Экономическая интеграция - это возможность объединяться, привлекать инвестиции, реализовывать совместные проекты и отвечать внешним угрозам, считает главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований Гульнур Рахматулина. По ее мнению, одновременный перенос внешнего таможенного контроля на внешние границы говорит о том, что альтернативы экономической интеграции нет.

ИА REGNUM Новости: Существует мнение, что Таможенный Союз - мощная политическая инициатива, но при этом в части экономики Казахстан пока в очевидном проигрыше. Это так?

Это действительно очень серьезный прорыв в интеграционном взаимодействии наших государств, а конкретно - государств Евразийского экономического сообщества. Таможенный союз формируется, как известно, Россией, Белоруссией и Казахстаном, потому что именно эти экономики в большей степени подготовлены к взаимодействию в рамках подобного объединения. Конечно, сегодня и бизнес сообщество, и научное сообщество обсуждают, насколько мы можем выиграть или проиграть от вступления в таможенный союз.

Самая главная проблема заключается в некоторой, так сказать, нестыковке национальных законодательств. Не в плане нормативно-правовых документов, а конкретно в ставках по таможенным тарифам. Когда формировался единый таможенный тариф, он в большей степени приближался к российскому таможенному тарифу. Это, безусловно, объективно объяснимые вещи. Россия имеет больший экономический потенциал, больший удельный вес в экономике Таможенного Союза. Поэтому в процессе переговоров таможенные тарифы по многим позициям приблизились к уровню российского таможенного тарифа. Наш внешний таможенный тариф с третьими странами в большинстве своем был ниже. У нас была более открытая экономика. Почему? Потому что мы являемся страной, которая импортирует готовую продукцию, и поэтому мы открыли свои границы. А России есть, что терять. Это, прежде всего, автопром, авиапром и другие важнейшие отрасли промышленности. Поэтому в процессе формирования единого таможенного тарифа мы вынужденно пошли на его повышение. Установка была на то, что необходимо формировать таможенный союз, причем в кратчайшие сроки.

ИА REGNUM Новости: Это повлияет на Казахстан каким-то образом?

На первых порах, раз повышается внешний таможенный тариф с третьими странами, то автоматически на потребительском рынке мы переключаемся на российские товары. Другие импортные товары, естественно, будут дороже по цене - система большего внешнего таможенного тарифа даст о себе знать именно так. По некоторым позициям внешний таможенный тариф повысился процентов на двадцать. Это автоматически приведет к уменьшению товарооборота с третьими странами. По цепочке - начнется уменьшение таможенных поступлений в наш родной республиканский бюджет. Вот это - самая основная проблема. Поэтому правительства Таможенного Союза должны разработать компенсационный механизм. Россия вообще ничего не теряет, а мы можем потерять часть бюджетных поступлений. Но мы идем на это, потому что Казахстан всегда выступал с интеграционными инициативами. И всегда выступал за углубление этого взаимодействия, за расширение интеграционных процессов. Это - важнейший приоритет нашей внешней политики. И, между прочим, все признают, что казахстанские инициативы, действительно, очень актуальны. Но, конечно, мы имеем и минусы. Поэтому, я полагаю, что здесь нужно разработать некий переходный период, чтобы мы, наш бюджет пострадал как можно меньше. Нужно согласовать с нашими партнерами, какие можно сделать компенсации в наш бюджет. Потому что бюджет - это социальные выплаты, бюджет - это решение многих государственных программ, и т.д. Вот это - главный момент.

ИА REGNUM Новости: Но это же не единственная трудность Таможенного Союза?

Да, определенные проблемы связаны с нестыковкой в национальных законодательствах. Когда формировался таможенный кодекс, то из всех трех государств таможенного союза только мы ратифицировали генеральную Киотскую конвенцию о таможенном оформлении и полный пакет документов к этой Киотской конвенции. А Россия с Белоруссией пока ратифицировали только само соглашение, а не полный пакет. И в части международного права мы, безусловно, продвинулись вперед. Мы в большей степени находились в международных рамках в части таможенной сферы. И у нас стали формироваться такие институты как страхование таможенных рисков, например. При этом у нас страховка - 0,2 процента от таможенной стоимости товара. А в России это 2-3 процента. Но раз мы переходим в Таможенный Союз, мы начинаем работать по единым правилам. Естественно, мы пока эти вещи упускаем. И страхование таможенных рисков пойдет по повышенным ставкам, потому что мы должны иметь единые правила игры.

Следующий момент - налоговое законодательство. Здесь у нас, во-первых, разный уровень НДС во всех странах. И второй момент, что у нас в Казахстане, по мнению экспертов, НДС - это в большей степени налог с оборота, а не с добавленной стоимости. Поэтому казахстанский товаропроизводитель больше был зажат налогами, нежели в России и Белоруссии. И здесь мы немного в неравных условиях. Значит, нам надо модернизировать наше налоговое законодательство, чтобы мы не были такими зажатыми, и чтобы налог был с добавленной стоимости, а не с оборота.

И последнее - это внешнеторговая политика. Россия имеет очень много обязательств. Это примерно 90 договоров. Белоруссия - чуть меньше, мы - еще меньше. Предстоит большая работа в части унификации внешнеторговой политики. Таможенный союз был продекларирован сверху. А снизу еще многие вопросы надо будет проработать, чтобы Таможенный Союз действительно заработал, как региональное объединение, как группировка, которая будет преддверием к единому экономическому пространству.

ИА REGNUM Новости: Если все, о чем вы говорите, будет согласовано, почему страны Таможенного Союза не продавили вступление в ВТО единым блоком? И вообще, как можно вступать в ВТО по отдельности, имея интегрированную таможенную систему?

Да, еще в июне премьер России В.Путин заявил о планах по вступлению в ВТО целой группировкой. Но оказалось, что реализация этого предложения не представляется возможной. В процессе переговоров представители ВТО отказались принять сразу три страны единым блоком. Поэтому мы будем вступать по отдельности. Но при этом - согласовывать свои позиции. На мой взгляд, конечно, было бы более эффективно вступать в ВТО целой группировкой, Таможенным Союзом. Потому что мы бы могли отстаивать свои интересы единым фронтом. И этот процесс шел бы более эффективно. Но сейчас, я думаю, раз мы будем вступать по отдельности, этот процесс затянется раза в три, потому что это будет в три раза больше переговоров, в три раза больше согласований и т.д. В этом плане наши страны опять находятся на разных уровнях. В большей степени в ВТО продвинулась Россия. Она шестнадцать лет это согласовывает. Шестнадцать лет - это вообще надо в Книгу рекордов Гиннеса занести, они перещеголяли даже Китай, который согласовывал позиции десять лет. А Россия - шестнадцать. Но зато Россия согласовала свои предложения. Мы идем вслед за Россией. У нас где-то 60% готовности нашего вступления в ВТО. А Белоруссия вообще, так сказать, активно не помышляла о вступлении во Всемирную торговую организацию. То есть у нее очень мало согласованных позиций по части вступления в ВТО. Поэтому, я думаю, процесс затянется.

ИА REGNUM Новости: При этом никто не считает вступление в ВТО хорошей затеей...

Надо сказать, что в большой степени наш товаропроизводитель окажется под угрозой. Потому что откроются границы, потому что на рынки хлынет дешевый товар, более конкурентоспособный. Мы будем лишены возможности субсидировать своего товаропроизводителя, его поддерживать, требовать от иностранных инвесторов, чтобы те нанимали нашу рабочую силу, покупали наши комплектующие изделия и т.д. Потому что в ВТО - все перед Богом равны, все живут по единым торговым законам. Конечно, надо признать, что это большая угроза для местного товаропроизводителя. С другой стороны - многие эксперты считают, что это некий катализатор для наших товаропроизводителей. Потому что если сидеть в состоянии постоянной государственной опеки, государственной поддержки, то товаропроизводитель не чешется, и не торопится. И поэтому пока будет длиться переходный период, пока мы будем вступать, надо сделать так, чтобы все ресурсы, которые государство выделяет на МСБ, доходили до бизнесменов. Надо повышать конкурентоспособность. Не сидеть и не плакаться. Правительством выделяются немалые деньги. Другой вопрос, что, может быть, не все деньги доходят до бизнеса. Может быть, деньги дорожают, пока проходят все звенья банковской системы. Поэтому сегодня наша главная задача - повышать свою конкурентоспособность. Если мы вступим в ВТО, мы будем жить по единым торговым законам.

И в этом плане формирование Таможенного союза - оно как бы генеральная репетиция перед ВТО. Пока только в рамках трех стран. Пока на рынки придет только российский товар, который будет идти беспошлинно, будет дешевым. И мы, в большинстве своем, можем переключиться на российский товар. Но не надо ждать этого. Надо поднимать свой потенциал, свои возможности. Это не высокопарные слова. Действительно надо работать. Когда в середине 90-х годов мы начали проводить активную инвестиционную политику, стали открывать свои границы, то наша пищевая промышленность, кондитерская, столкнулась с проблемой низких внешних тарифов. К нам хлынули и российские конфеты, и украинские конфеты. Но наш "Рахат" выстоял и сегодня конкурирует с ними. Конечно, ему сложно, но наш товаропроизводитель думает. Думает о дизайне своей продукции, они думает о технологиях. Конечно, есть проблемы. Многие вопросы в налоговой политике не решены. Но даже в этих тяжелейших условиях наша кондитерская промышленность работает. Они сразу же были брошены в состояние рыночной конкуренции. И мы с удовольствием покупаем сегодня наши конфеты. Конкуренция - это двигатель прогресса, конкурентная среда - это та среда, которая является фактором качества экономического роста, качества промышленного роста, поэтому уже сегодня нам нужно думать о повышении своей конкурентоспособности.

ИА REGNUM Новости: Буквально на днях во время заседания комиссии ЕврАзЭС в Москве вице-премьер Умирзак Шукеев предложил ускорить интеграцию в рамках Таможенного Союза на год. С учетом того, что вы сказали, - это правильная инициатива?

Сейчас работа по единому таможенному тарифу, по созданию Таможенного кодекса практически закончена. Надо теперь думать о компенсациях, чтобы мы меньше потеряли. Это будет решаться в рабочем порядке. А все правовые моменты по таможенному союзу уже согласованы и решены на уровне рабочих групп, на уровне интеграционного комитета. И уже в ноябре состоится подписание на уровне глав государств. Просто по плану было, что с 1 июля таможенный контроль будет перенесен на внешнюю российско-белорусскую границу, а на российско-казахстанской останется. И только к 2011 году внешний таможенный контроль будет перенесен на российско-казахстанскую границу. Но сегодня, по всей видимости, согласовав некоторые моменты, руководство нашей страны вынесло решение, что мы будем одновременно переносить внешний таможенный контроль на наши внешние границы. Это говорит о том, что наша страна реализовывает идеи нашего руководства по развитию интеграционных процессов. А альтернативы экономической интеграции нет, эти вопросы пришлось бы решать так или иначе. Потому что экономическая интеграция - это наша возможность объединяться, работать вместе, привлекать инвестиции, реализовывать совместные проекты и отвечать внешним угрозам. Особенно - мировому кризису.

ИА REGNUM Новости: Но ведь это не отменяет проблему разных даже по вектору направленности экономик? Сможем ли мы договориться в таких условиях?

Мы обязаны. В Таможенный Союз входят государства, которые более или менее подготовлены. Россия имеет огромный экономический потенциал в добывающих секторах, в обрабатывающей промышленности. Да, есть проблема модернизации наших экономик. Да, у нас проблема устранения тенденции примитивизации наших экономик. Но потенциал у нас имеется. Казахстан имеет огромный потенциал в нефтегазовом секторе, в атомной промышленности, в металлургическом секторе. И, естественно, мы сегодня ставим задачу модернизации экономик. Потому что - имеем огромный потенциал во всех других секторах. Мы имеем возможности противостоять внешним угрозам. И именно через интеграцию мы можем стимулировать наш внутренний спрос. Мы должны модернизировать транспортную инфраструктуру. Это строительство автомобильных дорог¸ железных дорог, железнодорожных магистралей. Это знаменитый коридор Западный Китай - Западная Европа. Металл сегодня имеет низкую цену на внешних рынках? Значит, мы должны направить его на развитие инфраструктурных отраслей. Сегодня энергетический сектор - это большая боль. Особенно электроэнергетический сектор. Идет сильнейший износ энергетического оборудования. Где наши предприятия? Предприятия в Санкт-Петербурге, в России, в Белоруссии. Сегодня, объединяясь, нужно делать большие заказы по модернизации электроэнергетического оборудования. Вот наш резерв для стимулирования внутреннего спроса. Для создания тех же рабочих мест. Мы сегодня должны внутри разобраться. И работать внутри слаженно. Проводить согласованную экономическую политику. Есть на это деньги? Да, у нас есть на это деньги. Мы сделали совместный антикризисный фонд. У нас созданы соответствующие финансовые институты. Евразийский банк развития, который сегодня реализует много проектов именно в инфраструктурных отраслях. Поэтому я полаю, что интеграция - это шаг к устойчивому развитию в посткризисный период. И это не пафос, это на самом деле так. Потому что весь мировой опыт показывает, что именно объединяясь, государства становятся более устойчивыми к внешним угрозам.

ИА REGNUM Новости: То есть Казахстан, начав более тесную экономическую интеграцию с Россией, сделал выбор основного стратегического партнера?

Наши приоритеты во внешней политике уже давно известны. Россия - стратегический партнер однозначно. В каком плане? Мы имеем самую протяженную сухопутную границу. У нас сильны связи во многих секторах экономики. Но, конечно же, среди стратегических партнеров и наши братья по постсоветскому пространству. Та же Беларусь. Что касается Центральной Азии - мы здесь тоже взаимодействуем. Кыргызстан, Таджикистан это, конечно, малые экономики, но это же буфер между южной Азией и Россией. Отсюда идет поток наркотиков, поток нелегальных мигрантов. Поэтому здесь мы тоже должны проводить грамотную политику. И, может быть, в посткризисный период необходимо будет начать проводить активную инвестиционную политику. А раз мы должны проводить активную инвестиционную политику, мы должны усиливать свою роль в Центральной Азии. В этом плане Казахстан имеет огромные возможности для укрепления своих позиций в качестве регионального лидера.

Кто еще входит в число стратегических партнеров? Конечно, Китай. Это великий сосед. Это гигантская экономика, вторая экономика в мире. И мы с Китаем также строим конструктивное сотрудничество. У нас активная инвестиционная политика. Китай недавно инвестировал в Казахстан 10 млрд. долларов. Это большие возможности для нашего посткризисного развития. Плюс сегодня мы устанавливаем договоренности по экспорту зерна и т.д. И, конечно, стратегическим партнером является Европейский Союз. Потому что в 2010 году мы идем в ОБСЕ. ЕС - европейский вектор. Для нас это очень важно. И с Европой у нас очень много совместных программ. Ну и потом, по уровню привлеченных инвестиций ЕС занимает лидирующие позиции. И это большой потенциал для развития нашей экономики. Потому что если будет работать горнодобывающий сектор, будут работать все остальные отрасли. Важно, чтобы здесь проводили грамотную структурную политику. Поэтому ЕС для нас тоже очень важный партнер. США остается важным партнером, объем привлеченных инвестиций из этой страны тоже очень велик.

ИА REGNUM Новости: Но ведь Таможенный союз бьет по партнерским отношениям с государствами Центральной Азии? Получается, что Казахстан создаёт барьеры, отгораживается от соседей таможенным барьером?

Мы ни от кого не отгораживаемся, ни в коей мере, просто Таможенный Союз требует определенного уровня развития экономик. Кыргызстан уже подал предложение о вступлении в Таможенный Союз. Ведутся переговорные процессы по ускорению вступления Кыргызстана. И Таджикистан по мере готовности тоже будет идти в эту сторону. Здесь ни у кого обид нет, все совершенно объективно. Экономики, которые уже реформированы, экономики, которые имеют большой потенциал, быстрее вступают в Таможенный Союз. Поэтому разноуровневая, разноскоростная интеграция имеет место. Что касается Узбекистана - это наш очень важный партнер. Но, к сожалению, он приостановил свое членство в ЕврАзЭС, но это право этого государства, и мы уважаем этот выбор. При этом мы взаимодействуем с Узбекистаном по многим внешнеэкономическим соглашениям. Узбекистан участвует в Центрально-Азиатском кольце по электроэнергии. Мы экспортируем много зерна в Узбекистан. С Узбекистаном есть совместные проекты. Другой вопрос, что у этой страны есть право корректировать приоритеты. И мы уважаем это право.