"В Киргизии пытают в СИЗО, РОВД, психиатрических лечебницах, в домах престарелых и даже в туберкулезном диспансере" - Эрнест Жанаев, координатор фонда "Голос свободы", рассказал корреспондент ИА REGNUM Новости о том, насколько распространены пытки в Киргизии.

Какова на сегодняшний день в Киргизии ситуация с пытками?

Только наша сеть правозащитников регистрирует один факт пытки в неделю. Пытки применяют как к несовершеннолетним, так и к престарелым людям. Около 90% фактов зарегистрированы в закрытых учреждениях при Министерстве внутренних дел, нередко в ходе дознания, либо в закрытых учреждениях при МВД, то есть в РОВД. Также пытки применяются в психиатрических лечебницах, в домах престарелых и даже в туберкулезном диспансере.

Сколько, по вашему мнению, остается скрытых фактов применения пытки?

В Киргизии пытают как минимум трех человек в сутки. И это только в заведениях МВД. То есть пытают минимум тысячу человек в год. Помимо этого, увеличилось число жалоб из воинских и пограничные частей. Сколько людей в результате гибнет?

За последние два года зарегистрировано шесть смертей. В том числе в закрытых учреждениях МВД четыре, в воинских частях - два. Насколько точны данные правозащитников. Доходят ли уголовные дела о пытках до судов? К сожалению, люди, которые жалуются на применение пытки, часто в дальнейшем отказываются давать показания из-за того, что их освободили или на них перестали давить органы. Они и рады, что дело закончилось. По нашим данным около 90% людей, переживших пытки, молчат об этом. Как развивается ситуация с пытками в последнее время? 2 года назад мы думали, что ситуация вроде бы должна улучшаться -парламент ратифицировал Факультативный протокол к Конвенции против пыток, президент призвал к борьбе с ними. Да и у нас появилась возможность регулярно посещать закрытые учреждения, тем самым предотвращая пытки, а не организовывая бессмысленную борьбу против представителей госорганов, которые их широко практикуют. Встречи с сотрудниками правоохранительных органов мы провели, однако впоследствии выяснилось, что ситуация все равно ухудшается.