявил Валерий Муравский.

Как сообщало ИА REGNUM Новости, в конце сентября 2009 года первый президент Молдавии Мирча Снегур заявил в ходе круглого стола в Кишиневе, что во время войны с Приднестровьем в 1992 году Молдавия пользовалась полной поддержкой со стороны Румынии. По словам Снегура, если бы не поддержка со стороны Румынии, "Молдавия бы не выстояла в том конфликте". "Об остальном я промолчу, выводы делайте сами. Тогда мы имели возможность оплатить эту поддержку, и тоже весьма интересным способом. Об этой истории должны знать, и, думаю, некоторые вещи уже могут быть раскрыты", - заявил первый президент Молдавии. В то же время Румыния до сих пор не признаёт своего прямого участия в приднестровском конфликте 1992 года.

Справка ИА REGNUM Новости: Вооруженный конфликт между Молдавией и Приднестровской Молдавской Республикой начался 2 марта 1992, когда молдавская полиция, а впоследствии и армия, оснащённая бронетехникой и артиллерией, поддержанная молдавскими и румынскими добровольцами (комбатантами), атаковала территорию Приднестровья. В ходе агрессии Молдавии, сопровождавшейся массовыми преступлениями против человечности и насилием в отношении мирных жителей, погибло 809 человек (130 из них - мирные жители: дети, старики, женщины), ранен 1471 человек (половина из которых - мирные жители, 185 - стали инвалидами). По официальным данным Кишинева, с молдавской стороны погибли 287 участников конфликта, ранения получили 400. 21 июля 1992 года в Москве президенты России, Молдавии и Приднестровья подписали "Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова". Стороны взяли на себя обязательства принять все необходимые меры по прекращению вооруженных действий в течение семи суток, развести вооруженные силы и создать зону безопасности. Данное соглашение послужило началом миротворческой операции по прекращению вооруженного конфликта между Молдавией и ПМР и создания Совместных миротворческих сил.