После объявления правительствами Швеции и Финляндии своего решения о том, что они разрешают прокладку "Северного потока" в своих территориальных водах вопрос о том, почему "руководство" "Дженерал Моторс" приняло решение не продавать "Опель" является чисто риторическим: два поражения в один день американцы пережить не могут.

Потеря лица

Как известно, сам термин "потеря лица" является одним из ключевых для китайской этической мысли: "потеря лица" происходит в том случае, когда о проступке, поражении кого-либо начинают знать больше, чем двое. Соответственно, чем больше людей узнает о поражении, тем больше потеря лица. В данном случае, по факту одностороннего изменения руководством GM своего решения по Opel - о поражении США узнали все, кому не лень. Соответственно, США потеряли лицо (потерпели поражение) по максимуму.

Почему можно говорить о поражении? Все очень просто. И ежику понятно, что в этом вопросе дело было вовсе не в Opel как компании, производящей машины. Дело было в готовности США играть по общим для всех правилам. Американцы показали, что они так играть не умеют. Их последнее решение можно сравнить с действиями шахматиста, который очевидно проигрывая партию, смел фигуры с доски и ударил шахматной доской по голове оппонента.

Следовательно, т.к. история с Opel наглядно показала, что американцы играть по общим для всех правилам не готовы и не хотят, то доверять американцам не стоит. Но ведь вся мощь США базируется на долларе, который обеспечен исключительно доверием мировой политической и экономической элиты к тому, что США смогут обеспечить выплату своих долгов.

Тактика и стратегия пацанов

Т.е. выиграв в тактическом вопросе, США проиграли сразу в двух стратегических вопросах: во-первых, не смогли заблокировать строительство "Северного потока", во-вторых, нанесли сильный удар по своему деловому и политическому имиджу.

И если российское руководство в лице Владимира Путина, прекрасно понимая истинную природу американского властного комплекса, на этот факт отреагировало с иронией, ничуть не удивляясь пацанским действиям своих американских контрагентов, то правительство, политическая и деловая элита Германии явно пребывают в шоке, т.к. своими действиями администрация США* не только выставила Меркель посмешищем (напомним, что буквально три дня назад Меркель раскланивалась в американском парламенте перед американцами за их роль в объединении Германии), но и банально кинули немецких партнеров.

Так, исполнительный директор американской компании Фриц Хендерсон (Fritz Henderson) заявил, что помощь правительства Германии имела для Opel жизненно важное значение: "Без поддержки немецкого правительства Opel не удержался бы на плаву". Т.е. американцы взяли помощь немецкого правительства в критический для выживания компании момент, а потом, когда он был пройден, банально отказались от всех предыдущих договоренностей, к тому же скрепленных на бумаге.

Конечно, немцы переживут подобную потерю лица, но они, и в этом можно быть убежденным на 100%, никогда не забудут этого унижения, и при первом удобном случае вернут должок американцам.

Выводы на будущее

Очевидно, что, не сдержав своих эмоций из-за снятия последних вопросов относительно реализации "Северного потока", американцы не смогли сопоставить плюсы и минусы принятого решения: выиграв временно борьбу за Opel, они проиграли в гораздо большем - в отношении немецкой, да и в целом, значительной части европейской политической и деловой элиты к США.

Opel можно будет еще не раз купить и продать. С доверием так не бывает: как говорится, маленькая ложь приводит к большому недоверию. А т.к. доллар живет исключительно за счет доверия, то косвенный удар американцы сами нанесли и по символу своей мировой власти.

Но почему американцы приняли такое ошибочное решение? Ларчик открывается просто - потерпеть два поражения в один день для них было бы слишком. Они еще не готовы к таким ударам "судьбы", хотя, как показывает ход событий, привыкать к этому придется. Поэтому вместо того, чтобы отбросить ненужные эмоции и сохранить лицо после первого поражения, американцы опустились до того, что не заметили, как проиграли и вторую битву. Право, ничего лучшего для усиления союза старой Европы и России и придумать было бы сложно.

Поэтому за "прогулку на Opel" надо сказать американцам отдельное и большое: "Спасибо". Что в принципе, вчера и сделал председатель российского правительства. Теперь и Россия, и Германия имеют полное право в ответ показательно кинуть своих американских партнеров, показав тем самым, что они хорошо усвоили преподанный американцами урок ведения "переговоров". Чем элегантнее это будет сделано, тем больше телевизор мы будем смотреть.

_______________

* Почему имеет смысл говорить об администрации президента США как о руководстве компанией? - Потому что правительству США принадлежит 60,8% акций GM (http://www.dailycars.ru/cars/generalmotors/newgm_1.html). Соответственно, никакой так называемый "менеджмент" компании не может принять никакое самостоятельное решение без согласования с основным собственником компании, особенно с учетом того, что, во-первых, компания находится в состоянии банкротства, а во-вторых, правительство США вложило в GM более 20 млрд. долларов при нынешней капитализации компании всего в 5 млрд. долларов.