Отменить постановление Кабинета министров РТ, устанавливающее 250-метровую запретную зону для проведения публичных мероприятий у "особых" объектов, постановил Верховный суд России. Решение было принято в связи с заявлением известного республиканского оппозиционера Ирека Муртазина, последовательно отстаивавшего право жителей республики публично выражать свое мнение у знаковых присутственных мест - на Площади Свободы, перед зданиями Госсовета РТ и мэрии Казани.

Как сообщил ИА REGNUM Новости Ирек Муртазин, первое заседание ВС РФ по данному делу, состоявшееся 28 октября, было перенесено в связи с тем, что суду были не совсем понятны основания выхода постановления. А именно: отчего Кабинет министров РТ установил, что публичные мероприятия от "особых" объектов нельзя проводить именно в радиусе 250 метров, а не в зоне 249 или, например, 300 метров? Суд затребовал объяснений из Татарстана, но, как следует из принятого решения, основания были признаны неудовлетворительными.

Следует пояснить, что "особыми" объектами, требующими установления измеренной в метрах охранной зоны, в Татарстане были признаны все суды, тюрьмы, а также производственные объекты, на которых необходимо соблюдать специальные правила техники безопасности. Однако главной целью принятия постановления было, без сомнения, вполне понятное желание убрать участников различных акций протеста с центральной площади Казани - площади Свободы, где в одном месте сосредоточены и Верховный суд РТ, и здание Кабинета министров, и здание парламента республики. С принятием постановления у республиканских (а равно и городских властей) появился реальный аргумент для удаления всех митингующих и пикетирующих "подальше с глаз".

Так, например, последний митинг и демонстрация казанских предпринимателей, протестующих против сноса их киосков и павильонов, были проведены не на обычном месте волеизъявления казанцев, а за оперным театром, где, впрочем, им также не дали пройти маршем и вскоре блокировали превосходящими силами милиции.

Тем не менее, из каждого правила, даже собственного, в Татарстане бывают исключения. В частности, митинг татарских националистов - так называемый День памяти защитников Казани в 1552 году (новое название - День шахидов) был проведен 11 октября в непосредственной близости от здания Верховного суда РТ. Вероятно, сепаратистские лозунги и речи в защиту суверенитета (в исполнении находящейся под следствием Фаузии Байрамовой и условно осужденного по 282 статье УК Рафиса Кашапова) не представляют угрозы для функционирования республиканских органов власти и правосудия.

Это обстоятельство обсуждалось и во время слушания дела. Ирек Муртазин напомнил, что кроме националистов, свой митинг 7 ноября провели на площади Свободы местные коммунисты, жестко критиковавшие федеральную власть (что, однако, также не вызвало реакции властей республики). В ответ на это представитель Кабинета министров РТ в суде Лариса Глухова признала, что оба митинга - и националистов, и коммунистов в нарушение постановления имели место, с этим сейчас разбираются правоохранительные органы.

Таким образом, заявитель Муртазин (сам привлеченный в настоящий момент к суду по заявлению его бывшего шефа - президента РТ Минтимера Шаймиева) хоть и косвенно, но помог избежать наказания организаторам обеих акций. А казанская площадь Свободы снова стала свободной. Пусть даже на время и теоретически.