Вопреки политике Центра, ориентированной на поддержку малых народов России, власти Подпорожского района Ленинградской области оставили в силе свое решение о закрытии малокомплектной школы в деревне Ярославичи и детского сада в селе Озера, являющимися местами традиционного проживания вепсов. Хотя и отметим, что благодаря обращению общественности к президенту России Дмитрию Медведеву, о чем в июле с.г. писало ИА REGNUM Новости, удалось отменить решение властей Подпорожского района о закрытии школы в поселке Курба.

Публикуем поступившее в редакцию ИА REGNUM Новости письмо председателя общества вепсской культуры Зинаиды Строгальщиковой о сложившейся в Подпорожском районе ситуации:

"Решение Совета депутатов Подпорожского района Ленинградской области от 26 мая 2009 года о закрытии основной школы с детским садом в п. Курба, основной школы в д. Ярославичи и детского сада в с. Озера в Винницком сельском поселении, являющихся местом традиционного проживания вепсов - коренного малочисленного народа, вызвало острую реакцию вепсской общественности. Сразу скажем - в итоге по нему было принято компромиссное решение. В пос. Курба, жители которого особенно активно выступили против, оставили начальную школу и детский сад. В сентябре начался ремонт здания. Детский сад в д. Озера и школа в д. Ярославичи закрыты.

Чтобы оценить происходящее, необходимо понять, что из себя представляет Винницкое сельское поселение. Его площадь (около 3 тыс. кв. км) превышает или немногим уступает по размерам восьми из 17 районов Ленинградской области и составляет почти 40% самого обширного, но самого немногочисленного (33 тыс.) по числу жителей Подпорожского района. В прошлом с 1927 по 1963 годы здесь был Винницкий район. До 1937 года он имел статус вепсского национального: из 14 тыс. его жителей более 60% являлись вепсами. Сейчас в Винницком сельском поселении проживает всего около 4 тыс. человек. По переписи 2002 года вепсов в нем насчитывалось 1035 человек, а 20 лет назад было 2615 человек. Динамика очень печальная. Вепсское население Ленобласти составляет около 2 тыс. человек, из них 1,5 тыс. - сельское. От ситуации с вепсами в Винницком сельском поселении во многом зависит и судьба вепсов области.

До реформы местного самоуправления 2003 года на территории Винницкого сельского поселения было четыре волости - Курбинская, Ярославская, Озерская и Винницкая. После их объединения в Винницкое сельское поселение в нем стало 38 населенных пунктов, из них с населением более ста жителей только шесть - с. Винницы, п. Курба, деревни: Озера, Ярославичи, Кармановская и Тумазы. В п. Курба, в д. Ярославичи и Озера до 2008 года имелись детские сады и школы. Дети учились в них до 9 класса, а дальше - в школе интернате в Винницах. За исключением с. Винницы, где доля вепсов всего около четверти, в д. Ярославичи и Озера вепсы составляют более двух третей населения, в п. Курбе - более половины. Вепсский язык в д. Озерах, Ярославичах и п. Курбе еще сохраняется и как язык повседневного общения. В Курбинской, Озерской и Ярославской школах его изучали большинство школьников. В Курбинской школе по инициативе учителя С.И. Ершовой в 1983 году начал создаваться музей вепсского быта. В 1987 году он получил статус школьного краеведческого музея. Под ее руководством школьники собрали более 400 уникальных экспонатов: предметы быта, орудия труда, традиционная одежда, кухонная утварь и т.д. Выпускники Курбинской школы сейчас работают в Карелии в различных учреждениях, где необходимо хорошее знание вепсского языка, в редакции вепсской газеты "Kodima" (Родная земля), преподавателями вепсского языка в Петрозаводском государственной университете и Финно-угорской школе г. Петрозаводска.

Если бы решение Подпорожского Совета было полностью реализовано, на всей огромной территории Винницкого сельского поселения все образовательные учреждения сконцентрировались бы в с. Винницах, центре Винницкого сельского поселения. Если раньше в Винницкую школу-интернат возили пятнадцати-шестнадцатилетних, то теперь и семилетних детей с отдаленных деревень и по далеко не идеальным дорогам. У родителей, имеющих маленьких детей выбор небольшой, либо смириться, либо подыскать другое место жительства. Можно только предположить, насколько к следующей переписи здесь сократится вепсское население.

Решение на сессии принималось с нарушением федерального закона "Об образовании", согласно которому "ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением". Обсуждение на сессии проходило не просто, но большинство поддержало предложение администрации.

Жители п. Курба, несогласные с ним, обратились к Президенту РФ, Уполномоченному по правам человека в РФ, в Комитет высшего и профессионального образования Ленинградской области, главе администрации района, прокуратуру района. По просьбе коллектива школы мною были также направлены письма Президенту РФ, в министерство регионального развития РФ, полномочному представителю Президента РФ в Северо-западном федеральном округе, в Государственную Думу и Совет Федерации. Прокуратура Подпорожского района 30 июня 2009 года наложила протест на решение Совета от 26 мая 2009 года, поскольку депутаты нарушили закон "Об образовании", 8 июля они отменили свое решение.

На все обращения жителей в разные инстанции ответ давала председатель комитета образования администрации Подпорожского района, Н.А. Воробъева. На её доводы ссылались и все представители органов власти, которые отвечали от своих организаций.

Что же принималось во внимание при принятии решения о их закрытии? Ссылались на то, что все ликвидируемые детские сады и школы расположены "в деревянных помещениях старой застройки (в 1960-х годов), которые в силу своей пожароопасности, технического износа, отсутствия капитального ремонта (не производился с момента постройки), водопровода, канализации и нормального теплоснабжения не соответствуют современным требованиям". Сообщается, что городской суд по предписанию пожарного надзора приостановил деятельность Курбинской и Ярославской школ с 24 июня 2009 года на два месяца и что, "мероприятия по устранению замечаний пожарного надзора осуществляются за счет средств муниципального образовательного учреждения". Для подготовки этих школ к новому учебному году требуется около 7,5 млн. рублей. Ремонт нужен и детскому саду в д. Озера. Для приведения его в рабочее состояние необходим 1 млн. рублей.

Представленная информация вызывает лишь сочувствие к местному населению и вопросы к органам власти. Можно оказывается десятилетиями не выделять средства на капитальный ремонт школ, не строить новых, а если старые пришли в негодность, то просто закрыть их. Отсутствие у образовательных учреждений средств на установление пожарной сигнализации и убыточность организации, которая занимается их отоплением, также подается как основание для их закрытия. В чем же вина учителей и местного населения? Разве школы и детские сады - частные фирмы, а не учреждения, которые реализуют конституционное право каждого на бесплатное образование? В этом году только по специальной программе помощи аварийным школам было выделено из федерального бюджета 2,5 млрд. рублей для 309 школ в 54 регионах страны. Возможно, что если бы район через областной комитет образования вовремя подал заявку на получение средств для ремонта школ, то смог бы получить необходимые средства из федерального бюджета.

Вторая причина - их низкая наполняемость, всего 12% от лицензионной. Напомним, что строились данные учреждения 40 лет назад - еще до проведения так называемой политики ликвидации неперспективных деревень, когда вепсские деревни были многолюдными. Сообщается, что в Ленинградской области установлена нормативная наполняемость классов в малокомплектных сельских школах - 10 обучающихся в классе, а в Курбинской школе в предстоящем учебном году планировалось всего 12 учеников и 7 детей в пришкольном детском саду, в Ярославской школе - 11 учеников. Детский сад в с. Озера рассчитан на 15 человек, в 2008-2009 году по спискам было 11 детей, а реально его посещало 5 детей, в этом году - всего двое. Скорее всего, такое снижение детей дошкольного возраста в д.Озера произошло по очень простой причине - в прошлом году закрыли Озерскую школу, и молодые семьи с детьми уехали из деревни. Понятно, что сумма расходов на одного ребенка на год в малокомплектной школе значительно больше, чем в среднем по району. Но такая ситуация предусмотрена статьей 41 закона "Об образовании". В ней установлено, что "для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся".

Как обоснование, приводятся данные, что многие учителя совмещают преподавание нескольких предметов. Сейчас во многих педагогических колледжах и вузах будущие преподаватели сразу готовятся для преподавания нескольких дисциплин. Школы прошли лицензирование, значит квалификация учителей признана достаточной. Подсчитали также, что зарплата учителей Курбинской школы выше, чем средняя по району, хотя понятно, кто больше работает, тот больше и получает.

Очень жаль, что ни в одном письме не промелькнуло даже тени сомнения в обоснованности приводимых доводов, никто не высказался, что все-таки необходимо учитывать интересы детей и родителей. Все придерживались позиции отдела образования администрации. Сразу вспоминается стихи Инны Лиснянской - "защиты жди от слабого, от сильного не жди".

Но больше всего удивляет заявление Н.А. Воробъевой, что п. Курба не является местом традиционного проживания вепсов, поскольку поселок построен леспромхозом (какая разница кем он построен), а Курбинская школа не является национальной, обучение ведется на русском языке". И что из этого? Интерес к школе неслучаен. Курбинская школа была первой в области, где началось преподавание вепсского языка; при ней, как уже говорилось, работает музей вепсского быта, известный далеко за пределами области. Поразительно, все заявляют о большой работе в районе и области по поддержке культуры вепсского народа, но судьба Курбинского пришкольного музея не затрагивается ни в одном ответе, хотя об этом учителя писали даже главе администрации района.

Какая альтернатива предлагается для детей? - Учеба с первого класса в Винницкой школе - интернате. О его достоинствах сообщается очень подробно. До назначения на новую должность Н.А. Воробъева являлась его директором. В 2005 году сделан капитальный ремонт, для детей из отдаленных населенных пунктов организовано бесплатное питание. Однако, вряд ли сейчас можно спорить, что если имеется какая-либо возможность оставить ребенка в семье, то заботливые родители отдадут его в интернат, даже если там его бесплатно кормят. По отношению к детям из числа малочисленных народов воспитание в интернате рассматривается как отрыв от его культурной среды. Недавно премьер министр Канады попросил прощения у коренных народов за принудительное помещение в интернаты их детей, заявив, что это отрывало детей от родной культуры и нанесло ущерб их языкам.

В письме также говорится, что и в Винницкой школе факультативно изучается вепсский язык. Его изучают около 10-15 процентов учеников школы. Но Винницы - это село с преобладающим русским населением, среди вепсов есть даже пословица "В Винницы пойдешь, язык свой оставь". Конечно, в последние годы в Винницах многое делается, чтобы соответствовать столице вепсского края, но реально вепсский язык пока еще жив в Ярославичах, Курбе, Озерах и других отдаленных деревнях. Участниками конкурсов знатоков родного языка, олимпиад по вепсскому языку, которые проводятся в г. Петрозаводске, являются школьники из тех деревень Винницкого сельского поселения, где еще бытует вепсский язык. Детей, освоивших родной язык в семье и сохраняющих это знание теперь будет все меньше и меньше, вряд ли в интернате они будут часто слышать вепсскую речь. А значит, исчезновение вепсского языка продолжился.

Жаль, что когда принимаются такие судьбоносные для малочисленных народов решения, об их последствиях начальство не задумывается. Могут ли все волнения родителей и детей оценены в сумму, которую сэкономил районный бюджет на закрытии детских садов и школ? Кто при отсутствии детских садов будет готовить детей к школе? По закону это обязанность районного отдела образования. Неужели предполагали, что все произойдет также, как случилось после закрытия школы в с. Озерах, семьи с маленькими детьми сразу же уедут из сел. Такая перспектива вполне реальна".