Интервью одного из крупнейших российских специалистов по истории голода в СССР начала тридцатых годов, доктора исторических наук, автора книги "Голод 1932-1933 годов. Трагедия российской деревни" Виктора Кондрашина ИА REGNUM Новости.

ИА REGNUM Новости: Как на данный момент обстоит ситуация с изучением голода в СССР в начале тридцатых годов? Чем отличается развитие данной темы в России и на Украине?

Тема "голодомора" была крайне актуальна на Украине на протяжении последних 20 лет. Там очень активно велась научно-исследовательская работа, но она шла по определённому заказу. И они, по сути дела, "выработались" в рамках своего подхода. На данный момент эти исследования, в общем, прекратились. Сейчас украинские специалисты больше занимаются иллюстрацией известных фактов. А у нас в России, наоборот, в последние годы эта тема активно разрабатывается, поэтому если раньше в ней задавали тон украинские коллеги, то сейчас акцент переключается на российских исследователей. Они оперируют новыми документами, которые позволят создать взвешенную картину. Поэтому сейчас именно российские историки идут в фарватере этой темы.

Также нужно сказать о том, что для России эта тема не является первостепенной. У нас великая история, и в нашей истории были разные события. Мы не будем использовать эту трагедию в политических целях, к примеру, для консолидации нации и воспитания молодёжи, как это делается на Украине. Мы не будем уподобляться Киеву, идя по этому пути. Главный путь для нас - это научная дискуссия, научное исследование, и мы идём по правильной дороге. А у них, по сути, исчерпана источниковая база, ничего нового они не дают. Они просто интерпретируют известные факты, и их позиция от этого не усиливается.

ИА REGNUM Новости: Можно ли говорить о том, что на Украине постепенно меняется официальная точка зрения по поводу "голодомора", в том числе и у людей, стоящих во главе процесса популяризации этой темы?

Люди, которые стоят во главе этого процесса, кажется, уже сами отошли от этой темы. Они занимаются другими вопросами. Украинские историки, в отличие от российских, не подтверждают свою позицию новыми фактами. И я думаю, что на Украине появятся серьёзные исследования. Просто в данной ситуации там не может быть каких-либо альтернативных подходов. На Украине есть историки, придерживающиеся более "мягких" версий, но они находятся под сильным политическим давлением. В то же время, политические силы, выступающие против нынешней власти, что-то делают в этом направлении. В частности, коммунисты недавно опубликовали книгу американского историка Марка Таугера о голоде начала тридцатых годов. Таугер не пользуется авторитетом у специалистов, однако он упирает прежде всего на природно-климатический фактор и считает, что голод был результатом засухи. Эта позиция пропагандируется коммунистами Украины.

А что касается просто украинских историков, то среди них есть очень хорошие специалисты. Но они занимаются другими темами, потому что в нынешней ситуации придерживаться другой позиции по "голодомору" очень сложно. А потом, мне кажется, что этим занимается вообще не так много историков. Это в большей степени идеология.

ИА REGNUM Новости: Будет ли ситуация с изучением "голодомора" на Украине как-либо меняться после того, как там будет выбран новый президент?

Ситуация будет меняться, причём в сторону компромисса. Мы в России много делаем по этому вопросу, и новая информация свидетельствует о том, что голод охватил огромные территории СССР, и что он везде сопровождался всеми ужасами, которые, как считалось ранее, были характерны только для происходившего на Украине. Поэтому я думаю, что украинская сторона признает, что в зерновых районах России голод был таким же сильным. Мне кажется, что в конечном итоге мы всё же придём к выводу о том, что это была общая трагедия крестьянства России и Украины, и что эту трагедию надо чтить. Я выступаю за то, чтобы у нас был общий день памяти жертв коллективизации и голода. Почему я так считаю? Потому что так было на самом деле. Истина рано или поздно восторжествует. Хотя на данный момент особого оптимизма нет, я верю, что рано или поздно мы придём к какому-то устраивающему всех консенсусу, и что по этому поводу не будет бурных дебатов. Голод тридцатых годов перестанет быть международной темой, став внутренним делом России и Украины. И самое главное: нужно перестать спекулировать на истории и начать заниматься современными вопросами, создавая такую идеологию, которая будет нас сближать, а не разъединять.